Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:20, курсовая работа
Описание работы
В последние 10 лет в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.
Содержание работы
Введение______________________________________________2 1. Совместные предприятия (СП)_________________________4 1.1.Сущность, цель и этапы развития СП__________________4 1.2.Формы СП________________________________________9 1.3.Экономические основы функционирования СП_________11 1.4.Масштабы дейтельности СП_________________________14 2. Организация создания СП_____________________________16 3. СП: проблемы становления и развития__________________22 3.1.Правовые основы создания СП_______________________22 3.2.Экономические интересы сторон_____________________27 3.3.Масштабы развития и эффективность СП______________29 4. Управление международными СП в банковской сфере_____31 5. Иностранные инвестиции______________________________35 5.1.Иностранный капитал в экономике России______________35 5.2.Новые формы инвестиций____________________________40 Заключение_____________________________________________43 Список литературы________
Файлы: 1 файл
нашу экономику относится к
рисковым инвестициям, но портфельные
инвестиции
остаются одной из самых прибыльных
и перспективных форм капиталовложения
в
отдельные отрасли нашей экономики,
прежде всего в связь, телекоммуникацию,
пищевую, деревообрабатывающую,
цементную.
В последние годы в мировой
экономике просматривается тенденция
к росту
привлечения капитала в ссудной
форме. Экспорт ссудного капитала
осуществляется как по государственной,
так и по частныой линиям, но льготных
и коммерческих условиях. Это
государственная помощь, кредиты на осуществелние
конкретных инвестиционных
проетов, техническая помощь, экспортыне
кредиты,
облигационные займы и др. Большая
часть ссудных инвестиций приходится
на
международные финансовые организации,
крупные банки, международные фонды
экономического сотрудничества
с зарубежными странами и др. С точки зрения
коммерческих условий (срок
кредита, льготный период, уровень процентной
ставки), наиболее предпочтительны
именно их кредиты и двусторонняя помощь
развитию. С учетом этого строится
привлечение ссудных инвестиций нашим
государством.
В июне 1992 г. Россия вступила
в Международный банк реконструкции и
развития
(МБРР). Кредитное сотрудничество
МБРР со странами-заемщиками строится
на
основе утверждаемой для каждой
страны стратегии. Ныне действующая стратегия
для России была прията в 1995
г. Она предусматривает возможность получения
ежегодно 6-7 кредитов на сумму
от 1,2 до 1,5 млрд. долл. На начало 1996 г.
между Россией и МБРР было подписано
20 соглашений о займах для финансирования
проектов в различных секторах
экономики.
Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР) – единственная международная
финансовая организация, членом
и одним из учредителей которой был СССР.
Официально банк приступил
к операциям в апреле 1991 г. Деятельность
его
направлена на содействие структурной
перестройке экономики в государствах
Восточной Европы, России и
других странах СНГ. К приоритетным направлениям
деятельности банка относится
содействие приватизации, объединение
транспортных, энергетических
и телекоммуникационных сетей Европы,
реформе
банковских сисетм, защите окружающей
среды. Стратегией банка в отношении
России определены: содействие
развитию промышленных предприятий; поддержка
финансового сектора; разработка
энергетических ресурсов; поддержка
инфраструктурных объектов.
В Международный валютный фонд
(МВФ) Россия вступила в 1992 г., а в 1993 г.
получила свой первый кредит
на поддержку экономических реформ в размере
1,5
млрд. долл. Средства были использованы
для финансирования дефицита госбюджета
и создания золотовалютных
резервов. В 1996 г. была соглассована сумма
кредитов в 10,2 млрд. долл.
Появляется новая форма привлечения
иностанного капитала – выпуск и размещение
еврооблигаций (евробондов).
Еврооблигации служат тем же целям, что
и
Государственные казначейские
облигации (ГКО) и Облигации Федерального
займа
(ОФЗ), с их помощью финансируется
дефицит государственного бюджета.
Привлечение финансовых ресурсов
путем эмиссии еврооблигаций значительно
выгоднее для России, чем выпуск
ГКО и других видов долговых обязательств
для
внутренних инвесторов.
Отраслевое распределение зарубежных
вложений в экономику России
свидетельствует об определенной
диверсификации сферы приложения иностранного
капитала и изменении приоритетов
для инвесторов. В первой половине 1996 г.
на
первое место в отраслевом распределении
иностранных инвестиций вышли
кредитно-финансовая сфера
и страхование (23,3 %), на долю пищевой
промышленности пришлось 7,
9%, топливно-энергетического комплекса
– 7,8%,
торговли и общественного питания
– 6,7%, машиностроения и металлообработки
–
5%, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности
– 4,6 %, науки
и научного обслуживания - !%,
строительства – 0,5%.
