Содержание и функции финансов некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

Файлы: 1 файл

151 Предпринимательство как форма организации хозяйственной деятельности в рыночной экономике (некоммерческие организации).docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

предоставления бюджетных  ассигнований, размещения социального  заказа;

5) между некоммерческой  организацией и ее сотрудниками  по поводу выплаты заработной  платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой  организацией и коммерческим  банком по поводу расчетно-кассового  обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой  организацией и коммерческими  организациями в связи с осуществлением  предпринимательской деятельности.[15,c.74]

 

2.1.РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА

 

Любое социальное государство, каким и является Российская Федерация, обязано заботится о своих  гражданах. Целью такого государства  является создание благоприятных условий  для достойной жизни населения  страны. Для этого государство  может осуществлять социально ориентированный  характер экономики, осуществлять соответствующую  бюджетную политику. Однако, необходимо признать, что государство не всегда способно решить все существующие проблемы. В результате чего появился новый  вид некоммерческих организаций  – социально ориентированных, деятельность которых связана с поддержкой незащищенных слоев населения: малоимущих семей, стариков, инвалидов, бездомных  детей.

В перспективе часть функций  государства переходит к таким  организациям. Однако, необходимо отметить, что социальные организации неспособны, да и не должны выполнять таких  функций в силу объективных причин. Так, например, здравоохранение, правоохранительная деятельность, образование, культура все  это должно обеспечиваться государством. С одной стороны, социальные организации  могут действительно помогать малоимущим, больным, сиротам. С другой стороны  и самому государству необходимо стимулировать появление таких  организаций. В 2010 году в федеральный  закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»  были внесены изменения, а именно глава 6 «Поддержка некоммерческих организаций. Контроль за деятельностью некоммерческих организаций» была дополнена рядом  статей (ст. 31.1 – 31.3).

Известный американский социолог Питер Друкер четко сформулировал  различие ролей между тремя секторами (государство, бизнес, общество) и обозначил  особую миссию некоммерческих организаций: «Задача государства – разрабатывать  правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса – зарабатывать деньги. Задача организаций социального сектора – способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пробуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан – это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы» [1, с. 3-34].

Сегодня Российский некоммерческий сектор – это более полумиллиона организаций. Примерно треть из них  реально действует, ведет активную деятельность, оказывает услуги социального, информационного и образовательного характера, аналогов которым зачастую нет ни в государственном, ни в  муниципальном, ни в частном секторе [2].

Как показывают многочисленные исследования, без вмешательства  некоммерческих организаций в большинстве  регионов России игнорировались бы такие  актуальные для общества проблемы, как обеспечение равных возможностей для инвалидов, поиск новых механизмов устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, защита от семейного насилия, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, отстаивание права граждан на здоровую окружающую среду, социальная реабилитация, комплекс проблем, связанных  с территориальным самоуправлением, и др. [3].

Некоммерческий сектор –  это эффективный поставщик социально  значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать  на потребности населения, новые  социальные вызовы и проблемы, но и  низкими административными издержками.

Некоммерческие организации, отражая интересы различных, в том  числе незащищенных групп населения, играют важную роль в развитии демократии. Неправительственные организации  заняты лоббизмом и представительством интересов различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности  участвовать в процессе выработки  и принятия решений. Они формируют общественное мнение. В странах с развитой демократией роль некоммерческих организаций в выработке социально-экономической политики на общенациональном и местном уровне публично признается государством. Например, в Великобритании в 1997 году был принят официальный документ, провозглашающий основные принципы партнерства между правительством и некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации  в РФ занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных  служб и судебной системы. Данные российские организации – это  катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан  чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор рассматривается  как организационная основа гражданского общества.

Сотрудничество коммерческого  и некоммерческого сектора носит  взаимовыгодный характер: первому оно  приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности среды  для ведения бизнеса; второму - ресурсы  для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или благотворителями, корпорации используют позитивный образ  НКО в своих рекламных и  маркетинговых программах, в отношениях с общественностью. Некоммерческий сектор предоставляет корпорациям  и отдельным состоятельным людям  специфическую услугу – возможность  удовлетворить их потребности творить  добро, которая реализуется в  виде благотворительных проектов и  программ. Предприниматели заботятся  об увеличении доходов, преумножают  совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор – обеспечивает его рациональное перераспределение [4].

Таким образом, некоммерческий сектор в Российской Федерации вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.

Совершенно очевидно, что  в России идет активный процесс формирования и развития некоммерческого сектора. Например, для осуществления проектной  деятельности ежегодно для социально  ориентированных некоммерческих организаций  выделяются президентские гранты, осуществляется поддержка через получение субсидий из федерального бюджета, оказывается  помощь коммерческими организациями.

За рубежом некоммерческие организации давно играют значимую роль в предоставлении социальных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении. При этом, на Западе решение о  сотрудничестве с некоммерческими  организациями в качестве исполнителя  задач, стоящих перед госучреждением, принимается, если она способна предоставить «услугу превосходящего качества».

Специально оказывать  поддержку некоммерческим организациям никто не будет, там они конкурируют  с федеральными и муниципальными учреждениями.

Согласно официальному докладу  Главного бюджетного управления (независимое  агентство Конгресса США), некоммерческий сектор является ценным партнером властных структур, потому что способен привлекать негосударственные ресурсы для  решения государственных задач [5].

Российские некоммерческие организации взять на себя роль, успешно выполняемую коллегами  за рубежом, пока в полной мере не готовы. Существует множество проблем в  отношении третьего сектора. Прежде всего, необходимо разрешить вопрос недоверия большинства населения  к общественным организациям, показанное в большинстве статистических исследований [6; 7]. Причинами таких результатов  являются: низкий уровень информированности  о деятельности некоммерческих организаций, отсутствие форм работы с населением, соответственно отсутствие общественной поддержки, не всегда профессиональный подход самих некоммерческих организаций, отсутствие финансовой прозрачности: невозможно отследить на какие цели используются привлеченные средства граждан.

