Современные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цельюработы является анализ экономического содержания иностранных инвестиций и проблем их привлечения в России, а также разработка предложений по улучшению инвестиционного климата.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание и сущность иностранных инвестиций;
• исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций в экономику России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Определение иностранных инвестиций 5
1.2 Классификация иностранных инвестиций 8
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ 14
2.1. Региональная структура иностранных инвестиций. 14
2.2. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций. 16
2.3.Основные страны-инвесторы 17
3.МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Результаты анализа  состояния инвестиционной сферы экономики страны свидетельствуют о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. Существенными  факторами, сдерживающими привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику выступают: деформированная отраслевая структура иностранных инвестиций; их неравномерное распределение между регионами РФ; ограниченный круг стран - инвесторов.

По мнению Американской торговой палаты в России (АТПР), инвестиционный климат в нашей стране не отвечает интересам иностранных инвесторов и не может привлечь их. "Приток инвестиций сдерживается существующей правовой базой и налоговой системой, неэффективной бюрократической  машиной и неразвитой финансовой системой на фоне избыточного госрегулирования, общей слабости инфраструктуры и  неуверенности и неопределенности" - утверждает представитель АТПР в  России.19

Для увеличения потока иностранных  инвестиций в страну следует разработать  тщательно взвешенную инвестиционную стратегию, которая объединит и  гармонизирует две цели: получение  прибыли на инвестиции и эффективную  реализацию социально-экономической  программы принимающей страны. Необходимо понять, что хочет иностранный инвестор, каковы его ресурсные возможности и может ли принимающая страна обеспечить полноценное и эффективное использование поступающих инвестиций при выполнении своей национальной программы.

Ключевым мотивом для  иностранного инвестора в нашей  стране являются: доступ на внутренний потребительский рынок, доступ к  природным ресурсам и, в первую очередь, к углеводородным ресурсам. Не последнюю роль играет наличие высококвалифицированного и в то же время относительно дешевого трудового ресурса. Также иностранный инвестор избегает вложений в импортозамещающие отрасли по производству потребительских товаров и в неразвитую инфраструктуру страны. Это и определяет структуру иностранных инвестиций в нашей стране: примерно 40% приходится на топливно-энергетическую и пищевую отрасли при практически полном игнорировании отраслей по производству потребительских товаров и инфраструктуры, развитие которых формирует долгосрочные перспективы социально-экономического роста и реального повышения уровня и качества жизни населения. 

В государственной инвестиционной политике по привлечению прямых иностранных  инвестиций нужно сочетать достижения национальных целей и учитывать интересы иностранных инвесторов, капитал которых работает на реализацию национальных программ страны. Для этого необходимо сформировать стабильные политические и макроэкономические условия защиты прав собственности, решить проблему с рейдерством путем согласования мероприятий в законодательной и административной сферах; обеспечить стабильность и прозрачность правовых основ деятельности иностранных инвесторов и стимулов для иностранных инвестиций, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны. 

Необходимо разработать  типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного  процесса:

  • дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических связей;
  • устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;
  • обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства; предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот; предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект.

В целях стимулирования притока  иностранных инвестиций в модернизацию производства и поощрения предприятий, инвестирующих в развитие производства, крайне важно обеспечить стимулирующую  их систему налогообложения. Помимо того, что эта система должна быть упрощена, необходимо гарантировать  ее стабильность и адекватность общепринятым международным нормам.

Далее требуются реформы  в банковской сфере, направленные на повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Важным элементом инвестиционной политики России должна стать  специальная работа по выявлению и предотвращению угроз инвестиционному имиджу России на международном рынке капитала. Повышению результативности данной политики будет способствовать проведение ряда мер. В том числе, использование разветвленной сети российских внешнеторговых представительств, которые позволят минимизировать затраты: на организацию активной пропагандистской политики, проведение рекламных акций через зарубежные представительства и торговые палаты (на выставках и ярмарках проектов).

