Современная конкуренция в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:50, контрольная работа

Описание работы

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..2
1. Понятие современной конкуренции……………….2
2. Признаки конкуренции……………………………...3
3 Значимость конкуренции в экономике……………11
4 Проблема создания конкурентной среды в РФ…..11
Заключение………………………………………………….

Файлы: 1 файл

современ. конкуренц..docx

— 62.06 Кб (Скачать файл)

             Содержание

 

Введение……………………………………………………..2

  1.   Понятие современной конкуренции……………….2
  2.   Признаки конкуренции……………………………...3

      3     Значимость конкуренции в экономике……………11

      4      Проблема создания конкурентной среды в РФ…..11

 Заключение………………………………………………….14

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

ХХI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ -- человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Нижняя историческая граница явления, которое можно определить, как современная конкуренция, относится к рубежу 1920х веков. Современная конкуренция обладает рядом специфических признаков, на которые необходимо обратить внимание для успешного изучения теории и практики конкуренции в дальнейшем.

Понятие современной конкуренции

Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция (лат. Conurrerу - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Конкурентная борьба - это динамичный (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечно счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например, об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

Признаки конкуренции

Первым признаком является определяющая роль рыночных начал и рыночных сопоставлений в развитии конкуренции. В первом параграфе настоящей главы учебника мы немного касались пары понятий конкуренция рынок и высказывались в том смысле, что конкуренция не всегда имеет рыночный характер и ее природа глубже рыночной экономики. Вместе с тем влияние рыночных начал на состояние современной конкуренции нельзя недооценивать.

Рыночные начала имеют всеобщий характер в современной экономике. Это значит, что рынок является, во-первых, сферой непосредственного конфликтного столкновения интересов конкурирующих субъектов бизнеса, и, во-вторых, основной сферой их столкновения. Именно рынок выступает в современной системе бизнеса как своего рода главная арена конкурентного соперничества, а рыночные сопоставления достижений субъектов бизнеса – как центральный фокус конкуренции.

Превращение рынка в главную арену конкурентной борьбы субъектов бизнеса означает, что другие сферы столкновения их интересов имеют в современных условиях производный характер. Например, соперничество сотрудников компании за возможность осуществления более быстрого карьерного роста, либо столкновения ответственных руководителей данной компании, направленные на лоббирование тех или иных бизнес идей, либо борьба претендентов за место в топ менеджменте этой компании, либо, наконец, борьба учредителей компании за обладание контрольным пакетом акций имеет производный характер по отношению к действиям компании на рынке. Обретение и сохранение данным субъектом предпринимательского бизнеса конкурентных преимуществ, либо, наоборот, конкурентных недостатков по сравнению с соперниками, его успехи или неудачи на рынке имеют решающее значение для оценки степени значимости и перспективности внутрифирменного соперничества.

Всеобщий характер рыночных начал проявляется и в особенностях существования некоторых конкурентных анклавов в условиях рыночной экономики. Анклав представляет собой замкнутое пространство, на котором развертываются специфические формы конкуренции, как правило, не представляющие угрозу для жизни или существования субъекта конкурентных отношений.

Любой конкурентный анклав – спортивный, кинематографический, образовательный и иной, внутри которого складываются особые конкурентные (конкурсные, турнирные, тендерные) отношения испытывает определяющее влияние рынка. В конце концов, любительский спорт, фестивали звезд эстрады или конкурсы абитуриентов за поступление в престижные университеты на места, финансируемые из средств государственного бюджета, хотя и не имеют непосредственно рыночной природы, подчинены потребностям рынка. Таким образом, выявление конкурентных преимуществ субъектов бизнеса посредством рыночных сопоставлений имеет определяющее значение для характеристики различных форм конкуренции в современной системе бизнеса. Именно поэтому использование термина рыночная конкуренция может быть адресовано лишь исследованиям, объектами которых выступают лишь сугубо рыночные способы взаимодействия конкурентов.

Вторым признаком современной конкуренции является ее много уровневый характер. Под уровнем конкуренции следует понимать степень влияния субъектов предпринимательского бизнеса на свое непосредственное окружение и все современное общество в целом.

