Спрос и предложение денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время главной характеристикой экономик ведущих стран мира является их глобальность, т.е. включенность в сложную систему международных экономических отношений.
Процессы глобализации оказывают влияние и на сферу денежного обращения, инициируя в ней качественные системные изменения, которые еще пока не изучены в достаточной степени.
Целью данной работы является анализ особенностей функционирования денежного рынка: формирования спроса и предложения денег и установление рыночного равновесия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Спрос на деньги…………………………………………………..…………….5
1.1 Понятие спроса на деньги………………………………………….…………5
1.2 Спрос на деньги и скорость обращения денег………………………………5
1.3 Факторы, влияющие на спрос на деньги…………………………………...11
2. Предложение денег………………………………………………...…………17
2.1 Управление денежным предложением………………………….………….17
2.2 Формирование предложения денег и факторы на него влияющие……....19
2.3 Эмиссия денег……………………………….……………………………….24
2.4 Государственное регулирование денежного обращения…………………….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...……….30

Файлы: 1 файл

Деньги. Спрос и предложение.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Представители всех современных теорий денег признают альтернативную стоимость сохранения денег (в денежной наличности и на текущих счетах), ее влияние на желание иметь такой запас денег и на спрос на деньги в целом. В этом мотиве существенным образом ослаблен спекулятивный аспект и усилен аспект доходности активов вообще. Поэтому этот мотив лучшее назвать мотивом капитализации. В меру роста процента и других доходов на активы желание субъектов иметь высокодоходные активы будет усиливаться, a спрос на высоколиквидные формы денег (спрос на деньги), наоборот – будет ослабляться.

 

1.3 Факторы, влияющие на спрос на деньги

Выяснение мотивов, которые поощряют экономических субъектов накапливать деньги, дает возможность определить факторы, которые влияют на эти мотивы, a значит - на динамику спроса на деньги.

Представители всех теоретических концепций спроса на деньги признают изменение объемов производства (или объемов национального дохода) ключевым фактором влияния на спрос. Это влияние обуславливается трансакционным мотивом накопления денег - чем больший объем производства валового национального продукта, a значит и национального дохода, тем большим может быть объем операций относительно его реализации и тем большим может быть запас денег для выполнения этих операций. Эту зависимость можно выразить так:

Объем спроса на деньги = f(Q), где Q - номинальный объем ВHП.

Изменение объема валового национального продукта, в свою очередь, определяется двумя самостоятельными факторами - динамикой уровня цен и уровня реального объема производства, любой из которых может действовать независимо друг от друга. Например, абсолютный уровень цен может расти при неизменном объеме реального производства, и наоборот, последний может повышаться при неизменном уровне цен или эти показатели могут расти одновременно, но разными темпами. Поэтому изменение абсолютного уровня цен и реального объема производства можно рассматривать как самостоятельные факторы влияния на спрос на деньги. Влияние любого из этих факторов является прямо пропорциональным - в меру роста цен или увеличения физического объема производства соответственно будет расти спрос на деньги, a при их снижении спрос будет сокращаться. Зависимость объема спроса на деньги от указанных двух факторов = f(Y, P), где Y - физический объем ВHП, P - уровень цен.

При макроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги появляется третий фактор – скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньшим будет спрос на деньги, и наоборот. Т.е. влияние этого показателя на спрос обратно пропорциональный. Поскольку скорость обращения денег формируется под влиянием многих факторов, то все они опосредовано тоже влияют на спрос на деньги. Тем не менее сторонники такого подхода к анализу спроса на деньги считают, что скорость обращения денег является относительно стабильной, поэтому ее влияние на спрос мало ощутимый. Потому в своих теоретических выводах они абстрагируются от этого фактора. Поэтому формулу спроса на деньги фактор скорости, как правило, не входит.

При микроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги скорость обращения денег исчезает из поля зрения. Вместо нее используется фактор изменения нормы процента. Tакая трансформация факторов не случайная. Ведь скорость обращения денег - явление потока, и оно не корреспондирует со спросом на деньги - явлением остатка. Чем дольше деньги сохраняются у индивидов, тем большим будет их остаток и тем реже они будут передаваться одним индивидом другому. По мере роста ожидаемого дохода (нормы процента) на альтернативные деньгам активы продолжительность сохранения будет сокращаться и спрос на деньги снижаться, a по мере снижения ожидаемого дохода – возрастать. Влияние этого фактора на спрос выражается формулой:

К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие:

1) спрос на денежные  средства, необходимые для осуществления  хозяйственной деятельности, авансирования  оборотных средств, выплаты заработной  платы, для покупки товаров в  розничной торговле и т.д. Этот  вид спроса, который экономисты называют "спрос на сделки", включает две самостоятельные, но взаимозависимые компоненты - физическое количество товара (на макроэкономическом уровне - ВВП в неизменных ценах) и стоимость товара, выраженная в текущих ценах (на макроуровне -ВВП в текущих ценах);

2) уровень и динамика  всех видов цен (потребительских, производительных, закупочных в  сельском хозяйстве, сметных цен  строительства, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги  и т.д.). Цены привязаны к отдельному  конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар, но зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен. Для нашей экономики характерен двукратный спад производства при одновременном росте цен и денежной массы. Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю в книге "Экономикс" обращают внимание на ценовую компоненту денежного спроса и ее эквивалентность физическому объему производства: "Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП. Обратите внимание, что мы выделяем денежный, или номинальный, ВВП. Домашним хозяйствам или фирмам потребуется больше денег для сделок либо в случае роста цен, либо в случае увеличения объема производства. В обоих случаях долларовый объем заключаемых сделок будет большим. Эти два фактора, влияющих на спрос на деньги, согласуются с количественной теорией денег, поскольку согласно этой теории количество денег (М), исчисленное с учетом скорости обращения одной денежной единицы в среднем за год (V), равняется физическому объему продукции (Q), умноженному на цены (P):

