Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить совокупный спрос и совокупное предложение.
Для этого необходимо решить ее главные задачи: совокупный спрос и влияющие на него факторы; совокупное предложение и влияющие на него факторы и проблему установления совокупного спроса и совокупного предложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы……………………....4
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы………………9
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Тесты……………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Совокупный спрос и совокупное предложение_Экономическая теория.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
по экономической теории на тему:

 «Совокупный спрос и совокупное предложение»

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          

 

                                                                                                                    

                                                       

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы……………………....4
  2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы………………9
  3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….16

Тесты……………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Изучение процессов  совокупного спроса  и  совокупного   предложения  как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является  важнейшей  задачей для экономистов любой страны.

    Данные категории  являются одними из  важнейших   в  макроэкономике,  они освещаются практически  в  любом  пособии,  посвящённом  макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

    Модели совокупного  спроса  и  совокупного  предложения,  в  отличие  от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на  многие принципиальные вопросы: почему вообще увеличиваются  или  уменьшаются  цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни  периоды  и резко  повышается  в  другие?  Что  определяет  все  равновесное  количество определенных  товаров  на  внутреннем  рынке,   то   есть   реальный   объем национального   производства?   Почему    реальный    объем    национального производства   уменьшается   в   определенные   периоды   по   сравнению   с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

    Для такого  ответа нужно объединить –  или агрегировать –  все  отдельные рынки  страны  в  единый  общий  рынок.  Точнее,  нужно  объединить   тысячи отдельных цен – на персональные компьютеры,  золото,  металлопрокат,  зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену,  или уровень цен.  То  же нужно сделать и для  производства,  собрав  воедино  равновесное  количество отдельных  товаров  и  введя  в  рассмотрение   понятие   реального   объема национального производства.

Цель данной курсовой работы – изучить совокупный спрос  и совокупное предложение. Для этого необходимо решить ее главные задачи: совокупный спрос и влияющие на него факторы; совокупное предложение и влияющие на него факторы и проблему установления совокупного спроса и совокупного предложения.

  1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы

Совокупный  спрос (AD) – это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприниматели, государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен, иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представлена на рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные  объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства),  которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен. В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики AD можно разделить на следующие группы: C – совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I – инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GP – государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, X – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Рис. 1. Кривая совокупного  спроса

 

Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики

AD = C + I + GP + X.1

Совокупный  спрос обычно представляется как  агрегированный денежный спрос на элементы реального валового национального продукта (ВНП) при соответствующем уровне инфляции. В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос AD некоторые экономисты определяют как

AD = M * V/P,

где AD – совокупный спрос, P – уровень цен, M – количество денег, находящихся в обращении, V – скорость обращения денег в движении доходов.1 Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение  совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен  графику индивидуального спроса, но факторы, вызывающие изменение совокупного и индивидуального спроса, различны.

Нисходящий  характер кривой совокупного спроса можно объяснить тремя следующими причинами или факторами.

Эффект  процентной ставки. Нисходящий характер кривой совокупного спроса определяется и эффектом процентной ставки. Когда составляется график совокупных расходов, мы исходим из допущения, что предложение денег в экономике является постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям требуется больше денег для покупок, а предпринимателям – для выплаты зарплаты и приобретения других необходимых ресурсов. Если выразить эту идею кратко, более высокий уровень цен повышает  спрос на деньги. При неизменном предложении денег увеличение спроса повышает цену за пользование деньгами. Этой ценой является величина процентной ставки.2

Эффект  реальных остатков (богатства). Его также называют эффектом реальных кассовых остатков. Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, следовательно, богатства. Домохозяйство, возможно, приобрело бы новый автомобиль, если бы покупательная способность его чистых финансовых активов составляла, скажем, 50 тыс. долл. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов до 30 тыс. долл., семья скорее всего покупку отложит. Таким образом, более высокий ценовой уровень означает меньшие расходы на потребление.

Эффект  внешней торговли – это последняя причина по которой кривая совокупного спроса является нисходящей. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпочтут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это негативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен в стране повысит совокупный спрос и со стороны внутреннего и со стороны внешнего рынка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмотренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса.1

Кроме того на уровень  совокупного спроса оказывают влияние  неценовые факторы (детерминанты). Именно они определяют положение всей кривой совокупного спроса. Детерминанты перечислены на рис. 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Движение кривой совокупного спроса

 

Изменение совокупного  спроса происходит из-за действия двух составляющих:

    • Изменение одной из детерминант, которые непосредственно влияют на объем запрашиваемого ВНП.
    • Эффект мультипликатора, порождающее более сильное конечное изменение совокупного спроса, чем первоначальное изменение расходов.1

Неценовыми  факторами, влияющими на совокупный спрос и смещающими кривую AD вправо или влево – относят факторы ВВП, определяемого по расходам. Т. е. C + G + I + Xn:

    1. Колебание в потребительских расходах (C) связаны с изменением благосостояния потребителей, их задолженностью, ожиданиями и с уровнем налогообложения.
    2. На изменение государственных расходов (G) влияют государственные программы и политические изменения. Рост государственных расходов может расширить совокупный спрос только при условии сохранения ставок налогов и процентов.
    3. Изменение в инвестиционных расходах (I) вызываются колебаниями процентной ставки, ожидаемой нормы прибыли от инвестиций, уровнем налогообложения бизнеса, новыми технологиями, наличием используемых в производстве мощностей.
    4. Изменение в расходах на чистый экспорт (Xn) определяются колебаниями объема национального дохода в других странах и отклонениями валютного курса.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совокупное  предложение и влияющие на  него факторы.

Совокупное предложение (AS) – это шкала или кривая, показывающая уровень производства реального внутреннего продукта при каждом возможном уровне цен.1 Если не учитывать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП или при элиминировании несущественных различий в подсчете – к величине национального дохода NI:

AS = Q * P, или AS = заработная плата + рента + процент + прибыль.2

На изменение уровня цен фирмы отвечают изменением объема продукции, хотя этот процесс отличается в долгосрочной перспективе, под которым в макроэкономике понимается период, в течение которого номинальные заработные платы полностью меняются с учетом изменения уровня цен. И в краткосрочной перспективе, т. е. периоде, когда номинальные заработные платы не реагируют на изменение уровня цен. Другими словами, долгосрочные и краткосрочные реакции отличаются друг от друга по степени корректировки заработной платы, а не продолжительности, например, 1 месяц, 1 год или 3 года.3

При более высоком уровне цен  возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложения товаров, т. е. кривая AS имеет восходящий вид, так же как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Тип кривой совокупного предложения, отображающей зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлен на рис. 2.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Кривая совокупного  предложения

 

Как видно из графика, кривая совокупного  предложения отличается от кривой предложения  единичного товара и состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (кейнсианского), 2) восходящего и 3) вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) производство характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, т. е. наличием избыточных ресурсов. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. На эти факторы указывал Дж. М. Кейнс, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.

Второй участок кривой отражает состояние, когда экономика  близко подходит к полному использованию  ресурсов; одновременно идет рост цен  и рост валового общественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единицы продукции.

Неоклассический отрезок  отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью  использованы. Это отражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, предложение физически не растет, но происходят его качественное изменение и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено  дефицитностью ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдельных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения практически стремится к вертикали.

Все выше сказанное о  влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо только при прочих равных условиях, но когда  эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости также  меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.

Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение; его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способности и уровень экономической активности в обществе.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение