Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 02:57, курсовая работа
Изучение спроса на рынке становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения– все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
Введение 3
1. Спрос и его особенности 4
1.1. Спрос: понятие и сущность 4
1.2 Факторы, определяющие спрос 7
1.3 Методы анализа и прогнозирования спроса на товар 10
1.4. Виды спроса на продукцию 13
2. Анализ спроса на продукцию ЗАО "ОСТ-Аква"
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов 20
2.3. Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ булылках 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Производственное частное унитарное предприятие « ОСТ-Аква » основано 27 октября 1992г.
« ОСТ-Аква » - завод минеральных вод.
Юридический адрес ЗАО "ОСТ-Аква": 400121, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Нефтяников проезд, 14. Основными видами деятельности предприятия до 1997г. являлись оптовая торговля и грузоперевозки. В 1997г. в связи с необходимостью диверсификации ЗАО "ОСТ-Аква" было организовано производство по разливу минеральных вод и безалкогольных напитков. С этого времени предприятие вышло на ведущие позиции на соответствующем секторе деятельности. Продукция под торговой маркой ЗАО "ОСТ-Аква" имеет неизменно высокое качество, пользуется повышенным спросом не только в России, но и за её пределами (Республика Белоруссия, Украина).
ЗАО "ОСТ-Аква" является предприятием с частной формой собственности. Учреди-ель - Делендик Владимир Викторович. В настоящее время предприятиями ЗАО "ОСТ-Аква" выпускает следующие виды продукции:
• безалкогольные напитки;
• минеральная вода;
• слабоалкогольные напитки;
• питьевая вода.
Выпускаемая продукция соответствует
требованиям СТБ 539-94 «Напитки безалкогольные
национальные. Общие технические условия»,
СТБ 1122-98 «Напитки слабоалкогольные. Общие
технические условия», ТУ РБ 14566219.002-97 «Вода минеральная лечебно-столовая ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия», ТУ РБ
100162220.129-2001 «Вода питьевая газированная
«Аква », обогащенная селеном. Технические
условия», ТУ РБ 00966671.164-95 «Вода питьевая
газированная и негазированная. Технические
условия», ТУ РБ 100162220.123-2000 «Вода питьевая
газированная «Йодная ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия», ТУ РБ
1001622220.142-2002 «Вода газированная искусственно
минерализован-ная «Аква содовая» Технические
условия», ТУ РБ 100162220.094-2001 «Вода питьевая
газированная ароматизированная ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия».
Безалкогольные напитки должны быть изготовлены
в соответствии с требованиями настоящего
стандарта по рецептурам и технологическим
инструкциям с соблюдением санитарных
правил, утвержденных в установленном
порядке.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам она будет продаваться. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, потенциальных покупателей. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. [19, с.409].
В январе 2012 года компанией ЗАО "ОСТ-Аква" был проведён опрос, посвящённый изучению потребления минеральной воды жителями г. Минска. В ходе исследования были опрошены 1500 человек. Опрашивались люди старше 18 лет. Выборка была случайной, опрос проводился методом личного интервью. Согласно результатам этого исследования, около 40% взрослого населения вообще не употребляют минеральную воду. Почти треть – пьет минеральную воду изредка, не чаще чем 1 – 2 раза в месяц. 15% - употребляют этот напиток время от времени (раз в 1 – 2 недели). 15% наших горожан являются регулярными потребителями минеральной воды, они пьют ее раз в неделю и чаще. (см. диаграмма 2.1)
Диаграмма 2.1 – Потребление минеральной воды
Наиболее популярным типом употребляемой воды в г. Москва является обычная питьевая вода «Аква Минерале». Ее пьют чаще всего 70% потребителей. На долю лечебно-столовой минеральной воды приходится около 10% предпочтений, на долю безалкогольных напитков – 11%, на долю минеральной воды с пониженным содержанием газов (негазированной)– 7%. (см. диаграмма 2.2). При этом безалкогольные напитки одинаково употребляют и мужчины и женщины. Вопреки распространенному мнению о том, что сладкие напитки больше любят женщины, спрос показывает, что такая вода одинаково популярно среди представителей обоих полов.
