Совместные предприятия и их место в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать существование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики, его социально-экономические признаки и формы организации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
проанализировать определения предприятия;
выделить признаки и методы классификации предприятий по формам организации и социально-экономическим признакам;
охарактеризовать совместные предприятия в российской экономике.
охарактеризовать современную российскую ситуацию в совместных предприятиях.

Файлы: 1 файл

sovmestnye_predpriyatiya._problemy_razvitiya__nedostatki_i_t.d..doc

— 553.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

 

Рынок - совокупность интересов и действий, существующих у потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.

Актуальность исследования определяется тем, что  предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени), предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.

Цель исследования –  проанализировать существование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики, его социально-экономические признаки и формы организации.

В соответствии с целью  поставлены следующие задачи:

  • проанализировать определения предприятия;
  • выделить признаки и методы классификации предприятий по формам организации и социально-экономическим признакам;
  • охарактеризовать совместные предприятия в российской экономике.
  • охарактеризовать современную российскую ситуацию в совместных предприятиях.                        

За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а, также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно,  а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Все эти факторы, несомненно, положительно влияют на российскую экономику. Много десятилетий в области отношений с иностранными партнерами в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей и отношений. Но с объявлением перестройки, с 1986 г. начинается постепенное реформирование в этой области, и к 1990 году права на образование предприятий с совместным иностранным капиталом получают не только государственные внешнеторговые организации, но и отраслевые, республиканские и региональные, муниципальные представители развивающегося бизнеса. Стали получать право непосредственного выхода на внешний рынок также и промышленные (и не только) производители экспортной продукции. Стоит отметить, что трудности и задачи налаживания внешних связей, образования совместных предприятий тесно связаны с общим экономическим положением России. Даже сейчас, через 10 лет после падения социалистической системы экономики, проблема равноправного участия России в мировой торговле, создании новых всемирных связей и международных предприятий остается актуальной, хотя, несомненно, имеются и положительные сдвиги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Место предприятия в системе рыночной экономики.

    1.   Классификация предприятий по их социально-экономическим признакам.

Основными экономическими агентами, принимающими решения в  рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский сектор. Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Предприятия - экономические  агенты или лица, действующие в  рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:

· самостоятельно принимает решения;

· реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

· стремится к получению  дохода и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной  деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Прежде всего, предприятия  отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и  непроизводственной сферы, далее - по менее  крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).  Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции этих предприятий весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары, упаковки и маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение акта об ущербе, если таковой был, осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых поставок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др. Далее, основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и под отраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).

Одной из важнейших характеристик  предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Определение размеров предприятия по числу занятых  может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п. Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние и близкие к мелким предприятия. В разных странах по-разному определяют, что значит малое или крупное предприятие. Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия. Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия. Государственные предприятия выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или государственной компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

 По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия. Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IBM при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей. Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами. Иностранные компании обычно регистрируются в стране местонахождения в качестве филиалов, дочерних или ассоциированных компаний заграничных головных фирм. Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий  для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для  совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно-правовых форм предприятий - юридических лиц  и определены права граждан - физических лиц. Граждане (физические лица) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

    1.  Предприятия в системе рыночных отношений.

Рынок представляет собой  социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ через процесс взаимного  приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен.

Основными составляющими  рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос характеризует  желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит  от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос. Предложение - количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

Информация о работе Совместные предприятия и их место в рыночной экономике