Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:28, контрольная работа
Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
1. Введение………………………………………………………………...…...3
2. Глава 1. Особенности коммерческого банка………………………..…….5
. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики…..….5
3. Глава 2. Виды коммерческих банков и операции…………………….....13
2.1. Виды коммерческих банков……………………………………….......13
2.2. Пассивные операции………………………………………..................17
2.3. Активные операции……………………………………………………26
2.4. Активно-пассивные операции и прочие критерии классификации...35
2.5 Характеристика современных банковских услуг…………………….37
2.6. Обеспечение устойчивого развития коммерческих банков…………53
4. Глава 3. Практическая работа……………………………..……………...60
5. Заключение………………………………………………………………...70
6. Приложение………………………………………………………………..72
7. Список литературы………………………………………………………..73
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Уральский государственный
горный университет»
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика»
на тему:
«СОВРЕМЕННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК»
Преподаватель:
Пустохина Н.Г.
Студентка
Екатеринбург
2009
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Глава 1. Особенности коммерческого банка………………………..…….5
3. Глава 2. Виды коммерческих банков и операции…………………….....13
2.1. Виды коммерческих банков……………………………………….......13
2.2. Пассивные операции………………………………
2.3. Активные операции……………………………………………………26
2.4. Активно-пассивные операции и прочие критерии классификации...35
2.5 Характеристика современных банковских услуг…………………….37
2.6. Обеспечение устойчивого развития коммерческих банков…………53
4. Глава 3. Практическая работа……………………………..……………...60
5. Заключение……………………………………………………
6. Приложение……………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин «Коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать.
Выбранная мною тема курсовой работы «Коммерческий банк» является актуальной в настоящее время. Банки влились в жизнь общества. Каждый человек имеет дела с коммерческими банками и пользуется услугами этих финансовых институтов. Поэтому необходимо знать операции, проводимые банками, правильность оформления договоров и т.п.
Целью данной работы является изучение особенностей коммерческого банка как субъекта экономики.
Задачи, позволяющие достичь поставленной цели изучить:
На эти вопросы я постараюсь ответить в данной курсовой работе.
Глава 1. Особенности коммерческого банка.
1.1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики.
Современные коммерческие банки – это банки, обслуживающие организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Независимо от форм собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер.
Согласно банковскому законодательству банк – это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (или должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.
В соответствии со своими функциями как банка коммерческий банк осуществляет:
Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства, с другой стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности организаций и населения.
Экономическую основу деятельности по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств – объективный процесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.
В период перестройки в России считалось, что коммерческие банки – это банки, основной целью которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был продекларирован даже в Законе «О банках и банковской деятельности». Однако дальнейшее развитие банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки должны не только стремиться к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность, надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально ориентированных проектов и программ, поддерживать свой имидж, развивать филиальную сеть, предоставлять более широкий спектр услуг большему числу клиентов.
Коммерческие банки играют важную роль в реализации политики Центрального банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении задачам поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляцией и курсом рубля, поддержания нормальных темпов экономического роста и высокого уровня занятости населения.
Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно свободные денежные средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъектам экономики, испытывающим недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом банки регулируют общую ликвидность экономики. Никакие другие институты финансового рынка, поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.
Особое значение имеет деятельность банка в области окончательного урегулирования расчетов между субъектами экономики. Одно из важных направлений деятельности банка – осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты эту задачу фактически не выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно-кассовые центры. Но последние либо входят в состав банка (например, Центрального), либо, являясь частными (акционерными) организациями, выполняют лишь операции по взаимозачету, предоставляя право окончательного урегулирования задолженности (выполнения платежных операций) банку.
Существуют и иные
признаки, отличающие банки от небанковских
финансово-кредитных
В настоящее время коммерческие банки большинства западных стран выполняют различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов сотни видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.
Особенности коммерческих
банков проявляются в ходе выполнения
присущих им операций и услуг. Операции
коммерческого банка
По российскому законодательств
Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
Кредитная организация также вправе проводить иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Центрального банка России – и в иностранной валюте (валютные операции).
Кредитной организации, в том числе коммерческому банку, запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти операции следует отнести к числу небанковских.
Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в его пользу за определенную плату.
Основные характеристики банковской услуги:
В нашей стране отношения между Центральным банком России, коммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Договор определяет основные положения сотрудничества банка и клиента. Согласно договору деловые отношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также должен быть определен порядок расторжения и другие существенные условия договора.