Современные теории экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост является основным условием материального благополучия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, проводить программы социальной помощи, совершенствовать систему образования и т.д. За счёт экономического роста появляются новые высокоинтеллектуальные профессии, больше времени остаётся на образование, самореализацию и т.п.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

В противоположность  кейнсианцам, сторонники "экономики  предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал  экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. «Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей» [13, с. 393].

Кроме того, существуют и другие способы государственного регулирования экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 

Заключение

 

Рассмотренные теоретические  вопросы, конечно, далеко не исчерпывают  важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

Экономический рост – феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов  роста не могут быть одинаковыми  в различных социально-экономических  условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста – развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современному экономическому росту присущ глобальный характер, существенная зависимость от конкурентоспособности  конкретных национальных экономик. Она  определяется уже не столько классическими  сравнительными преимуществами, сколько сложной системой взаимосвязанных детерминант.

 

 

Главные из них:

- наличие интегративно-инновационных ядер саморазвития национальной экономики и соответствующих целостных воспроизводственных контуров;

- качественный состав и производительность факторов производства, прежде всего, человеческого капитала;

- условия внутреннего совокупного спроса (объем, характер, структура, механизмы интернационализации и др.);

- состояние родственных и поддерживающих отраслей;

- уровень внутренней конкуренции;

- параметры поведения экономических субъектов (ментальные особенности, уровень менеджмента и т. п.);

- эффективность регулирующих действий государства и гражданских институций.

Страны – технологические лидеры – реализуют свои конкурентные преимущества, извлекая через механизмы и каналы международных экономических отношений (торговлю, движение капитала, "отток интеллекта", валютно-финансовые операции) значительные дополнительные доходы, в том числе монопольную ренту, экономическую прибыль и т. д. Понятно, что роль "доноров" выполняют менее развитые страны. Следовательно, достижение качественного экономического роста предполагает создание новых и реализацию имеющихся национальных детерминант конкурентоспособности в контексте глобального экономического развития.

Современный экономический рост - системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Основные современные  модели экономического роста, как и  любые модели, представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

 

Список использованных источников

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика – М.: Изд-во МГУ, «ДИС». 1999.
  2. Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 2005.
  3. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 2000.
  4. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2003.
  5. Балацкий Е.В. Мировая экономическая наука на современном этапе: кризис или прорыв/ Е.В. Балацкий// Науковедение. – 2001.- №2.- с. 68-72.
  6. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебное пособие.– М.: Юристь, 2000.- 192с.
  7. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М., БГЭУ, 2003, с. 159.
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2004, с. 96
  9. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику. Основы экономического анализа: Учебное пособие/ Б.И. Герасимов, Ю.В. Иода.- Тамбов: Издательство ТГУ, 2004.- 140с.
  10. Журавлёва Г. П. Экономика. – М.: Юристь, 2001. – 505с.
  11. Завьялов В.Г. Экономическая история: Учеб. Пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2001. – 152 с.
  12. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352с.
  13. Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс. Т.1. - М.: Республика, 1992, с. 399.
  14. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров, 2002, с. 145.
  15. Конотопов, Сметанин. История экономики зарубежных стран. М.: Москва, 2003.
  16. Лисовицкий В. Н. История экономических учений. – Харьков, ООО «Р. И. Ф.», 2002.– с. 320.
  17. Николаева И. П. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 192.
  18. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1996.
  19. Овчинников Г.Г. Микроэкономика. Макроэкономика. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1997.
  20. Осадчая И. М. Современное кейнсианство: Эволюция кейнсианства и неоклассический синтез. – М.: Мысль, 1991. – с. 175.
  21. Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. - М.: Юрист, 2001, с. 134.
  22. Сафрончук М. В. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2004. – с. 832.
  23. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. – М., 1951.
  24. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - Киров, 2002, с. 89.
  25. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров, 2001, с. 98.
  26. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Пер с англ. – М.: Эксмо, 2007.
  27. www.refbank.ru
  28. www.aup.ru
  29. www.student.km.ru
  30. www.ecsocman.edu.r
  31. www.revolution.allbest.ru
  32. www.unian.net/rus/news/news-468420.html
  33. www.nuru.ru/ek/general/002 3.html
  34. www.rbc.ua/rus/newsline/show/
  35. www.otherreferats.allbest.ru/economy/

 


Информация о работе Современные теории экономического роста