Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В последние 10 лет в России сложилась довольно непростая политическая и
экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом
все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены
уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным
требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с
иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим
на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными
актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.

Содержание работы

Введение______________________________________________2
1. Совместные предприятия (СП)_________________________4
1.1.Сущность, цель и этапы развития СП__________________4
1.2.Формы СП________________________________________9
1.3.Экономические основы функционирования СП_________11
1.4.Масштабы дейтельности СП_________________________14
2. Организация создания СП_____________________________16
3. СП: проблемы становления и развития__________________22
3.1.Правовые основы создания СП_______________________22
3.2.Экономические интересы сторон_____________________27
3.3.Масштабы развития и эффективность СП______________29
4. Управление международными СП в банковской сфере_____31
5. Иностранные инвестиции______________________________35
5.1.Иностранный капитал в экономике России______________35
5.2.Новые формы инвестиций____________________________40
Заключение_____________________________________________43
Список литературы________

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 116.15 Кб (Скачать файл)

экономике России, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить

государственное регулирование этого явления на приемлемых для всех участников

условиях. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить

хозяйственную независимость создаваемых на территории России СП. С другой

стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности, государство не

может оставаться сторонним зрителем этого процесса и должно ориентировать

деятельность СП на решение важных экономических и социальных задач текущего

или перспективного значения, то есть предприятия как самостоятельные

хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру

национальной экономики России.

    

    

1.2.           Формы СП

 

СП на территории России образуются с участием одной или нескольких

иностранных фирм и компаний и такого же числа отечественных предприятий,

объединений и других организаций, являющихся юридическими лицами. На

территории России могут быть созданы СП различных форм.

В зависимости от характера возникновения прежде всего выделяют учреждение

нового предприятия с определенным долевым участием иностранного капитала. При

этом может быть предусмотрено образование филиалов или дочерних компаний

вновь формируемого совместного предприятия.

Чаще всего совместные  предприятия возникают путем вовлечения иностранного

капитала в деятельность по расширению масштабов производства и повышению

эффективности уже существующих предприятий и объединений. Это делается либо

через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал,

либо посредством приобретения некоторого количества акций функционирующего

предприятия, либо через покупку имущества российской фирмы.

Возникшие таким путем СП, как правило, представляют собой инвестиционный

контракт, заключенный партнерами по поводу сооружения капиталоемких объектов

— гостиниц, офисов, промышленных предприятий или отдельных производств,

предусматривающих использование оборудования иностранного инвестора. Договор

о совместной деятельности предусматривает регулирование таких вопросов

совместной деятельности как определение масштабов производства, раздела и

сбыта продукции, порядок выплаты налогов, систему управления и сроки

сотрудничества.

Создание новых предприятий или значительное расширение существующих нередко

требует крупных финансовых ресурсов, которых может и не быть у участников

этого процесса. Тогда к делу подключаются инвестиционные банки. Они могут

финансировать создание проекта от стадии проектирования до его пуска.

Проектное финансирование давно применяется промышленно развитыми странами при

сооружении предприятий в развивающихся государствах. Суть его состоит в том,

что иностранное финансовое учреждение без гарантий местных правительств или

банков предоставляет займы только жизнеспособным проектам, реализация которых

обеспечит выплату займа и процентов по нему. Чтобы не оказаться в проигрыше,

финансовые советники кредиторов проекта тщательно изучают его экономические

параметры и осуществляют контроль вплоть до окончания строительства. Это

гарантирует финансовое обеспечение объекта в течении всего срока его

сооружения и ускоряет завершение строительства.

С организационной точки зрения совместные предприятия могут выступать в одно-

заводских и многозаводских формах. Напомним, что среди одно-заводских форм

предприятий, принанимающих участие в международных экономических отношениях,

имеются малые, средние и крупные  предприятия , а в группе многозаводских

предприятия – тресты, комбинаты, концерны и другие производственные

объединения.  Но в России в настоящее время СП образуются преимущественно в

разных одно-заводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий.

    

    

1.3.           Экономические основы функционирования  СП

 

В качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта СП имеют уставный фонд

учредительного капитала, который образуется за счет первоначальных и

дополнительных взносов их участников. Вклад в уставный фонд можно внести в

виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме

знаний, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в

виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами. Как

правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и

оборудования, лицензий и т.д. и оценивается как в российской, так и в

иностранной валюте с перерасчетом последнего в рубли по официальному

валютному курсу на день подписания договора о создании совместного

предприятия. Российский участник чаще всего предоставляет в уставный фонд СП

землю, природные ресурсы, здания и сооружения. Вклад российского партнера в

уставный фонд оценивается в том же порядке, что и зарубежного. При этом

стоимость материальных ценностей обеих сторон определяется по договорным

ценам с учетом цен мирового рынка. Если таковые отсутствуют, то стоимость

вносимого имущества устанавливается по согласованию сторон.

Совместные предприятия отличаются не только видами вкладов, но и соотношением

долей собственности их участников. Первоначально законодательством нашей

страны предусматривалось, что доля российской стороны в уставном фонде

учредительного капитала должна составлять не менее 51%. В настоящее время же

российская сторона соглашается на значительно меньшее участие своего капитала

в совместных предприятиях. Ведь контроль над компанией определяется не только

уровнем участия в капитале, но и тем, кто поставляет оборудование, запасные

части, технологию, другие факторы производства. Кроме того, не всегда имеет

смысл брать на себя большую часть ответственности, особенно на выходе с

новыми товарами на внешние рынки. Наконец, надо учитывать тот факт, что

зарубежного партнера волнует не столько соотношение долей собственности,

сколько законодательные гарантии свободного ее изъятия, вывоза прибылей,

общепринятые способы решения споров и другие практические вопросы.

