Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:16, курсовая работа
В конце 20-го века рынок был ещё не на столько развит, чтобы покупатель мог приобрести в определённый момент жизни нужный ему товар, а сегодня этого в избытке. У покупателя появилось право выбора. В связи с развитием большого количества отраслей промышленности, предприятий, появилось очень много практически одинакового товара. Почему это происходит?
Введение………………………………………………………………………..3
Монополия
Понятие и виды монополии…………………………………………………....4
Монопольная власть……………………………………………………………6
Ущерб, причиняемый монополией……………………………………………7
Конкуренция
Понятие и виды конкуренции…………………………………………………7
Виды конкуренции……………………………………………………………..8
Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция………………….....8
Различия между конкурентным и монопольным рынком………………….11
Вывод………………………………………………………………………......12
Список литературы………………………………………………………...….13
Введение…………………………………………………………
Монополия
Понятие и виды
монополии…………………………………………………..
Монопольная власть……………………………………………………………6
Ущерб, причиняемый монополией……………………………………………7
Конкуренция
Понятие и виды
конкуренции…………………………………………………
Виды конкуренции…………………………………………………
Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция………………….....8
Различия между конкурентным и монопольным рынком………………….11
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
В конце 20-го века рынок был ещё не на столько развит, чтобы покупатель мог приобрести в определённый момент жизни нужный ему товар, а сегодня этого в избытке. У покупателя появилось право выбора. В связи с развитием большого количества отраслей промышленности, предприятий, появилось очень много практически одинакового товара. Почему это происходит?
Есть некоторый фактор, очень
сильно влияющий на развитие
экономики нашей страны. Это конкуренция.
Борясь за развитие своего
предприятия, каждый предприниматель
пытается сделать такое
А вот борьба за первенство, единство и качество – это монополия. Одна фирма-монополист - один товар. Все стремятся быть первыми.
Казалось бы, что монополия и конкуренция – два схожих понятия, но оказалось, нет. Добраться до сути мы сможем, если разберём их по отдельности.
Монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства, не имеющего близкого заменителя.
Различают три вида монополии:
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях.
Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.
Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причём этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства (например, военная промышленность, оборонная промышленность), причём они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объём, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью вовсе не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. Обладание монопольной властью – это свобода устанавливать цену на свой товар (монопольная цена).
Монопольная цена – специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости или цены производства, обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли.
Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объём выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объём выпуска, или уровень цен.
В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
Ущерб, причиняемый монополией – это потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам*, то при монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, ухудшается благосостояние потребителей и растёт благосостояние фирм-монополистов.
Рынок немыслим без конкуренции. Американские профессоры экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что «сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей – предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену».
Конкуренция – это борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.
*Издержки
производства – это
Виды конкуренции:
Существуют четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
Рынок, на котором преобладает чистая (совершенная) конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать всё, что нужно по существующей рыночной цене.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные стратегии для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-нибудь сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придётся реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего объёма услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счёт снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придётся либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
При чистой монополии на рынке всего один продавец (как описывалось выше). Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей.
Конкуренция: |
Характеризуется: |
Чистая |
1.Множеством мелких фирм; 2.Однородностью продукции; 3.Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); 4.Равным доступом ко всем видам информации. |
Монополистическая |
1.Множеством мелких фирм; 2.Неоднородностью продукции; 3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); 4.Несколько ограниченным доступом к информации. |
Олигополия |
1.Небольшим числом крупных 2.Неоднородностью (или однородностью) продукции; 3.Возможными затруднениями при выходе (из отрасли) 4. Несколько ограниченным доступом к информации. |
Монополия |
1.Одной фирмой; 2.Уникальностью продукции; 3.Практически непреодолимыми барьерами на вход; 4. Несколько ограниченным доступом к информации. |
Информация о работе Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция