Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:14, контрольная работа
Оценка спроса населения очень важна для фирм в процессе разработки новых товаров и стратегий их продвижения на рынок.
В данной работе рассмотрены такие параметры рынка, как спрос, эластичность спроса, рыночное равновесие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПРОС. КРИВАЯ СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 4
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 8
3. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список литературы 17
СОДЕРЖАНИЕ
Спрос и предложение являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
Рыночный механизм, элементами которого являются спрос и предложение, действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.
Оценка спроса населения очень важна для фирм в процессе разработки новых товаров и стратегий их продвижения на рынок.
В данной работе рассмотрены такие параметры рынка, как спрос, эластичность спроса, рыночное равновесие.
Спрос – это количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен в течении определенного промежутка времени. Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах, но нельзя забыть о платежеспособности, так как потребность предполагает спрос, только тогда, когда она обеспечена средствами. Спрос очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожидании будущих цен и многое другое.
Различают действительный (реально предъявляемый спрос на товары), реализованный (часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров). Неудовлетворенный спрос приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Для правильного понимания рыночной ситуации, разработки эффективных мер по ликвидации неудовлетворенного спроса необходимо стремиться к более точной оценки всех форм такого спроса и по объему и по структуре, и по отдельным товарам, и по регионам, и по социально-экономическим группам населения (семей), различающимся уровнем материальной обеспеченности.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при следующих важных условиях:
a) большинство товаров и услуг не бесплатны;
б) у любого товара есть заменители (субституты);
в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.
Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленный факторы экономического, социального и технологического характера.
В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в обществе. Далее будет рассмотрен эндогенный спрос.
Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Такое соотношение рыночной цены товара и денежного выражения спроса на него называется кривой спроса. Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент (см. Рис.1).
Рис.1 Кривая спроса (P-цена товара, Q-объем спроса)
Анализируя кривую спроса можно сформулировать закон спроса – если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.
Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух экономических теорий эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цены на товары. Например, при снижении цены на товар, который потребитель постоянно покупал, и необходимости в увеличении потребления данного товара нет, то на «высвобожденные» таким образом деньги потребитель может потратить на другие товары. Таким образом, понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило ему расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Так же следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объема спроса потребителя. Снижение цен на один товар, при неизменном уровне цен на другие товары означает относительное удешевление этого товара по сравнению с другими (относится к товарам одного типа). Потребитель начнет замещать относительно более дорогие товары более дешевыми.
Эффект дохода и эффект
замещения действуют не изолировано,
а во взаимодействии друг с другом,
и в различных ситуациях может
преобладать более сильное
Существует и такая ситуация, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Такая ситуация называется эффектом Гиффена, а «низший» товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена.
Имеются и другие исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становиться более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (эффект Воблена).
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (Рис.2). И обратим внимание на общую сумму денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка продавца равна произведению цены на общее количество проданного товара (PxQ). На рис.2а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис.2б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис.2в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.
a) б) в)
Рис.2. Эластичность спроса.
То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризуется эластичностью спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене представляет собой отношение изменение спроса к вызвавшему его изменению цены:
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (Рис.2а), то имеет место единичная эластичность спроса ( ). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (Рис. 2б), спрос неэластичен ( ). Это обычно относится к товарам, удовлетворяющим первичные потребности. Отказ от этих товаров влечет за собой большие трудности, но резкое увеличение их потребления нецелесообразно. Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (Рис. 2в), имеет место эластичный спрос ( ). Обычно это свойственно дорогостоящим товарам длительного пользования, от которых можно относительно легко отказаться, если денег на их покупку не хватает.
На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя и т.д.
Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары-комплементы (взаимодополняемые товары). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, очки и тетради). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар j:
При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост цен на чай); при изменении цены товара-комплимента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цен на бензин ведет к уменьшению спроса на автомобили). При изменении цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичности равен нулю (рост цен на очки не изменит спрос на тетради).
Следует отметить, что
колебания цен товаров с
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары меняется по-разному. В связи с этим можно говорить о эластичности спроса в зависимости от дохода. Хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.
Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т.е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.
На основе анализа взаимосвязи между изменениями дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход-расходы» для отдельного блага (при условии, что цена блага остается неизменной). Такие графики называются кривыми Энгеля. На рис. 3 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая E1), предметов роскоши (E2) и низкокачественных товаров (кривая E3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат – расходы на потребление данного блага (С).