Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:14, контрольная работа
Оценка спроса населения очень важна для фирм в процессе разработки новых товаров и стратегий их продвижения на рынок.
В данной работе рассмотрены такие параметры рынка, как спрос, эластичность спроса, рыночное равновесие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПРОС. КРИВАЯ СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 4
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 8
3. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список литературы 17
Рис.3. Кривые Энгеля
Кроме кривой спроса, каждый товар имеет свою кривую предложения, которая показывает количество товара, которое производители хотят и могут продать по определенным ценам в течение определенного промежутка времени. Кривая предложения имеет пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством, которое производитель готов продать по данной цене.
Если наложить друг на друга два графика, обозначающие рыночный спрос (D) и рыночное предложение (S) одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения конкретного товара. В какой-то точке две кривые пересекутся (рис 4.). В точке пересечения E спрос количественно равен предложению и цена P1 является уравновешивающей ценой, или ценой равновесия, а точка E – точка равновесия.
Рис. 4. Цена равновесия
За счет эластичности спрос и предложение всегда стремятся к точке равновесия. Механизм движения - свободное рыночное ценообразование. Суть последнего заключается в следующем: в каждый данный момент времени цена на рынке определяется свободно, исходя из соотношения спроса и предложения. При повышении спроса на товар увеличивается и цена, при снижении спроса цена уменьшается. Динамика цен – рыночный сигнал для производителя и покупателя. При повышении цен на определенные товары их производство активизируется, при снижении – приостанавливается. Покупатель ведет себя наоборот. Поэтому спрос и предложение стремятся к равновесной цене.
Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения приводят к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единственном рынке. Следует учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в спросе или предложении товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В данном случае говорят об общем равновесии рынка.
Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако эти данные не являются константой. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возникает спрос на прохладительные напитки, мороженное, вентиляторы. В этом случае описание данного движения будет характеризоваться совершенно новой кривой спроса, которая будет лежать на графике выше обычной.
Особенностью спроса является тенденция постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене. Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребности в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количество его покупок потребителями.
Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение также в субъективном ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат данного эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимно заменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.
В тенденциях изменения спроса возможны некоторые исключения, связанные с так называемым эффектом покупательских ожиданий. Например, когда рынки дефицитны, т.е. имеет место нехватка каких-либо товаров, то даже при тенденции к повышению цен на этот товар, покупатели попытаются увеличить его закупки впрок.
В данной ситуации имеют место покупательские ожидания: во-первых, инфляционные ожидания возможного роста предстоящих расходов в результате повышения цен дефицитного товара; во-вторых, возможного вынужденного сокращения его поставки на рынки, а следовательно, искусственного ограничения привычных для потребителя благ.
Следует различать обычное изменение количества покупок товаровпод воздействием движения цен от изменения собственно спроса. Как отмечалось выше, количество покупок товаров, обратно пропорционально движению их цени ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары.
Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен. К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие: уровень доходов покупателей, наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров, влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей, гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемого товара и т.п.
Очевидно, что спрос в целом не бывает статичным, но перечисленные неценовые факторы существенно усиливают его изменения. Так, например, растущие денежные доходы вызовут повышение спроса, т.е. увеличение количества покупок товара независимо от его цены. И наоборот, снижение доходов приведет к сокращению покупок, хотя их цена не менялась.
Другой пример: если на рынках широко представлены взаимно заменяющие товары (например, чай и кофе), то спрос разделиться по предпочтениям на каждую из товарных групп и соответственно снизится независимо от цен этих товаров. При отсутствии взаимодополняющего товара (например, сахара к чаю и кофе) спрос снизится по обеим основным группам товаров, так как весьма немногие люди употребляют эти напитки без сахара. И наоборот, чтобы повысит спрос на указанные напитки, достаточно устранить дефицит сахара, сладостей, других взаимно дополняемых благ к этим напиткам на потребительских рынках.
Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз и вверх. Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, ее смещение вправо или влево.
Спрос, равно как и предложение, являются важнейшими элементами рынка, которые входят в состав рыночного механизма, как саморегулянта рыночной экономики. За счет эластичности спрос и предложение всегда стремятся к точке равновесия, заставляя предпринимателей, преследующих своей целью максимизацию прибыли, действовать в конечном счете на пользу потребителей.
На рынке (при условии наличия конкурентов) все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продавать дороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремиться предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, знание законов спроса, умение прогнозировать спрос с учетом всех влияющих на него факторов являются конкурентными преимуществами для фирм, выводящим новые товары и услуги на рынок, позволяющие заполнить свою нишу на рынке и прочно закрепиться на нем.