Ориентация российской экономики  на активную работу с иностранными инвесторами должна предусматривать  постепенный отказ от системы  предоставления персональных льгот  отдельным иностранным инвесторам по созданию исключительного благоприятного инвестиционного климата в приоритетных видах экономической деятельности и в определенных секторах экономики. В рамках этого процесса необходимо создать в законодательном порядке определенную систему льгот и гарантий. При формировании таких стимулов должно быть предусмотрено выполнение инвестором ряда условий и ограничений для использования этих механизмов (по экспорту, импорту,  занятости,  доле собственности и др.).20

Политика таможенных пошлин также должна быть перестроена с  позиций стимулирования привлечения  ПИИ в реализацию проектов реорганизации  производства, выводящих новую продукцию  на конкурентоспособный уровень.

Также необходимо уделить  внимание улучшению административных процедур, а именно:

  • строительство производственных объектов, включая вопросы технического регулирования;
  • в том числе строительство по европейским стандартам;
  • таможенное администрирование при экспорте и импорте высокотехнологической продукции;
  • сокращение отраслевых административных барьеров;
  • страхование ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.

Важным вопросом является защита прав собственности. В этой области  нужно провести следующие мероприятия:

  • ужесточение уголовной и административной ответственности за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов;
  • совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности;
  • законодательное расширение прав меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров.

В России также выделяют одну из основных проблем в привлечении  инвестиций - коррупцию. В нынешних условиях наиболее эффективным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования.

Вывод:

Таким образом, в целях  привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо провести мероприятия, затрагивающие все  сферы национальной политики и экономики  государства, отдельное внимание должно уделяться стабилизационной политике. Затем, требуется провести мероприятия  по улучшению инвестиционного имиджа государства. Все предпринимаемые  меры должны проводиться с учетом интересов иностранных инвесторов, и многие изменения необходимо закрепить  на законодательном уровне. Последнее  требует ускоренной и продуктивной работы законодательных органов  Российской Федерации, т.е. Федерального Собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиции представляют собой сложный механизм, способный  в значительной степени увеличить  экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в  данной сфере, во многом предопределит  успешную реализацию социально-экономических  реформ и экономическое развитие страны в целом.

Значит, привлечение иностранных  инвестиций является крайне важным для  современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также  создать новые высокотехнологичные  предприятия, что положительно отразится  на экономическом росте страны.

Анализ различных структур иностранных капиталовложений позволил выявить основные проблемы привлечения  иностранных инвестиций в экономику  России. Помимо вышеуказанных существует еще множество факторов, сокращающих  поток инвестиций.

В третьей части работы были обозначены возможные пути привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику. Мне кажется, что приняв ряд мер, часть из которых указаны  в данной работе (например, создание стабильной и развитой нормативно –  правовой базы для деятельности инвесторов на территории России; укрепление институтов собственности и др.), направленных на стимулирование потока иностранных  инвестиций в Российскую Федерацию, страна обеспечит себе не только общеэкономический  рост, эффективную инновационную  деятельность предприятий, но и укрепит  позиции России на международной  арене.

В итоге, выполнив задачи, поставленные в начале работы, мы раскрыли экономическое содержание иностранных инвестиций, проанализировали современное состояние иностранных инвестиций в России, а именно рассмотрели региональную структуру и отраслевую динамику их поступления, выделили проблемы их привлечения и разработали некоторые предложения по решению обозначенных проблем.

 

Список использованной литературы

  1. Игонина Л.Л. Инвестиции : учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.:Экономистъ, 2005. — 478с.
  2. Ткаченко И.Ю. Инвестиции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю.Ткаченко, Н.И.Малых, - М. :Издательский центр "Академия", 2009. —240 с.
  3. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы /А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. Т. Гайдар.— М. :Проспект, 2010.—656 с.
  4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко [и др.]; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -   485 с.
  5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999г.; с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 дек. 2003 г.]// СЗ РФ. – 1999. – №28. – Ст. 3493.
  6. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2001. - 366 с.
  7. Иностранные инвестиции в отрасли. Газета "Коммерсантъ", №34/П (4575)
  8. Дмитрий Бутрин "Нефть не вызывает доверия"/Газета "Коммерсантъ", №34/П (4575), 28.02.2011
  9. Сергей Минаев "Страна победившего Кинилюкса"/ Журнал "Коммерсантъ Власть", №9 (863), 08.03.2010
  10. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- M.,2011
  11. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001, – 115с.
  12. Инвестиции: электронный учебник / А.Ю.Андрианов [и др.]; –электрон. дан.– М.: Кнорус, 2009,- с.413-417
  13. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие/ Л.А. Зубченко - М.:ООО"Книгодел", 2006 - с. 160
  14. Инвестиционная деятельность: учебное пособие/ Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова [и др.]; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой.-2-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2006.- с. 432
  15. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы.  (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011. 591 с.