Чтобы действительно переломить ситуацию, необходима активная образовательная, пропагандистская кампания всероссийского масштаба, своего рода «гражданский всеобуч» с целью повышения грамотности  населения в вопросах развития гражданского общества и дальнейшего привлечения  россиян к участию в гражданских  инициативах и самоуправлении на низовом уровне [8].

Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ в  ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях»  были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление  получила новая разновидность некоммерческих организаций - социально ориентированные  некоммерческие организации. Последними признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных  ФЗ-№7 формах (за исключением государственных  корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение  социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а  также виды деятельности, предусмотренные  статьей 31.1 указанного закона.

Видится необходимым исследовать  те проблемные моменты, которые, содержат поправки к ФЗ-№7. Пока не будет каких-либо разъясняющих постановлений, пояснительных  записок можно руководствоваться  лишь мнениями ученых [9, с. 45-48].

В настоящее время публично высказанных мнений немного, приведём одно из них: «...есть некоторые трудности  применения Закона № 40-ФЗ. Многие его  положения требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных  правовых актов, изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др., что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования на решение острых социальных проблем.

Благие намерения помощи государства социально-ориентированным  некоммерческим организациям должны подкрепляться  ростом экономики и бюджетных  поступлений, что в условиях продолжающегося  мирового экономического кризиса проблематично.

По мнению российских учёных закон № 40-ФЗ имеет коррупционную  составляющую. При его реализации может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций  в реестры льготников. Он открывает  возможности для организации  недобросовестной конкуренции тем  руководителям социально-ориентированных  некоммерческих организаций, которые  не обременены традициями и правилами. Они могут активно включиться в процесс создания организаций  данного типа, получить налоговые  льготы, финансовую помощь и создать  нездоровую конкуренцию с некоммерческими  организациями, которые действительно  ведут социально значимую деятельность».

 

2.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА «ПОДАРИ ЖИЗНЬ»

 

Цель Фонда: помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями.

Основные задачи Фонда:

  • сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;
  • помощь детским онкологическим и гематологическим клиникам;
  • привлечение общественного внимания к проблемам детей с онкологическими и гематологическими заболеваниям;
  • оказание социальной и психологической помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями;
  • содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках;
  • содействие развитию безвозмездного донорства крови.

Фонд «Подари жизнь» создан 26 ноября 2006 года. ( Приложение 1). Но команда Фонда существует уже давно. Мы многое уже сделали вместе. Мы собирали средства в пользу детей, больных раком, на концертах, которые так и назывались: «Подари жизнь» (2005, 2006). Мы рассказывали о проблемах этих детей в средствах массовой информации. Мы вместе с вами искали доноров крови и деньги на лекарства для пациентов Федерального центра детской гематологии. И просто старались сделать жизнь наших подопечных чуточку счастливее, устраивая для них конкурсы, экскурсии, праздники. 1Сегодня под опекой Фонда пока находятся дети с онкологическими и гематологическими заболеваниями из 7 клиник: Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ ДГОИ), Российской детской клинической больницы (РДКБ), Российского научного центра рентгенорадиологии (РНЦРР), Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы (НПЦ в Солнцево), НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН, Морозовской детской городской клинической больницы (МДГКБ) и Московской городской больницы им.Боткина. Расчетный счет Фонда открыт в Сбербанке России. Руководство Сбербанка пошло нам навстречу и открыло счет на льготных условиях. Фонд «Подари жизнь» не платит банку за обслуживание счета. Лица, перечисляющие деньги на счет Фонда через Сбербанк, не должны платить комиссию за перечисление. Это сделано для того, чтобы каждый перечисленный рубль шел на помощь детям.

Двадцатый век Фокс и Фонд «Подари жизнь». 6 декабря 2007 года стартовала благотворительная акция под названием «Настоящий Новый Год!». Акция проходит при содействии фонда «Подари жизнь».

Впервые в России один из лидеров на рынке DVD-продукции выступил с предложением использовать свой продукт  с целью оказания помощи больным  детям. «На моей памяти это первый случай, когда кино - или DVD-дистрибьютор запускает подобную акцию. Этот год  был очень удачным для нас  – такие фильмы, как, например, «Ночь  в музее», прошли с большим успехом, и мы захотели как-то поделиться этим успехом. Наша единственная мотивация  здесь – с помощью наших  замечательных фильмов устроить отличный Новый Год, который поможет  детям», - утверждает Михаэль Шлихт, Генеральный директор «Двадцатый Век  Фокс СНГ». 2 Детский рак излечим. Это опасное, тяжелое, но излечимое заболевание. Каждый год в России около пяти тысяч детей заболевают раком. Но мы больше не боимся думать об этих детях. Мы хотим, чтобы дети были предметом любования и восхищения, а не предметом скорби!», – это слова соучредителя фонда «Подари Жизнь» Чулпан Хаматовой. На инициативу компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» откликнулись многие наши партнеры, среди которых главным информационном партнером выступил журнал «Total DVD». В рамках благотворительной акции в период с 6 по 31 декабря 2007 года компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» выпустила на рынок коллекцию 20-ти лучших фильмов для семейного просмотра из каталога студии Twentieth Century Fox, среди которых есть такие любимые всеми хиты, как «Гарфилд» и «Ледниковый период», в уникальной упаковке. Обложка кaждого диска нарисована детьми, находящимися под опекой фонда.

Информация о работе Содержание и функции финансов некоммерческих организаций