Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

Файлы: 1 файл

окд курсовая.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

 

5. Ожидание. Потребительские ожидания  относительно будущих цен на  товары, наличие товаров и будущего  дохода способны изменить спрос.  Ожидание падения цен и снижения  доходов  ведет к сокращению  текущего спроса на товары. Обратное  утверждение также верно. Пример: неблагоприят­ная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем са­мым повышает текущий спрос на него.

Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются  два эф­фекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновес­ное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

 

Возможны  также случаи, когда предложение  и спрос изменяются в одном  и том же направлении.

 

Сначала предположим, что и спрос и  предложения увеличиваются. Чтобы  определить изменение равновесной  цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эф­фекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

 

Рассмотрим  одновременное уменьшение предложения  и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная  цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.

 

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной  стороны, и уве­личение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случа­ях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.

 

Роль  и значение потребительского спроса

 

В период перехода от командно-административной в рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с  внешней средой:  государством, финансовой системой, снабженческо-сбытовыми организациями, конкурентами. У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы, определять цели своего развития.

 

Однако  для достижения поставленных целей  необходим контроль их выполнения, который означает, прежде всего, анализ хозяйственной деятельности предприятия. В маркетинговой системе, ориентированной  на рынок, анализ хозяйственной деятельности начинается не с исследования производства или финансовых результатов, как  в системе командно-административного  типа, а с изучения сбыта продукции.

 

Причина такой замены начальной точки  отсчета очевидна - в маркетинговой  системе все начинается с рынка  и заканчивается рынком: товар (или  услуга) находит или не находит  сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Итогом этого будет  прибыльность или убыточность предприятия. Каждый товар должен производиться  лишь тогда, когда он нужен потребителю. Это и предопределяет значение анализа  спроса на продукцию предприятия  в современных условиях, которое  особенно возрастает для отечественных  предприятий при жесткой конкуренции  с продукцией иностранных фирм.

 

Для организации коммерческой деятельности каждое предприятие независимо от форм собственности должно изучать, анализировать  и прогнозировать спрос на потребительские  товары для обеспечения рыночного  равновесия, являющегося, в конечном счете, одним из проявлений сбалансированности в народном хозяйстве. Необходимо достижение соответствия между объемом и  структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения.

 

Анализ  спроса на продукцию и услуги предприятия  является одним из важнейших направлений  экономического анализа в маркетинговой  системе. Он универсален одновременно и на микроуровне, и на макроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации.

 

На  микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля - анализа прохождения и достижения целей, передаче уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия. Он присутствует во всех видах временного анализа хозяйственной деятельности - предварительном, оперативном и последующем.

 

Производственному предприятию для планирования объемов  производства и обоснования плана  реализации продукции или объема оказания услуг, а торгово-посредническому - для обоснования товарооборота  необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, по какой цене, когда, каким образом и где  оно будет продавать. От этого  зависит, в конечном счете, объем  продаж и прибыли предприятия. Очевидно что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги должен выноситься на первое место с целью управления им в соответствии со стратегией, избранной конкретным предприятием.

 

Анализ  спроса как составляющее анализа хозяйственной деятельности должен одновременно базироваться на концепциях глобального и локального экономического анализа. Причем обязательно учитывать действие общих и частных экономических законов. Такой подход позволит предприятию успешно функционировать в условиях рыночной экономики.

 

Перечислим  задачи, определяющие содержание анализа  спроса:

 

-       анализ потребности  в выпускаемой или реализуемой  продукции, выполняемой работе  или оказываемой услуге:

 

-       анализ спроса  на товары, работы или услуги  и влияющих на него факторов;

 

-       анализ воздействия  спроса на результаты деятельности  предприятия;

 

-       определение  максимальной возможности сбыта  с учетом решения первых четырех  задач, а также производственных  возможностей предприятия;

 

-       обоснование  плана сбыта.

 

Цели анализа спроса будут различаться  в зависимости от уровня, на котором  он проводится, и времени проведения.



Информация о работе Спрос и предложение