Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 06:24, курсовая работа
В настоящее время главной характеристикой экономик ведущих стран мира является их глобальность, т.е. включенность в сложную систему международных экономических отношений.
Процессы глобализации оказывают влияние и на сферу денежного обращения, инициируя в ней качественные системные изменения, которые еще пока не изучены в достаточной степени.
Целью данной работы является анализ особенностей функционирования денежного рынка: формирования спроса и предложения денег и установление рыночного равновесия.
Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Спрос на деньги…………………………………………………..…………….5
1.1 Понятие спроса на деньги………………………………………….…………5
1.2 Спрос на деньги и скорость обращения денег………………………………5
1.3 Факторы, влияющие на спрос на деньги…………………………………...11
2. Предложение денег………………………………………………...…………17
2.1 Управление денежным предложением………………………….………….17
2.2 Формирование предложения денег и факторы на него влияющие……....19
2.3 Эмиссия денег……………………………….……………………………….24
2.4 Государственное регулирование денежного обращения…………………….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...……….30
Поскольку деньги в условиях гиперинфляции и даже галопирующей инфляции перестают осуществлять свои функции и как средства обращения, накопления и меры стоимости, то они перестают служить средством платежа, и поэтому производители и потребители начинают обращаться к бартерному обмену товаров.
Таким образом, бумажные деньги сохраняют свое значение как долговые расписки государства только до тех пор, пока их покупательная способность относительно стабильна. Обеспечение этой стабильности составляет важнейшую задачу государственной власти. Государство может поддерживать эту стабильность путем проведения разумной фискальной политики, а также с помощью эффективного контроля за предложением денег.
2.2 Формирование предложения денег и факторы на него влияющие
Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, a самого предложения - результатом деятельности банков может создать впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы является сугубо техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Тем не менее это лишь общее впечатление. За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет значительное количество других факторов, которые могут деформировать предложение денег. Поэтому любой из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.
Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем предложение денег в виде такой формулы:
MS = mMб,
где MS - предложение денег в виде денежной наличности вне банков и депозитов на текущих счетах;
m - коэффициент денежно-
Mб - денежная база.
Изменение предложения денег (MS) может быть вызвано действием факторов, которые влияют на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора.
Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого банка - операций на открытом рынке, рефинансирования коммерческих банков, валютной интервенции.
Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, a и многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег.
На объем предложения денег влияют изменения:
-нормы обязательных резервов;
- учетной ставки;
-типичной рыночной процентной ставки;
- процентной ставки по
-объема богатства
-тенизации
-состояния доверия к банкам, банковской паники.
Рассмотрим механизм влияния любого из этих факторов на предложение денег.
Изменение нормы обязательного резервирования вызовет противоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле m=l/r, где r -норма обязательного резервирования. Поэтому чем низшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, a значит большим будет общий объем денежного предложения, и наоборот.
Изменение учетной ставки влияет на денежную базу. При повышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на их коррсчетах в центральном банке, то есть денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, a значит и уровень мультипликатора.
Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют на предложение денег по нескольким направлениям. В частности, при росте процентной ставки по займам y коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего растет денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что оказывает содействие расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.
Изменение богатства приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составными денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составная обуславливает мультипликативный процесс, a наличная - нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. При росте богатства депозитная составная денежной массы возрастет скорее, чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметь противоположное влияние на предложение денег.
Тенизация предпринимательской деятельности обуславливает изменение структуры денежных запасов в пользу денежной наличности. Это ослабляет мультипликативное увеличение депозитов, поскольку денежная наличность выходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования. Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме. Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенизации экономики.
Низкое состояние доверия к банкам, банковская паника тоже отрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так как вызывают изъятие денег из депозитов. Увеличение наличной составной денежной массы не компенсирует потерь депозитной составной, т.к. через мультипликативный эффект они значительно превышают суммы наличных изъятий.
B условиях усиления недоверия
к банкам уровень
Итак, общий объем предложения денег сокращается пропорционально падению доверия к банкам, a в период банковских паник такое сокращение становится лавиноподобным, способное парализовать всю платежную систему страны.
Рост процентных ставок по депозитам до востребования оказывает содействие привлечению банками денежной наличности на текущие вклады и расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего повышается предложение денег.
Изменение предложения денег через колебание коэффициента мультипликации могут вызвать и другие факторы, в частности сезонное увеличение потребности населения в денежной наличности, которая приводит к уменьшению текущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит – уменьшение предложения денег. В этом случае банки увеличивают избыточные резервы накануне сезонного или любого другого ожидаемого роста отлива вкладов для обеспечения своей ликвидности.
Анализ факторов влияния на предложение денег свидетельствует, что окончательный объем предложения денег формируется усилиями четырех групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, a также банковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денег довольно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированный уровень, недостаточно просто отрегулировать денежную базу. Для этого нужно также обеспечить соответствующий мультипликативный рост депозитов под влиянием всех перечисленных выше факторов.
В условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от «золотого правила» денежного обращения главная роль в формировании денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный принцип соответствия денежной массы объему ВВП и уровню цен, естественно, с учетом скорости обращения денег.
Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти (Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при среднегодовом приросте реального ВВП на 3% и незначительном снижении скорости обращения денег.
Деньги настолько конкретный товар, что они не любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз производства любой продукции – это недостаточное условие формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка поступила на счет продавца. Так что основной категорией, определяющей формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других стоимостных измерителей результатов экономической деятельности.
Основными факторами, определяющими предложение денег являются:
1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;
2) поступление налогов и сборов с населения;
3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;
4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;
5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;
6) общий дефицит финансового баланса и его важнейшей части – бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер , он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное положение и на эмиссию денег;
7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса – важный элемент денежно-кредитной политики, способствующей увеличению предложения денег;
8) другие статьи платежного баланса;
9) состояние баланса Центрального банка.
2.3 Эмиссия денег
Одним из инструментов предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат
Эмиссия денег – это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия – результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается повышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег.
Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают использовать денежный мультипликатор:
V = n * B,
где M– денежная масса;
n– мультипликатор;
В – денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка)
В свою очередь
В = К + А + К1 + А1,
где К – кредиты Центрального банка правительству (размещенные в центральном банке государственные ценные бумаги);
А – чистые иностранные активы Центрального банка;
К1 – кредиты Центрального банка коммерческим банкам;
А1 – прочие чистые активы.
Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов:
- отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов;
- отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования;
- соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования.
2.4 Государственное
регулирование денежного
В
основе государственного регулирования
обращения денег лежит множественность
целей, преследуемых управляющей системой.
В условиях рынка основными
объектами государственной регулирующей
деятельности являются: денежное обращение
и цены, условия конкуренции, экономический
цикл, условия инвестирования, поддержание
уровня занятости, торговый и платежный
баланс страны, внешнеэкономические связи,
социальные отношения (социальное обеспечение,
трудовые и иные отношения), окружающая
среда. В соответствии с классификацией
объектов выделяются следующие составные
элементы экономической политики государства:
денежно-кредитная, налогово-бюджетная,
инвестиционная, научно-техническая, промышленная,
структурная, антимонопольная, региональная,
внешнеэкономическая политика.
Реализация определенного вида политики
связана с разработкой методов управления
объектом, его регулирования. Метод регулирования
— это способ воздействия субъекта управления
на объект для достижения поставленных
целей.
Методы регулирования обращения денег,
как составная часть денежно-кредитной
политики государства, в целом подразделяются
на прямые и косвенные. Они дифференцируются
по содержанию, мотивации, сферам применения.
Прямые методы представляют собой непосредственное
вмешательство органов государства в
процесс денежного обращения. Косвенные
методы могут быть финансовыми, бюджетными,
налоговыми, планово-индикативными.
С точки
зрения мотивационного критерия выделяют
методы материальной, моральной и властной,
принудительной мотивации деятельности
объекта управления. В той или иной мере
они используются при регулировании государством
денежного обращения. Так, введение налога
на покупку иностранной валюты формирует
материальную мотивацию для обращения
национальных денежных знаков. Властная,
принудительная мотивация проявляется
через установление Центральным банком
доли обязательной продажи валюты фирмами
экспортерами от объема выручки.
По содержанию методы государственного
регулирования связаны с организационно-
Регулирование денежного обращения в
Российской Федерации возлагается на
Банк России, и осуществляется в соответствии
с основными направлениями денежно-кредитной
политики, которая разрабатывается и утверждается
в порядке, установленном банковским законодательством.
Банк Росси, наделенный исключительным
правом эмиссии денег, особо ответственен
за поддержание равновесия в сфере денежного
обращения и должен создавать определенные
ограничения, сдерживающие эмиссию наличных
денег.
Обязанности Банка России:
1) прогнозирование и организация производства,
перевозка и хранение банкнот и монет,
а также создание их резервных фондов;
2) установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
3) определение признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также их уничтожение;
4) разработка порядка ведения кассовых
операций для кредитных организаций.
Роль Центрального Банка Российской Федерации
состоит том, чтобы посредством присущих
ему функций и операций добиться рационализации
денежного оборота. Существенной деятельностью
Банка России является обеспечение покупательной
способности денежной единицы. Цель его
функционирования - это не только монетизация
валового внутреннего продукта, но и скорость
обращения денег, полнота их прохождения
через каналы банка, минимизация использования
денежных суррогатов. В свою очередь эмитирование
платежных средств это не только их влияние
на стабильность рубля, но и на эффективность
производства и обращение продукта. Банк
России ограничивает свою цель борьбой
за укрепление покупательной способности
рубля. Таким образом он не реализует в
полном объеме свою роль в экономике. Кредитные
инструменты регулирования слабо представлены
в денежно - кредитной политике Центрального
Банка Российской Федерации.
Для поддержания устойчивости денежного
оборота, Центральный банк должен использовать комплекс
1)осуществлять надзор и контроль за денежным
оборотом. Государство через банковскую,
финансовую систему, налоговые органы
должно обеспечивать постоянный контроль
как за всем денежным оборотом в целом,
так и за отдельными денежными потоками
в хозяйстве.