MV = P Q

Иначе говоря, денежная масса эквивалентна номинальному валовому национальному продукту, или, в упрощенном виде, сумме цен товаров, если не учитывать перераспределительных процессов и повторного счета материальных затрат, о чем было сказано выше;

3) спрос на финансовые  активы. Кроме товарных сделок  в современной экономике широко  распространены операции с экономическими  и финансовыми активами. Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для их приобретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка;

4) процентные ставки  на финансовые активы, которые  выполняют функции цены активов. В российских условиях эти  ставки намного превышают уровень  рентабельности реального сектора. В 1994-1998 гг. доходность ГКО колебалась от 50 до 80%, а рентабельность реального сектора экономики - от 24 до 5%. Депозитные ставки в различных коммерческих банках также резко колебались - от 2-4% в Сбербанке до 30-60% в ряде коммерческих банков. Современная экономическая теория устанавливает обратную зависимость между спросом на деньги и ростом процентных ставок активов. Высокая конъюнктура спроса на финансовые активы снижает спрос на деньги "высокой эффективности" и для реального сектора экономики. Но в момент кризиса фондового рынка финансовые активы сбрасываются, и возникает ажиотажный спрос на наличные рубли и иностранную валюту;

5) скорость обращения  денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных  условиях спрос на деньги;

6) совокупность валютных  факторов из-за их неустойчивости  и подверженности инфляции рубля, а также из-за принятого порядка  формирования курса рубля. В современных  российских условиях спрос на  доллары превышает спрос на  рубли, что делает актуальной задачу стимулирования спроса на рубли, с тем чтобы национальная денежная единица была главным ориентиром в деятельности субъектов рынка;

7) потребности в финансовом  обеспечении предполагаемых затрат  на инновации и инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота. Это то, что российские экономисты обычно считают спросом на деньги, необходимые для расширенного воспроизводства.

8) спрос на деньги  зависит от применения современных  финансовых и банковских технологий, отлаженности всей системы платежно-расчетного оборота. Например, Мишель Дотси, как пишут об этом Дж.Д. Сакс и Ф. Ларрен, «смог показать, что спрос на деньги снизился после внедрения электронного способа перевода ценных бумаг от одного владельца к другому»;

9) спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений измеряется остатками денежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.

Учитывая это свойство денег, Баумоль и Тобин считают, что глобальным фактором формирования спроса на деньги является "спрос на реальные денежные остатки". По их мнению, "для людей важна покупательная способность денег, а не их номинальная ценность". С учетом значения в формировании денежного спроса реальных остатков денежных средств совсем по-иному проявляется действенность ценового фактора. Для номинального роста остатков значение его сохраняется, а для роста реальных остатков этот фактор не имеет значения: "Спрос на реальные денежные остатки не подвержен воздействию изменений в уровне цен, но возрастает с ростом реального дохода и сокращается при росте номинальных процентных ставок".

Эмпирические исследования российской экономики показывают, что ценовой фактор остается одним из важнейших факторов формирования спроса на деньги. Вместе с тем состав денежных агрегатов, логика денежного обращения указывают, что если признать главной задачей денежно-кредитной политики содействие экономическому росту и благосостоянию человека, то создание стимулов для сбережений населения и их трансформации в накоплении должно способствовать расширению объективных границ для роста денежной массы, финансового обеспечения расширенного воспроизводства. Конфликт между ценовой компонентой денежной массы, ее ростом в соответствии с ростом цен и компонентой сбережений, определяющей пределы роста денежной массы, может быть настолько серьезным, что денежная масса становится фактором, блокирующим развитие экономики. В этом случае необходима система синхронных мер по восстановлению сбережений, их индексации, сдерживанию роста цен и обеспечению роста реальных доходов.

Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операций по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

 

 

 

2. Предложение денег

2.1 Управление денежным предложением

Как и спрос на деньги, предложение денег является явлением остатка. Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.

Ha уровне отдельного экономического  субъекта предложение денег взаимодействует  со спросом на деньги как  его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости сохранения денег, то индивид будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот, при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. При повышении уровня процента экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при снижении - со спросом на деньги.

Ha макроэкономическом уровне предложение денег формируется несколько по другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынок денег больше имеющихся y них запасов денег. Т.е. фактическая масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например повышение процента, не могут увеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег в оборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денег на денежном рынке, a изъятие денег из оборота - как сокращения предложения денег.

Основными элементами денежного предложения являются бумажные деньги и чековые вклады. В целом бумажные деньги можно рассматривать как долговые обязательства государственных банков (в США - федеральных резервных банков), чековые вклады, или чеки вообще как долговые обязательства.

Реальная покупательная способность денег определяется тем количеством товаров и услуг, которые можно за них приобрести. Эта покупательная способность находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня цен. Очевидно, что в условиях инфляции покупательная способность денег значительно падает, а при галопирующей инфляции падает катастрофически, так что деньги превращаются в простые бумажки и по сути дела перестают быть средством обращения. Такое положение с денежным обращением наблюдалось в Германии после Первой мировой войны; с гиперинфляциями мы встречаемся в разных странах и после Второй мировой войны и даже в недавнем прошлом - в Израиле, Боливии и других странах Латинской Америки.

Информация о работе Спрос и предложение денег