Разграничение уровней конкуренции количественно определяется масштабами конкуренции. Фирмы, выпускающие и реализующие продукцию и услуги, которые в процессе рыночных сопоставлений признаются потребителями различных стран, относятся к типу международных конкурентов. Фирмы, выпускающие продукцию, которая не признается потребительски ценной на международном рынке, но соответствует ожиданиям отечественных потребителей, относятся к типу конкурентов на национальном рынке. Фирмы, выпускающую продукцию, которая подходит для отдельных групп потребителей, проживающих в регионах страны, относятся к типу локальных конкурентов.

Многоуровневый характер конкуренции состоит в том, что каждый из субъектов бизнеса, едва начав свою деятельность, сразу же оказывается под воздействием всей совокупности своего окружения, в том числе прямых конкурентов, в число которых входят и местные соперники, и отраслевые лидеры национального и мирового бизнеса. Его деятельность регулируется одновременно международными правовыми нормами, национальным законодательством и местными правилами.

Субъект предпринимательского бизнеса признается локальным конкурентом либо в соответствии с уровнем его объективных достижений, отсутствием возможностей приобретения конкурентных преимуществ на других локальных рынках, либо по собственной инициативе, на основании субъективных причин. Локальными конкурентами субъекты бизнеса становятся в следующих случаях:

-         когда они изначально ориентируют свою профессиональную и деловую деятельность на специфические потребности местного рынка;

-           когда они сознательно ограничивают свою деятельность отдельным местным рынка, не претендуя на представление продукции на других местных рынках;

-       когда выпускаемая ими продукция не имеет большой общественной ценности;

-       когда они осторожно подходят к выбору контрагентов, предпочитая взаимодействовать лишь с близко знакомыми им лично местными партнерами.

Вместе с тем локальный конкурент всегда оценивается не только своим местным деловым и общественным окружением, но и на национальном рынке, элементом которого выступает местный рынок, другими словами, в масштабах конкурентной среды, сформированной внутри государства. Ведь всякий локальный рынок всегда является частью национальной экономики, он интегрирован в национальную экономику как единую систему. Поэтому каждый субъект предпринимательского бизнеса всегда воспринимается как составная часть национальной системы бизнеса, хотя фактически его могут признавать лишь на каком-либо узком специализированном местном рынке товаров и услуг.

Действительное превращение локального конкурента в потребительски, функционально и общественно ценного субъекта национального бизнеса происходит вследствие преодоления отмеченных выше объективных и субъективных причин локализации его деловой деятельности. Такому субъекту бизнеса необходимо, с одной стороны, разорвать собственную привязанность к партнерским торговым и иным коммуникациям на местном уровне, а, с другой стороны, обеспечить конкурентные преимущества на других рынках. Когда число таких рынков равно двум и более, а также когда функциональные, общественные и имиджевые коммуникации далеко уводят его за пределы одного отдельно взятого региона (например, в процессе использования рекламы на общенациональных телевизионных каналах), он начинает восприниматься как фактический субъект национального рынка.

Третьим признаком современной конкуренции является сочетание многообразия и открытости конкурентных полей в условиях насыщенного и дифференцированного рынка. С термином конкурентное поле мы впервые встретились в предыдущем параграфе нашего учебника. Если рынок – это главная арена (центральный ринг) конкурентной борьбы, то поле, напомним, представляет собой отдельную часть такой арены, на которой один из соперников предпочитает дать бой другому.

Современная конкуренция осуществляется не только на многообразных конкурентных полях, но и на открытых. Под открытыми конкурентными полями понимаются области соперничества субъектов предпринимательского бизнеса, которые обладают следующими признаками:

-           возможность свободного выбора субъектом бизнеса любой легальной формы соперничества, а также уклонения от какого-либо соперничества;

-           отсутствие каких-либо ограничений по составу соперников и по перечню способов применения инструментов легального соперничества;

-           возможность неограниченной деятельности одновременно на различных конкурентных полях.

Открытость конкурентных полей обусловлена в современной системе бизнеса открытостью рынков товаров и услуг. Такая открытость имеет, в свою очередь, экономические и политические предпосылки. Под экономическими предпосылками открытости рынков понимаются насыщенность и в то же время дифференцированность рынков товаров и услуг.

Современная конкуренция не стала еще абсолютно открытой, и сама открытость конкурентных полей может быть определена лишь как тенденция. Так происходит потому, что, во-первых, упомянутые интеграционные процессы полностью не исключают пока существования от дельных легальных ограничений открытости рынков. Во-вторых, (и это главное) взаимно интегрируются в современном обществе далеко не все национальные и даже локальные рынки.

Информация о работе Современная конкуренция в экономике