Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 07:32, курсовая работа
Естественные монополии являются важной частью экономики любой страны. Россия не является исключением. В экономической системе иногда возникают ситуации, когда такая форма структуры рынка как монополия, является более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, т.е. случая, когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. В этом утверждении, можно сказать, заложено противоречие. С одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Разрешение данного противоречия, хотя бы частичное, является одной из целей государственной экономической политики.
Введение 3
Глава 1. Сущность естественной монополии 5
1.1. Понятие естественной монополии 6
1.2. Естественные монополии в России 9
Глава 2. Государственное регулирование естественных монополий 14
2.1. Цели и задачи стратегии государственного регулирования естественных монополий 14
2.2. Способы регулирования естественных монополий 29
Глава 3. Законодательная трактовка 30
3.1. Органы регулирования естественных монополий в РФ 30
3.2. Сравнительный анализ систем регулирования монополий в России
и США 33
Заключение 40
Список используемой литературы 43
7) Ограничение на покупку акций предприятий – естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.); обеспечение энергетической безопасности национальной экономики; поддержание приемлемых для российских потребителей (домашних хозяйств и предприятий реального сектора) цен, а, следовательно, повышение конкурентоспособности российской продукции; реализация такой важной задачи, как газификация российских регионов (особенно в сельской местности), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. Использование указанного метода продиктовано также последствиями экономической обстановки начала 90-х годов, когда происходила стихийная (необдуманная) приватизация большинства объектов государственной собственности, в том числе и тех, которые имели стратегическое значение для России. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.
8) Неформальные методы.
- Административно – бюрократические (командно – административные) формы: субъективистское воздействие властных органов на политику естественных монополий, исходя из принципа целесообразности (политической, социальной или коррупционной);
- кадровые формы: расстановка на руководящие посты в компаниях - монополистах лиц, лояльных политически или персонально руководителям власти;
- реализация интересов определенных коммерческих структур (нередко в сговоре с представителями власти), что, в частности, принимает форму разной степени доступности фирм к инфраструктуре, особенно на региональном и местном уровнях;
- выполнение крупнейшими
Конкретные виды неформальных методов еще более разнообразны. Но главное состоит в том, что указанные методы занимают большое место в реальном регулировании естественных монополистов в России, хотя и не афишируются.
Стоит отметить, что при всей эффективности
и практичности неценовых методов регулирования их
Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях, т.к. согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, станки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Этот метод логично вытекает непосредственно из понятия естественной монополии, существенный элемент которого - неэластичные цены на ее товары. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.
Возможность ценового регулирования установлена Федеральным законом "О естественных монополиях" В нем установлены два специфических метода (применение иных методов не допускается):
«Органы регулирования естественных монополии могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня».[17]
Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:
1) Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народнохозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.
2) Метод средних издержек
3) Метод установления потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.
4) Перекрестное субсидирование
естественных монополий. Многие
страны с рыночной экономикой
в умеренной степени
На взгляд Гаврилова А.И.,[6] ценовые регулирование и контроль в условиях российских естественных монополий имеют определенные недостатки:
Действующее тарифное регулирование
на услуги естественных монополий со стороны
ФСТ часто подвергается критике. Сегодня
тарифы устанавливаются в ноябре-декабре
текущего года с января регулируемого периода на
основании отчетных показателей расходов
субъекта регулирования за полный отчетный
(базовый) предшествующий год и ожидаемых
(неполных) показателей текущего года.
Расходы в тарифах субъектов закладываются
с учетом ожидаемых (по данным предшествующих
лет) показателей инфляции на конец регулируемого
периода. В результате уже в начале года
устанавливается завышенный тариф по
ожидаемым расходам на конец регулируемого
года. Это в свою очередь провоцирует уже
в начале года рост стоимости товаров
и услуг в нерегулируемых секторах экономики,
доля которых в ВВП составляет около 35–40%.
По оценке Овсейчук В., Кутового Г.,[8] субъекты отраслей регулируемых естественных монополий, с учетом мультипликативного эффекта их влияния на другие отрасли экономики, вносят в совокупный показатель инфляции потребительских цен (ИПЦ) не менее 60–70%, поэтому уже в начале регулируемого периода по факту установления тарифов (цен) субъектов естественных монополий в экономике в целом непрерывно раскручивается спираль инфляции. По данным Росстата, ИПЦ на все товары и услуги изменялась от 20,2% в 2002 г. до 8,8% по отчету 2009 г., т.е. в среднем за 10 лет – по 13,1%. В сентябре 2010г. индекс потребительских цен составил 100,8%, в том числе на продовольственные товары - 101,6%, непродовольственные товары - 100,6%, услуги - 100,0%. [19] Авторы делают вывод, что если в отраслях естественных монополий приостановить рост цен в 2011–2012 гг., то за это время ИПЦ может снизиться до 4–5%.
В России уже есть подобный опыт: в период кризиса 1998 г. цены и тарифы на товары (услуги) естественных монополий были заморожены, что помогло, по мнению экономистов, многим отечественным предприятиям быстрее поправить свое финансовое положение. С началом нынешнего экономического кризиса по аналогичному пути пошли европейские страны. В некоторых из них тарифы даже снижаются. К примеру, итальянские поставщики энергоресурсов за период с 1 октября по 17 декабря 2008 г. уменьшили стоимость электроэнергии для своих потребителей на 14% . Перманентная индексация цен (тарифов) на товары (услуги) под прогнозируемые уровни инфляции полностью блокировала работу естественных монополий по снижению производственных издержек и позволила им накопить некоторый потенциал в этой области: по экспертной оценке, только в электроэнергетике этот резерв за последние 5 лет составляет около 1 трлн рублей (более 30 млрд долларов США).[3, 248] Что касается России, целесообразно было бы рассмотреть информацию, опубликованную сравнительно недавно. А именно на Совещании ФСТ России, посвященному итогам работы органов государственного регулирования в 2010 году и основным задачам на 2011 и 2012 годы. Совещание прошло в Москве 7-8 апреля 2011 г. Руководитель ФСТ России С.Г. Новиков затронул такие сферы как: Электроэнергетика, Газовая отрасль, Коммунальный комплекс и Транспорт.
Электроэнергетика
Ограничение роста цены на электроэнергию в 2011г.
Регулирование на 2012 год – основные моменты
Газовая отрасль
Принципы регулирования оптовых цен на газ на среднесрочную перспективу
Информация о работе Способы регулирования деятельности естественных монополий