Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:50, контрольная работа
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.
Введение……………………………………………………..2
1. Понятие современной конкуренции……………….2
2. Признаки конкуренции……………………………...3
3 Значимость конкуренции в экономике……………11
4 Проблема создания конкурентной среды в РФ…..11
Заключение………………………………………………….
Под политическими предпосылками открытости рынков товаров и услуг понимаются различные процессы социальной демократизации и политической интеграции, вплоть до фактической ликвидации государственных границ между отдельными странами. Под воздействием таких предпосылок человеческое общество постепенно приходит к нивелированию национальных крайностей в отборе наилучших, наиболее приемлемых инструментов общественной оценки конкурентных преимуществ отдельных субъектов бизнеса, выработке наиболее эффективных форм признания степени их общественной ценности. Это значительно усиливает эффект толерантности, который проявляется в условиях нарастающей открытости конкурентных полей. Вместе с тем, указанные предпосылки действуют, как и экономические предпосылки открытости рынков товаров и услуг, исключительно как тенденции, и, следовательно, полная толерантность пока еще не стала реальным фактором развития современной конкуренции.
Четвертым признаком современной конкуренции является преобладание взаимной выгоды в ходе коммуникаций субъектов предпринимательского бизнеса с частью внешнего окружения, которые мы относим к косвенным конкурентам предпринимателей, над их частной выгодой.
В условиях многоуровневой конкуренции и открытости конкурентных полей преобладающим фактором влияния на действия современных субъектов предпринимательского бизнеса является постоянно усиливающаяся их зависимость от внешнего окружения. Каждый конкурент все чаще оказывается в парадоксальном положении. С одной стороны, по мере развития потребностей и интеграции современного общества увеличиваются и возможности обеспечения выгодных условий продолжения его собственного бизнеса. С другой стороны, плодами интеграции рынков стремятся воспользоваться и другие суверенные субъекты деловых отношений, каждый из которых оказывается не против попробовать свои силы и проявить себя на разнообразных полях конкуренции.
Все это приводит к формированию фактора взаимной зависимости субъектов бизнеса, который необходимо учитывать каждому потенциальному участнику конкурентного соперничества, намеренному доказать своему окружению наличие конкурентных преимуществ и отсутствие конкурентных недостатков. Сделать это субъекты бизнеса могут лишь при условии обеспечения выгод для внешнего окружения, а это, как мы знаем, ведет, в конечном итоге, к наращиванию представителями внешнего окружения своих собственных конкурентных преимуществ.
Принцип взаимной выгоды становится в данных условиях определяющим для процесса налаживания устойчивых цепочек ценностей и обеспечения надежности деловых коммуникаций предпринимателей со своими косвенными конкурентами. Данный принцип порой распространяется даже на отношения субъектов предпринимательского бизнеса со своими прямыми и условно-прямыми конкурентами, например, при осуществлении ими конкурентных стратегий кооперации и интеграции, особенности которых мы рассмотрим в четвертой главе нашего учебника. Однако наиболее важной чертой, характеризующей современные особенности соперничества прямых и условно-прямых конкурентов, вы ступает следующий признак конкуренции.
Пятым признаком современной конкуренции является наличие у всех субъектов предпринимательского бизнеса в момент вступления их в прямую и условно прямую конкуренцию абсолютного и относительного делового суверенитета. Основу такого суверенитета составляет всеобщий характер права на конкуренцию. Суверенитет субъектов предпринимательского бизнеса является обязательным условием становления их как полноценных участников конкурентных отношений. Только суверенный предприниматель может быть в состоянии сформировать внутри своего окружения представление о собственной потребительской, функциональной и общественной ценности, развить и продемонстрировать конкурентные преимущества, а также дать своевременный и достойный отпор соперникам.
Важность суверенитета субъектов бизнеса многократно возрастает в условиях рыночной экономики, когда именно многоуровневый и открытый рынок оказывается главной ареной различных сопоставлений конкурирующих предпринимателей. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что открытость конкурентных полей, с одной стороны, и объективное стремление каждого из конкурентов к обеспечению в ходе сделки собственных выгод, которые, в идеале, как мы видим, оказываются взаимными, с другой стороны, обусловливают внутреннее противоречие суверенитета конкурентов.
Данное противоречие содержится в самой природе суверенитета субъектов предпринимательского бизнеса. Что такое деловой суверенитет? Было бы ошибкой ставить знак равенства между суверенитетом предпринимателей и их свободой. Деловой суверенитет – это не вся кий, а лишь наивысший уровень свободного состояния субъектов бизнеса, при котором сохранение независимости предпринимателей гарантируется всем его внешним окружением.
Рыночная экономика организована таким образом, что во внимание принимаются интересы всех без исключения субъектов бизнеса, в том числе и неудачливых конкурентов. Внешняя среда бизнеса становится конкурентной в тех случаях, когда субъекты бизнеса имеют действительную возможность конкурировать между собой, реализуют на деле свое право на конкуренцию. Однако само такое право возникает как всеобщее явление лишь в современной системе бизнеса. Оно обеспечивает относительную устойчивость рыночной экономики, невозможность полного и окончательного выдавливания из нее ни одного из субъектов бизнеса.
Способность субъектов бизнеса постоянно и свободно менять свой деловой статус и, в частности, перемещаться из сферы предпринимательского бизнеса в другие области деятельности и обратно следует определить, как проявление их абсолютного делового суверенитета. Он состоит в наивысшей форме открытости конкуренции. Каждый предприниматель абсолютно независим при решении ключевого вопроса быть или не быть конкурентом? Мнение о том, вступить ли в борьбу (и, возможно, проиграть), или же уклониться от борьбы (и, возможно, тоже проиграть), каждый субъект бизнеса формирует самостоятельно.
