Совершенствование системы или механизма управления экономического региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ положений Конституции РФ и федеральных законодательных актов об организации системы управления развитием территорий.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к организации системы управления развитием территорий.
2. Выявить основную проблему в современных условиях.
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения.

Содержание работы

Введение
1.Особенности управления развитием………………………………3
2. Факторы развития регионов и городов……………………………………………
3. Общие субъекты управления развитием территории в регионах……
4.Содержание территориальных задач и целей………………………………………
5. Эффективность в территориальном аспекте………………………………………………….
6. Общая теория совершенствования экономического механизма управления рисками на предриятии …………………………………………
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эконом.теория.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

- мониторинг и анализ  социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов  по Российской Федерации, субъектам  и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных  и ежемесячных докладов о состоянии  экономики;

- разработку государственных  прогнозов социально-экономического  развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской  Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики  на краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный периоды, прогнозных  расчетов общеэкономических показателей  системы национальных счетов;

- подготовку заключений  по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов  предпринимательской деятельности  или их отношения с государством, а также оказывающих влияние  на макроэкономические показатели  развития страны, в которых дается  оценка влияния соответствующих  решений на макроэкономические  показатели и их последствий  для субъектов предпринимательской  деятельности;

- регистрацию проектов  и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов  и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

- функции национального  координационного бюро по использованию  консультационно-технического содействия  Европейского союза;

- координацию деятельности  федеральных органов исполнительной  власти по привлечению в экономику  Российской Федерации прямых  иностранных инвестиций;

- формирование мобилизационных  планов экономики, разработку принципов  управления экономикой в условиях  военного времени;

- формирование проекта  государственного оборонного заказа;

- подготовку в установленном  порядке заключений по проектам  федеральных целевых программ, а  при необходимости организацию  экспертизы указанных проектов;

- проведение расследований, предшествующих введению специальных  защитных, антидемпинговых или компенсационных  мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в  установленном порядке предложений  о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных  мер Постановление Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о Министерстве экономического  развития и торговли Российской  Федерации» от 27.08.2004 N 443 (ред. от 20.05.2005) // СЗ РФ от 06.09.2004, N 36, ст. 3670. и другие полномочия в сфере экономического развития, которые ввиду своей отраслевой принадлежности не могут не влиять на управление развитием территории в субъектах РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 30.06.2004 N 321 (ред. от 31.12.2004) // СЗ РФ от 12.07.2004, N 28, ст. 2898, СЗ РФ от 10.01.2005, N 2, ст. 162.

Помимо указанных министерств, так или иначе деятельность и иных органов федеральной государственной власти прямо или косвенно влияет на политику и практику управления развитием территории субъекта РФ.

Так, например, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» от 22.07.2004 N 370 (ред. от 30.07.2004) // СЗ РФ от 02.08.2004, N 31, ст. 3260, СЗ РФ от 09.08.2004, N 32, ст. 3347.

Кроме федеральных органов государственной власти в число субъектов управления территориальным развитием в регионах могут быть включены также высшие органы государственной власти регионов.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.10.1999, N 42, ст. 5005, СЗ РФ от 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 25.

Так, в соответствии с Уставом Красноярского края Устав Красноярского края от 29.02.1996 N 8-252 (ред. от 28.01.2005) // Красноярский рабочий от 29.03.1996, № 60, Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 07.02.2005, № 5. Губернатор края - Председатель Совета администрации края возглавляет Совет администрации края и организует его работу.

Посредством законов края, принимаемых Законодательным Собранием края, осуществляется:

- по представлению Губернатора  края утверждение краевых целевых  программ экономического, социального  и иного развития края;

- по представлению Губернатора  края утверждение краевого бюджета, внесение в него изменений  и отчета о его исполнении;

- установление порядка  образования и деятельности краевых  внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов о расходовании  средств этих фондов;

- установление налогов  и сборов, установление которых  отнесено федеральным законом  к ведению края, а также порядка  их взимания;

- принятие решения о  проведении краевого займа и  условиях его размещения и  погашения;

- определение краевого  бюджетного устройства и бюджетного  процесса;

- установление порядка  управления и распоряжения собственностью, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах коммерческих  и некоммерческих организаций  независимо от организационно-правовой  формы;

- правовое регулирование  земельных отношений в соответствии  с федеральным законодательством;

- утверждение схемы управления  краем, определение структуры высшего  исполнительного органа государственной  власти края;

- определение порядка  организации и деятельности Счетной  палаты края;

- установление административно-территориального  устройства края и порядка  его изменения;

- утверждение заключения  и расторжения договоров края;

- нормативное регулирование  по иным вопросам, если такое  регулирование согласно федеральному  законодательству прямо возлагается  на орган законодательной власти  субъекта Российской Федерации  либо поручается субъекту Российской  Федерации или его органам  государственной власти без отнесения этого регулирования к компетенции конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также до принятия федеральных законов нормативное регулирование по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

- определение порядка  организации и деятельности Региональной  энергетической комиссии Красноярского  края в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности в пределах и формах, установленных Уставом края, законами края:

- осуществляет наряду  с другими уполномоченными на  то органами контроль за соблюдением и исполнением законов края, исполнением краевого бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью края;

- дает согласие на назначение  Губернатором края председателя  Региональной энергетической комиссии  края, а также согласует назначение  заместителя председателя Региональной  энергетической комиссии края  в порядке, предусмотренном законом  края;

- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами  и законами края.

Совет администрации края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики.

Совет администрации края:

- осуществляет в пределах  своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав  и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

- разрабатывает для представления  Губернатором края в Законодательное  Собрание края проект краевого  бюджета, а также проекты программ  социально-экономического развития  края;

- обеспечивает исполнение  краевого бюджета и готовит  отчет об исполнении краевого  бюджета и отчеты о выполнении  программ социально-экономического  развития края для представления  Губернатором края в Законодательное  Собрание края;

- разрабатывает и реализует  финансовую и инвестиционную  политику в крае; способствует  развитию предпринимательства; обеспечивает  рациональное размещение производительных  сил в крае, занятость населения;

- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом края и законами края, а также соглашениями с федеральными  органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции  Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110

                              

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Критической отметки достигла степень различия в уровне экономического и социального развития регионов. По прожиточному минимуму дифференциация субъектов РФ превысила пороговое значение более чем в 3 раза.

Однако, существует огромный мировой опыт управления самыми различными экономическими ситуациями, этот опыт можно и нужно использовать применительно к нашей стране.

Процесс формирования и становления регионального и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований.

Отсюда основные задачи регионального и муниципального менеджмента на настоящий момент:

- обеспечение высокого  уровня и качества жизни населения;

- формирование условий  и предпосылок перехода регионов  и муниципальных образований  к устойчивому развитию;

- выработка и реализация  структурной, инвестиционной и научно-технической  политики.

Все более значимое место в современном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.

В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др. Основными факторами успеха в управлении региональным развитием становятся уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.

Первые семена эффективного управления развитием территорий в нашей стране уже брошены, остаётся только правильно за ними ухаживать, регулировать их рост, защищать от негативных воздействий и скоро и наша страна ощутит результаты от прогрессивных методов управления. А они уже есть, и довольно многообещающие.

 

 

                          Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации.- М.,1993.

2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Информация о работе Совершенствование системы или механизма управления экономического региона