Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:31, курсовая работа
Основные причины возникновения олигополии кроются в эффекте масштаба производства и наличия барьеров для вступления в отрасль. Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.
Целью курсовой работы является изучение олигополии, как формы рыночной структуры и становления олигопольного рынка.
Задачами курсовой работы являются изучение понятие олигополии, ее отличительных особенностей, экономической эффективность, а также особенностей становления олигопольного рынка.
Введение
Олигополия как тип рыночной структуры
Модели поведения олигополии
Картели как одна из разновидностей олигополии. Картелеподобная структура рынка
Нескоординированная олигополия
Современные российские олигополии
Особенности российского рынка олигополий
Тенденции развития российских олигополий на примере нефтяной или газовой отрасли
Перспективы развития российских олигополий
Заключение
Список литературы
Особенности рынка.
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2008 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа «Мечел» еще в 2009 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2011 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Угле-меттрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.
- Нефтяная промышленность:
В данный
момент является определяющей для всей
Российской экономики. Сколько раз
по новостям центральных и региональных
СМИ, мы слышим о колебаниях цен на
нефть и о возможных
Ситуация изменилась, когда компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - «Лукойл».
Особенности рынка
На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2010 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.
Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2010 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний ( при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при «экстенсивной» добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных ( в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело «Юкоса», которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.
- Автомобильная промышленность:
Автомобильная промышленность является одной из самых «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.
Особенно это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск «дешевых» моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на «Шевроле Нива», казалось бы, себя оправдала за 2010 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2011 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2010 года на 4,7 процента. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2008 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у «ГАЗа» - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2012 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
Лидерство в ценах.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» разумеется является безусловным лидером.
Неблагоприятные прогнозы и пути выхода
По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2015 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2010 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2008 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2015 году возрастет до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам «Института Адама Смита» уже к 2010 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2014 году их доля составит 66%.
Из такого
положения у отечественных
- Цветная металлургия:.
Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и тд.)
Ситуация ухода от конкуренции.
В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - «Русским Алюминием» и «Сибирско - Уральским Алюминием». АО «РусАЛ» входит в тройку круп-нейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг « СУАЛ» производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т.е данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО «Норильский никель» - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.
Заключение
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.
Многие
западные экономисты утверждают, что
олигополистическая структура наилучшим
образом приспособлена для
К тому же
участники олигополии обладают значительным
объемом прибыли, которая является
результатом существования
Помимо
факторов, определяющих рыночный спрос
и рыночное предложение, уровень равновесной
цены зависит от характеристик рынка,
на котором осуществляются торговые сделки.
Характеристики рынка формируются как
условиями его функционирования (открытый — з
В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2004 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. ЮКОС перестал быть лидером отрасли по добыче нефти. В прошлом году он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего на 700 тыс. тонн нефти меньше. Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Как говорится в сообщении ЮКОСа, в прошлом году его добыча составила 80,8 млн. тонн нефти. От своего главного конкурента - компании ЛУКОЙЛ, которая в прошлом году добыла 81,5 млн. тонн нефти, ЮКОС отстал совсем ненамного - всего на 700 тыс. тонн. Этого в планах ЮКОСа не было - компания собиралась добыть около 83 млн. тонн нефти. Однако, как ранее объяснял зампред правления ЮКОСа Юрий Бейлин, компания вынуждена была снизить темпы добычи, поскольку в середине года «Транснефть» ввела ограничения на экспорт нефти в связи с плохими погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил около 720 тыс. тонн нефти.
Лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм - олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фирмы - олигополисты автоматически следуют этому изменению.
Список использованных источников
Информация о работе Современные олигополии на российском рынке