Для понимания природы делового суверенитета субъектов предпринимательского бизнеса следует обратиться также к понятию относительного делового суверенитета. Это понятие определяет условия сохранения субъектами бизнеса своего предпринимательского статуса в процессе постоянного прямого и условно прямого соперничества с другими субъектами бизнеса. Относительно суверенными все субъекты бизнеса становятся в момент вступления их во взаимные деловые отношения. Относительность данного суверенитета состоит в том, что все они оказываются взаимно суверенными, и это налагает на каждого из них обязательство не покушаться на суверенитет другого. Если воспользоваться выражением знаменитого философа и мыслителя прошлого Герберта Спенсера, каждый свободен делать все что хочет, предполагая, что он не нарушает такой же свободы другого.
Законодательство должно реализовать эффект толерантности, поддерживая ценных и сильных конкурентов, и одновременно гарантируя всем субъектам бизнеса сохранение легальной возможности их участия в конкуренции, если они того желают, обладают конкурентными преимуществами, способны к ведению конкурентной борьбы и при этом не нарушают закон.
Если же те или иные конкуренты не выдерживают соперничества с более сильными противниками, законодательство не даст им шансов на сохранение их жизни именно в качестве слабого конкурента. Зато оно обеспечит им возможность достойного отступления, не допустит усиления победителей до уровня монополистов и, тем самым, постарается уберечь общества от монопольного диктата.
Иногда в современной конкуренции видят явление, которое обязательно приводит к монополизации экономики, то есть к установлению абсолютного или почти абсолютного экономического диктата со стороны одной или нескольких групп наиболее сильных предпринимателей. В свою очередь, такой экономический диктат вполне справедливо квалифицируется как разрушение основ рыночной экономики.
Между тем, система современного бизнеса по существу не дает нам примеров фактической монополизации рынков товаров и услуг, хотя, конечно, стремление к превращению в монополию характерно для любого субъекта бизнеса, даже едва вступающего на рынок. На вопрос, почему происходит именно так, можно ответить, рассмотрев парадокс суверенитета субъектов бизнеса.
Следует различать монополию и стремление к монополии. Каждый суверенный субъект бизнеса, стремясь к реализации своего права на конкуренцию, обеспечению конкурентных преимуществ, повышению уровня конкурентоспособности, продвижению своих бизнес идей, старается превратить свои деловые интересы в доминирующие. В конечном итоге, это формирует его стремление к монополии. Стремление к монополии, вольно или невольно, осознанно или спонтанно, влияет на логику поведения конкурента. В том случае, если стремление к монополии оказывается реализованным, хотя бы частично, можно говорить о монополизации рынка.
Бизнес не может осуществляться в условиях, когда ни одному из его субъектов не может быть гарантировано сохранение делового суверенитета. Поэтому каждый из них, участвуя во взаимной конкуренции, не может не стремиться к выполнению общих правил игры, которые способны обеспечить каждому из игроков конкурентные преимущества лишь в том объеме, в котором это не приводит к ликвидации конкуренции как таковой и, тем самым, к подрыву всей системы деловых отношений.
Каждый из конкурентов стремится обеспечить, с одной стороны победу над более слабыми противниками, а, с другой – успешную защиту от более сильных противников. В том числе и тех, наличие которых не представляется в настоящий момент очевидным. Экономика как сообщество конкурирующих субъектов бизнеса оказывается поставленной перед необходимостью выработки общих правил игры, наподобие спортивных правил. Именно по этой причине одним из важнейших признаков современной конкуренции стала практика антимонопольного регулирования рынков товаров и услуг. Современная конкуренция является централизованно регулируемой, причем регулирование ее экономическим центром совокупность государственных и международных властных и распорядительных органов выступает одним из необходимых компонентов обеспечения социально-экономического консенсуса деловых интересов субъектов бизнеса. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка, а реализует эту их общую заинтересованность экономический центр.
Регулирование конкуренции центром подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка отдельными предпринимательскими фирмами. Таким образом, можно утверждать, что на состояние современной конкуренции воздействуют сегодня и монополистическое целеполагание субъектов бизнеса, и совместное противостояние их монополизации рынков и монополистическим притязаниям каждого из них в отдельности.
Исходя из вышеизложенного, в качестве шестого признака со временной конкуренции может быть определено превращение соперничества между прямыми и условно-прямыми конкурентами – суверенными субъектами предпринимательского бизнеса в одну из двух противоположных тенденций развития всей современной системы бизнеса.
Будучи конфликтным, а порой и остроконфликтным соперничеством, конкуренция выступает проявлением центробежной тенденции в функционировании и развитии системы бизнеса. Действие этой тенденции было бы неверным считать абсолютно позитивным, либо, напротив, абсолютно негативным свойством современного бизнеса. Вне всякого сомнения, позитивным в таком соперничестве является стремление каждого субъекта предпринимательского бизнеса доказать своему окружению свою потребительскую, функциональную и общественную ценность. Для этого ему приходится становиться объектом сравнения с другими предпринимателями и, следовательно, стремиться к монополии.
Но конкурирующие субъекты бизнеса не могут на деле стать монополистами! Поэтому следует указать на взаимосвязь конкуренции не только с монополией, но также и с противоположным ей явлением, который мы называем интеграцией в системе бизнеса.
Соотношение конкуренции и интеграции отражает действие двух противоположных, но дополняющих друг друга тенденций в функционировании и развитии современной системы бизнеса. При этом конкуренция предполагает разъединение субъектов бизнеса, интеграция – их соединение, конкуренция обнаруживает столкновение интересов субъектов бизнеса, интеграция – достижение консенсуса этих интересов.
Значимость конкуренции в экономике
Теперь нам следует остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений -- продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца -- добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование -- это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг -- заработная плата -- в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.