Сформированный учредительный капитал – фундамент финансовой деятельности

совместного предприятия. Он может периодически пополняться специальными

отчислениями прибыли от собственной производственной или коммерческой

деятельности СП.

СП имеют самостоятельный баланс, они функционируют на основе коммерческого

расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они самостоятельно

разрабатывают и осуществляют программы производственной деятельности и

организуют сбыт своей продукции. Совместные предприятия по своим

обязательствам сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство не

несет ответственности за результаты их деятельности. Но их имущество подлежит

обязательному страхованию и охраняется существующим законодательством, не

может быть временно изъято государством или принудительно отчуждено за плату.

Систему функционирования СП определяет выработанный их участниками порядок

распределения доходов. После уплаты предусмотренных государством налогов, а

также отчислений в резервный фонд и фонды социального и производственного

развития полученная предприятием прибыль распределяется в соответствии с

условиями соглашения: в паевых товариществах – по долям внесенного имущества,

в акционерных обществах – по акциям, а в контрактных соглашениях – по

договоренности. Россия предоставляет зарубежным партнерам возможность

беспрепятственно переводить всю долю полученной прибыли за границу в

иностранной валюте. При этом все валютные расходы СП должны осуществляться за

счет средств, полученных от реализации продукции на внешнем рынке.

Важным аспектом управления СП является обеспечение их

высококвалифицированными кадрами. Труд с совместных предприятиях требует

специальной подготовки даже от тех россиян, которые получили внешнеторговое

образование.

Другая важная сторона управления совместными предприятиями – разделение

руководящих функций между партнерами. От него в большой степени зависит общий

результат деятельности предприятия и обеспечение интересов каждого его

работника. Поэтому решение этой проблемы тщательно регулируется. Оперативной

деятельностью СП занимается дирекция, которая состоит из российских и

иностранных граждан. При этом председателем правления и генеральным

директором совместного предприятия не обязательно должны быть граждане РФ.

Необходимой экономической предпосылкой организации эффективных совместных

предприятий сейчас является хорошее знание производственных и социальных

возможностей национальной экономики, текущих и перспективных проблем развития

производства. Эффект получает тот, кто может полнее судить о конкретном

состоянии своей экономики и ее возможностях включения в процесс международных

экономических отношений. Хорошо продуманная и экономически обоснованная

государственная стратегия формирования СП есть непременное условие их

быстрого создания и бесперебойного функционирования.

Функционирование же СП – это долгосрочное дело, которое должно обеспечить

повышение эффективности экономики и способствовать ее более активному

включению в систему международных экономических отношений. В связи с такой

перспективой важным экономическим и социальным фактором становится выбор

российским предприятием надежного и выгодного зарубежного партнера.

Российскому предприятию с самого начала надо определить требования, которые

оно хочет удовлетворить с помощью совместной деятельности с иностранной

фирмой. Продумав систему конкретных целей, отечественное предприятие может

предложить зарубежным компаниям обсудить возможность сотрудничества или

проявить инициативу и самому осуществлять подобные связи через торговые

палаты, ярмарки, контрактные биржи и т.д.

Как известно, одна из главных экономических проблем состоит в выяснении

соотношения форм собственности на предприятие и эффективности производства и

связь с этим соотношением социального вопроса. Возникает эта проблема и на

СП, так как трудовые отношения регулируются не местным законодательством, а

условиями контрактов. Но в то же время практика показывает, что

функционирование совместных предприятий не привело к каким-либо крупным

социальным потрясениям.

    

      1.4. Масштабы деятельности совместных  предприятий и перспективы их  развития.

Об итогах функционирования СП на территории нашей страны можно судить по

следующим данным:

    

Показатели

1992

1995

Число действующих предприятий (на конец года)

2533

14550

Численность работников, тыс. чел.

195

426

Расходы на оплату труда, млрд. руб.

21

3431

Объем производства продукции, работ, услуг (в факт. действовавших ценах), млрд. руб.

449

46023

Экспорт, млн. долл.

1863

5758

Импорт, млн. долл.

2037

3332

Объем реализации продукции на внутреннем рынке, млрд. руб.

170

44317


 

 

Таким образом,  проанализировав итоги деятельности предприятий с иностранными

инвестициями, можно сказать, что эти предприятия уже в 1995 году достигли тех

целей, что были поставлены перед ними  Российским Правительством. Очевидно,

что они привлекают иностранный капитал в отечественную экономику, содействуют

росту промышленного производства, расширению внутренней и внешней торговли.

Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое

требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат,

большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в

процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Очень много

организационных, экономических и юридических трудностей при образовании

совместных предприятий с участием иностранных партнеров. В России это связано

с почти полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой области. Но

гораздо большие трудности создают экономические факторы, а не

организационные, последние представляются лишь следствием нынешней

специфической экономической ситуации. В России создают в основном малые и

средние СП. Незавершенность процесса приватизации и отсутствие ее четких

параметров – главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в

создании СП на ее территории.

Еще одним экономическим фактором является устаревшее оборудование и невысокое

Информация о работе Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки