Спрос и предложение денег на денежном рынке. Равновесие денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. более глубоко изучить кредитные отношения, денежно-кредитную систему;
2. проанализировать денежный рынок, ведь деньги важнейший элемент рыночной экономики, охарактеризовать денежную систему;
3. выявить и проанализировать проблемы и перспективы развития денежно-кредитной системы на современном этапе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....3-4
Спрос и предложение денег на денежном рынке. Равновесие денежного рынка…………………………………………………….5-15
2. Кредитные отношения и функционирование банков…………….16-22
3. Особенности и проблемы функционирования российской кредитно-денежной системы за последние три года………………………………….23-26
КТЗ………………………………………………………………………....27
Заключение…………………………………………………………...…...28
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Вторая функция  банка - функция регулирования денежного  оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов.

Третья функция  банка - посредническая функция. Под  ней понимается деятельность банка  как посредника в платежах. Через  банки проходят платежи предприятий, организаций, населения.

Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права увеличить кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный, прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

Если в стране в достаточном количестве имеются  действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические  организации, которые выполняют  отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них, в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т. д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами субъектами экономики, с центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Банковская  система в качестве составной органической части входит в большую систему - экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Традиционно центральный  банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с  предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает  им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайне случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Центральный банк тесно связан с государством. В  качестве банкира правительства  центральный банк выступает его  кассиром и кредитором, в нем открыты  счета правительства и правительственных  ведомств. Центральный банк, как  правило, осуществляется кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.

Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях. Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности и проблемы функционирования российской  кредитно-денежной системы за последние три года.

 

В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.

За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г.- на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. - 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. - на 2,1%).

В соответствии с условиями  функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010г. и плановый период 2011-2012гг. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010г. до 9-10%, в 2011г. - до 7-8%, в 2012г. - до 5-7%.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2010г. ожидается восстановление положительных  темпов экономического роста. Оживление  экономики, а также возобновление  роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010г. в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011-2012гг. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

Денежная программа  на 2010-2012гг. представлена в четырех  вариантах, соответствующих вариантам  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012гг. Расчеты по программе на 2010-2012гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010г. может составить 8-17%, в 2011г. - 11-19%, в 2012г. - 3-19%.

В среднесрочной перспективе  система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под, так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008г.

При формировании избыточного  денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР  и операции по продаже государственных  облигаций из собственного портфеля.

В 2010-2012гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. Но не стоит забывать об ограниченности федерального бюджета. Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк России продолжит  работу по участию в совершенствовании  законодательства, устанавливающего организационные  и правовые основы платежной системы  Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.

С целью создания условий  для развития платежной системы  Российской Федерации, повышения эффективности  обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения  с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.

При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.

В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей. С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.

Банком России будет  продолжена работа по развитию розничных  платежных услуг банковского  сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КТЗ

 

В кредитную  систему национальной экономики  входят:

а) банковская система;

б) бюджетная  система;

в) денежная система;

г) внебанковские  кредитные организации.

Ответ: а, г.

Так как кредитная система складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитных организаций, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их на условиях срочности, платности и возвратности

 

Разбор экономической  ситуации

Депозиты коммерческого банка равны 300 млн ден. ед. Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк  может выдать в виде ссуд, если норма обязательного резервирования составляет 20%.

  1. Рассчитаем, величину обязательного резерва

300 млн. ден. ед. ×0,20 = 60 млн. ден. ед.

  1. Рассчитаем количество денег, которое банк может выдать в виде ссуд:

300 млн. ден.  ед. – 60 млн. ден. ед. = 240 млн.  ден. ед.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Информация о работе Спрос и предложение денег на денежном рынке. Равновесие денежного рынка