Анализ регионального распределения
импорта иностранного капитала показывает,
что наиболее привлекательными
в 1993 г. были Москва (26,2%), Красноярский
край(14,2%), Омская обл.(8,1%), Архангельская
обл. (7,9%) и т.д. К тому же
сохранилась тенденция к концентрации
иностранных инвестиций в столице, доля
Москвы в общем объеме иностранных
инвестиций увеличилась до 56,6 %, в то
время, как в других регионах
– сократилась. Практически все регионы,
объявившие о создании свободных
экономических зон, не всходят в состав
приоритетных для иностранных
инвесторов, поскольку создание этих зон
не
подкрепляется реальными экономическими
стимулами и правовыми гарнтиями для
зарубежных вкладчиков.
К концу 1996 г. в России были зарегистрированы
иностранные инвестиции из 65
стран мира. В Государственный
реестр было внесено около 3 тыс. совместных
российско-американских компаний,
или 17% общего количества зарегистрированных
предприятий с участием иностранного
капитала. На втором месте – немецкие
фирмы, которые вложили в 1996
г. 132 млн. долл. Накопленный объем немецких
инвестиций оценивается примерно
в 1 млрд. долл. У нас зарегистрировано
около
1200 СП с участием немецкого
капитала. На долю СП приходится
около 10%
товарооборота России с Германией.
Несмотря на все возрастающую
роль, зарубежные капиталовложения пока
не стали
катализатором экономического
роста страны, их удельный вес в общем
объеме
внутренних долгосрочных капиталоволжений
все еще остается небольшим.
На протяжении 90-х гг. Россия
относилась к странам с наиболее высокой
степенью риска для иностранных
инвесторов, занимая примерно 120-е место
в
мире. Для привлечения иностраного
капитала и взаимодействия с зарубежными
предпринимателями при Правительстве
в 1994 г. был создан Консультационный
совет по иностранным инвестициям.
В его состав входят представители ЕБРР,
крупнейших транснациональных
компаний мира; однако кардинальное изменение
инвестиционного климата в
ближайшее время представляется весьма
проблематичным.
Перспективы
импорта иностранного капитала. Экспортные
возможности
мирового рынка прямых инвестиций
составляют в среднем около 200 млрд. долл.
Для преодоления кризисных
явлений и поддержания реформ в российской
экономике, по различным оценкам,
необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд. долл.,
то есть следовало бы перераспределить
в пользу России примерно десятую часть
всего потока международных
предпринимательских инвестиций. Но чтобы
получить
эти средства, России придется
конкурировать на достаточно узком сегменте
рынка
прямых капиталовложений со
странами, которые имеют значительно более
благоприятный инвестиционный
климат.
Достаточно благоприятные перспективы
у нас на привлечение займов и кредитов
международных финансовых организаций.
В частности, в последующие два года
страна могла бы рассчитывать
на получение от МБРР еще 4,6 млрд. долл.
При
этом приоритет будет отдаваться
топливно-энергетическому и агропромышленному
комплексам, объектам инфраструктуры
и экологическим проектам.
Краткосрочные перспективы
иностранных портфельных вложений в акции
российских
приватизированных предприятий
невысоки. Пока еще не созданы работающая
структура цивилизованного
фондового рынка, соответствующая нормативно-
правовая база, депози-тарно-клиринговые
компании, специализированные
компании-регистраторы, автоматизированная
система внебиржевой торговли
ценными бумагами и др. Однако
долгосрочные перспективы для роста портфельных
инвестиций можно оценить как
хорошие, учитывая высокую прибыльность
таких
капиталовложений. В ближайшие
годы следует ожидать роста притока
иностранных финансовых ресурсов
в форме облигационных займов, которые
будут
размещаться в крупнейших мировых
финансовых центрах.
5.2. Новые формы
инвестиций
Новые формы иностранных инвестиций
- совместные предприятия и соглашения
о
сотрудничестве между компаниями,
находятся в "пограничной" области
между
такими традиционными формами
международного сотрудничества, как экспорт
и
иностранные дочерние предприятия,
полностью контролируемые иностранными
холдингами В 90-х гг. стали
преобладать именно новые формы инвестиций
(НФИ). Эта тенденция проявилась
и в отношениях между промышленно развитыми
странами и заняла центральное
место в стратегии транснациональных
корпораций.
Термин "новые формы инвестиций"
применяется, когда иностранная компания
предоставляет активы - материальные
и нематериальные - из которых
формируются ресурсы для инвестиционного
проекта или предприятия в
принимающей стране. При этом
иностранная компания не является владельцем
контрольного пакета. Существуют
такие НФИ как совместное предприятие,
в
котором доля иностранного
капитала не превышает 50%, лицензионное
соглашение,
контракты на управление, контракты
"под ключ", а также на совместное
производство и международные
субподряды.
Можно ли считать все эти формы
инвестициями или это просто торговые
операции?
Когда иностранная компания
выступает в роли инвестора, она, как и
ее партнер,
заинтересована в максимальном
увеличении прибыли. Противоречия возникают
по
вопросам распределения прибылей
(или убытков), определения географических
границ рынка (например, экспортировать
или не экспортировать продукцию за
пределы принимающей страны,
поскольку это может противоречить
внешнеэкономической стратегии
инвестора).
Если же инвестиционный проект
является для иностранной компании лишь
торговой операцией, то она
заинтересована в максимальном увеличении
разницы
между ценой за
предоставляемые активы (технология,
оборудование и т.д.)
и затратами на их поставку.
Интересы же партнера из принимающей страны
прямо противоположные - для
него главное - успех проекта, как объекта
инвестиций.
Возвращаясь к определению
термина НФИ, где доля местного капитала
составляет, как минимум, 50%,
а часть активов поставляется иностранной
компанией, следует отметить,
что они будут таковыми, если проект является
инвестиционным не только с
точки зрения участников из принимающей
компании. В
этом случае иностранная компания
рассматривает проект как способный
приносить прибыль. При этом
у нее возникает прямая заинтересованность
в
экономической жизнеспособности
проекта как формы инвестиций, а также
в
распределении или контроле
использования (хотя бы части) прибыли.
Новые формы инвестиций обычно
связаны с проектами, конечный продукт
реализации которых ориентирован
на местный или региональный рынок.
Инвестиционные проекты на
основе НФИ связаны чаще всего с использованием
относительно "устоявшихся"
разработок, и реже – высоких технологий.
Новые
формы инвестиций, как и традиционные,
преимущественно концентрируются в тех
отраслях промышленности принимающих
стран, в которых достигнут наиболее
значительный рост, или же в
сегментах этих отраслей, характеризующихся
высоким уровнем добавленной
стоимости.
Проекты, обещающие хорошие
перспективы роста и прибыли, чаще всего
воспринимаются зарубежной
компанией в качестве инвестиций, даже
если она не
владеет активами. И, напротив,
проекты, в которых перспективы роста
носят
неопределенный характер, иностранные
партнеры рассматривают как сбытовую
деятельность, даже если активы
являются их собственностью.
НФИ позволяют защититься от
рисков и повысить соотношение собственных
и
заемных средств компании, в
особенности в отношении нефинансовых
и
нематериальных активов. Этим
объясняется значительное распространение
НФИ в
самих промышленно развитых
странах. К тому же многие компании пришли
к
выводу, что владение акционерным
капиталом не обязательно означает
эффективность контроля, который
может быть обеспечен и без контрольного
пакета акций. Еще одним интересным
следствием роста НФИ является то, что
они
могут стать средством, используемым
средними и мелкими компаниями для
интернационализации своей
деятельности. Прямые инвестиции, как
правило,
недоступны подобным компаниям
в силу их ограниченных возможностей в
сфере
финансов
Что касается принимающих стран,
то НФИ имеют для них также важное значение,
но при этом возрастает степень
риска. Особенно следует выделить риск,
связанный с принятием решений
относительно целесообразности инвестиций
и
объема производственных мощностей.
Такие решения принимаются местными
компаниями и правительствами
и не всегда могут быть связаны с конъюнктурой
мирового рынка и поставками
технологий. Кроме того, на процесс принятия
решений большое влияние могут
оказать местный производственный потенциал,
потребность страны в иностранной
валюте, а также политические соображения,
вызванные, скажем, напряженной
социально-экономической ситуацией.
Результатом использования
НФИ может оказаться сохранение зависимости
принимающих стран от иностранных
компаний относительно новых технологий,
доступа к мировому рынку, даже
если эти компании в меньшей степени
заинтересованы в успехе инвестиционных
проектов, чем в случае прямых
инвестиций.
Наиболее важным преимуществом
НФИ с точки зрения принимающих стран
является
возможность усиления местного
контроля над процессом роста капитала
и
Информация о работе Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки