Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2014 в 16:57, курсовая работа
Цель работы – анализ положений Конституции РФ и федеральных законодательных актов об организации системы управления развитием территорий.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к организации системы управления развитием территорий.
2. Выявить основную проблему в современных условиях.
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.
Введение
1.Особенности управления развитием………………………………3
2. Факторы развития регионов и городов……………………………………………
3. Общие субъекты управления развитием территории в регионах……
4.Содержание территориальных задач и целей………………………………………
5. Эффективность в территориальном аспекте………………………………………………….
6. Общая теория совершенствования экономического механизма управления рисками на предриятии …………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Российский государственный социальный университет Филиал в г. Курск
Специальность: 080504.65 Государственное и муниципальное управление
По дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Совершенствование системы или механизма управления экономического региона»
Выполнила:
Студентка ГМУ
Сибилёва Елена
Проверила:
Преподаватель
Шатохин М.В
Введение
1.Особенности управления развитием………………………………3
2. Факторы развития регионов и городов……………………………………………
3. Общие субъекты управления развитием территории в регионах……
4.Содержание территориальных задач и целей………………………………………
5. Эффективность в территориальном аспекте………………………………………………….
6. Общая теория совершенствования экономического механизма управления рисками на предриятии …………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов.
Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует пристального и непрерывного наблюдения и изучения.
Очевидно, что это состояние определяется многочисленными факторами, как объективными (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления.
В сложных условия выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием.
Цель контрольной работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов посредствам Конституции РФ и федеральных законодательных актов об организации системы управления развитием территорий.
Объект работы - система реализации управления развитием территорий.
Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы управления развитием территорий.
Цель работы – анализ положений Конституции РФ и федеральных законодательных актов об организации системы управления развитием территорий.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические
подходы к организации системы
управления развитием
2. Выявить основную проблему в современных условиях.
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.
1. Особенности управления развитием
Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направлено на достижение некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, деградации.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой страны, любого региона, города или района.
Управление развитием любого объекта выделяется в относительно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию различаются:
- управление функционированием фирмы и управление развитием фирмы;
- управление функционированием
университета и управление
- управление функционированием
региона и управление
Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием:
- в рамках фирмы - управление функционированием производства (диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий);
- в рамках вуза - управление
функционированием учебного
- в рамках региона или
города - управление функционированием
региональных и городских
В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования.
Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.
Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких, как бизнес-планирование, группы качества и др. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование.
2. Факторы развития регионов и городов
Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняющие действие основных факторов экономического развития регионов и городов.
Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.
Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и других материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам дешевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно товаров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта.
Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные различия размещением производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию как результат агломерационного эффекта: совокупные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации.
Дополнительный потенциал развития крупных центров возникает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театральная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.
Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона.
Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства, а его инфраструктуру (строительные организации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспортные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.
3. Общие субъекты управления развитием территории в регионах
К числу общих субъектов управления развитием в регионах можно отнести высшие государственные органы власти РФ (Президент, Правительство, Федеральное Собрание), поскольку принимаемые ими решения и нормативные акты затрагивают сферу управления развитием территорий в наибольшей степени, ибо именно они создают экономический и политический климат в стране. Однако в свете данной работы рассматривать полномочия данных органов нецелесообразно.
В Российской Федерации существует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Информация о работе Совершенствование системы или механизма управления экономического региона