Электронные ресурсы

  1. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. Режим доступа: – http://www.investments2.ru
  2. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/investment/foreign/
  3. Факторы инвестиционной активности (Глава из книги "Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие") [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.polit.ru/article/2010/01/12/investactivity/
  4. Иностранные инвестиции/А.А.Хачатурян, Учебно-методологический комплекс,-2010 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook178/book/index/index.html?go=index*eabout.htm
  5. Инвестиционная политика [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentpolicy/index
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  7. Журнал "Российское право в Интернете", Номер 2009 (04) [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.rpi.msal.ru/index.html
  8. С.Ф.Мамедов:статья "Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию на этапе завершения глобального экономического кризиса", [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mirec.ru/index.php

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поступление иностранных  инвестиций

в субъекты Российской Федерации

тыс.долларов США

 

2010г.

Справочно 
2009г.

всего

в % к  
2009г.

всего

в % к 
2008г.

Российская Федерация,  
млн.долларов США

114746

140,1

81927

79,0

Центральный  
федеральный округ

76700167

155,2

49435816

89,2

Белгородская область

45720

95,0

48105

2,0

Брянская область

25552

73,0

35007

80,9

Владимирская область

765459

144,3

530587

78,7

Воронежская область

279617

142,5

196285

163,1

Ивановская область

67607

81,0

83489

74,7

Калужская область

1194481

105,4

1132825

75,3

Костромская область

19669

51,3

38375

96,8

Курская область

19660

712,3

2760

в 2,7р.

Липецкая область

854085

в 2,6р.

331093

18,8

Московская область

6207285

137,1

4528146

67,7

Орловская область

86023

в 24,9р.

3458

11,4

Рязанская область

100597

111,6

90163

30,4

Смоленская область

292640

115,1

254169

в 2,7р.

Тамбовская область

15491

в 5,8р.

2684

7,5

Тверская область

112947

51,3

220309

188,3

Тульская область

366192

74,9

488633

113,8

Ярославская область

63400

47,7

132835

63,3

г.Москва

66183742

160,2

41316893

101,2

Северо-Западный  
федеральный округ

9324379

101,9

9149301

63,2

Республика Карелия

89044

37,3

238744

в 2,2р.

Республика Коми

682657

75,5

904021

97,0

Архангельская область

722803

122,7

589292

37,7

в том числе Ненецкий авт.округ

537114

111,1

483349

35,5

Вологодская область

1079897

в 15,6р.

69157

1,7

Калининградская область

206517

184,0

112224

29,9

Ленинградская область

636956

51,1

1247142

129,7

Мурманская область

99488

159,8

62264

113,1

Новгородская область

533018

141,0

378157

101,7

Псковская область

42560

183,2

23229

47,8

г.Санкт-Петербург

5231439

94,7

5525071

93,2

Южный  
федеральный округ

2314125

140,7

1645041

67,7

Республика Адыгея

102346

в 2,2р.

46152

102,6

Республика Калмыкия

-

-

-

-

Краснодарский край

543225

93,7

579516

49,1

Астраханская область

15258

29,4

51933

188,6

Волгоградская область

192365

85,3

225420

в 2,7р.

Ростовская область

1460931

196,9

742020

67,6

Северо-Кавказский  
федеральный округ

73561

61,7

119219

15,3

Республика Дагестан

1154

6,5

17624

128,5

Республика Ингушетия

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

-

Республика Северная Осетия - Алания

-

-

1451

35,0

Чеченская Республика

-

-

-

-

Ставропольский край

72407

72,3

100145

13,2

Приволжский  
федеральный округ

7928680

150,2

5280264

68,5

Республика Башкортостан

506846

299,5

169248

95,1

Республика Марий Эл

2290

8,1

28414

в 60,7р.

Республика Мордовия

45697

80,0

57144

в 2,3р.

Республика Татарстан

4149679

<p class="Normal_0020Table" style=

Информация о работе Современные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России