Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

Файлы: 1 файл

окд курсовая.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

Введение

 

1. Спрос и предложение  на рынке

1.1 Понятие спрос

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей  в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар  по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или  в определенной стране.

 

  Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

 

  Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

 

  Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

 

 Отрицательный спрос — это  спрос, возникающий в тех случаях,  когда потребители «недолюбливают»  товар и поэтому избегают его  приобретения. Отсутствующий спрос  — это спрос на товары, которые  ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

 

 Кроме понятия «спрос» надо  также выделять понятие «величина  спроса», которое означает максимальное  количество услуги или товара, которое потребитель хочет и  может купить по данной цене  в данный период времени.

 

  На величину спроса оказывает  влияние целый ряд факторов:

 

  • цена предлагаемого товара;

 

  • качественные характеристики товара;

 

  • уровень доходов потребителей;

 

  • изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

 

  • изменение цен на взаимозаменяемые товары;

 

  • изменение цен на взаимодополняемые товары;

 

  • изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

 

  • изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

 

  • политические факторы;

 

  • социально-культурные факторы;

 

  • насыщенность рынка;

 

  общеэкономические показатели —  например, ставка рефинансирования  и процентные ставки по вкладам  (депозитам) населения; если ставки  большие, то спрос на товары  может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать  деньги.

 

  Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

 

  Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

 

1.1 Совокупность спроса

Человеку  для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные  товары и услуги. Каждый человек  на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей  формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание  должно быть подкреплено платежеспособностью.

 

Впервые понятия спроса и предложения  в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист  Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос - то количество товаров и  услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах  в течение определенного времени.

 

В западной экономической литературе спросом  называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые  приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между  потребностями и спросом такая  же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это  планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

 

Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и  превратить в спрос. К ним относятся  блага и услуги коллективного  пользования, особенно такие, в потреблении  которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного  порядка, национальная оборона, государственное  управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

 

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая  часть потребностей удовлетворяется  посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму  индивидуальных спросов, которые формируются  на основе потребительского выбора.

 

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного  периода времени.

 

Цена  спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую  покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

 

Между рыночной ценой товара и тем  его количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.

 

1.2 закон спроса

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения

 

Спрос и предложение —  взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определя­ется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на то­вары.

 

Спрос изображается в виде графика, показывающего  количество продукта, которое потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в  течение определенного периода  вре­мени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса — максимальная цена, по которой потре­битель готов купить данную продукцию.

 

Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих пара­метров  снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, ко­гда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.

 

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

 

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высо­кой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством  их ве­ры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

 

2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворе­ния, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижает­ся.

 

3. На несколько более высоком  уровне анализа закон спроса  можно объяснить эффектами дохо­да и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позво­лить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтерна­тивных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежно­го дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выража­ется в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вме­сто аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять до­рогие продукты более дешевыми.

 

1.3 изменение спроса

Цена  служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существу­ют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Ко­гда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного това­ра по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась впра­во. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или бо­лее) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

 

Рассмотрим влияние неценовых детерминант:

 

1. Потребительские вкусы. Благоприятное  для  данного продукта изменение  пот потребительских вкусов или  предпочтений, вызванное рекламой  или изменением моды, будет означать, что спрос воз­рос по каждой  цене. Неблагоприятные перемены  в предпочтениях потребителей  вызовут уменьше­ние спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

 

2. Число  покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы со­кращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повы­шая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

 

3. Доход. Воздействие спрос изменения  денежного дохода  более сложно. В отношении большин­ства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

 

Товары, спрос на которые изменяется в  прямой зависимости с изменением денежного дохода, на­зываются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

 

Товары, спрос на которые изменяется в  противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

 

Примеры: увеличение доходов повышает спрос  на такие нормальные товары, как  сливочное мас­ло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановлен­ные шипы и ношенная одежда.

 

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены  на сопряженный товар к повыше­нию или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родствен­ный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаи­модополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спро­сом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между це­ной на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или во­все не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки со­кращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

Информация о работе Спрос и предложение