Диаграмма 2.2 – Предпочтение воды различных видов
Производством минеральных питьевых вод в России занимаются 86 производителей. Основные игроки на отечественном рынке минеральной воды хорошо известны и популярны среди потребителей: "Святой источник", "Кристалин", "Аква Минерале", "БонАква". Конкурируя на магазинных полках и витринах киосков между собой, эти бренды-лидеры параллельно теснят на рынке менее раскрученные торговые марки, в первую очередь отечественные. Доля же импортной минеральной воды ничтожна, потому три основных «минеральных» бренда отбирают потребительскую аудиторию у менее крупных и удачливых производителей, продукция которых уже сегодня представлена довольно фрагментарно.
Первенство в этой сфере принадлежит
ПУЧП ЗАО "ОСТ-Аква", которое производит
35,37% всего объема белорусской минералки;
на пятки ей наступает Группа компаний
"Святой источник" с 31,65%, призовое третье место
принадлежит СП «Фрост и Ко» — 14,76%.
На долю отечественных компаний совокупно
приходится порядка 70% всех продаж в нижнем
ценовом сегменте (несмотря на более чем
доступную стоимость, по качеству наш
продукт находится на уровне самых дорогих
из присутствующих в стране марок) и около
70% рынка. В среднем сегменте (15-20%) между
собой спорят «БонАква» и «АкваМинерале».
Верхний отдан на откуп дорогим импортным
брэндам – «Реrriеr», «Vittеl», «Соntrех» (не
более 25%).
Понять механизм формирования потребительских симпатий и предпочтений во многом помогают данные исследований Института социологии НАН, проведенных в конце 2005г. для республиканского конкурса «Продукт года». Выясняется, например, что большинство потребителей считают лучшей водой «Святой Источник», но, вероятно, из-за капризов дистрибуции («везде продается») приобретать предпочитают «Аква Минерале». В основе потребительского поведения по отношению к «Святому источнику» особенно важную роль играет вкус (43,3%), симпатии к «Аква Минерале» не в последнюю очередь обусловлены тем же вкусом (37,3%), ценой (19%) и дистрибуцией («везде продается», 15,5%), к «Фросту» - вкусом (39,1%), натуральным происхождением (16,7%) и репутацией производителя (7,9%).
Интересно, что BonAqua, также вошедшая в пятерку, большую, чем другие бренды, долю потребителей удерживает за счет традиции потребления (2,9%), а также дизайна упаковки (5,9%). Сравнительно экзотическая на отечественном рынке «Боржоми» имеет стойкую репутацию натуральной и полезной для здоровья минеральной воды (40%) и широко представленного в розничной торговой сети продукта (20%). Так что параллели с недавней историей изгнания грузинской минводы с российского рынка в белорусских условиях вряд ли выглядят уместными: у каждого своя ниша, причем небольшая.
В целом для потребителя наибольшее значение имеют такие качества минеральной воды, как вкус, приемлемая цена, натуральное происхождение и польза для здоровья, репутация производителя, представленность в розничной торговой сети, во многом обеспечивающая игроку N1 («Аква Минерале») его первенство относительно игрока N2. Действительно, если устроить импровизированный аудит розницы, то выяснится, что из трех лидирующих марок обычно в торговой сети представлены две, и «Аква Минерале» оказывается в их числе чаще, чем «Минская». Нельзя не отметить и сбалансированную, точно просчитанную стратегию игрока N3 - «Фроста», демонстрирующего прочность уже завоеванных позиций.
Данные по оценке потребителем пользы той или иной минеральной воды свидетельствуют, что целевая группа действительно ожидает от минералки пользы для здоровья, но более или менее подробно об этой пользе не осведомлена. Опыт ЗАО "ОСТ-Аква", успешно продвинувшей на отечественном рынке новую продукцию с содержанием востребованных в Беларуси микроэлементов, показывает, что будущее - за более детальным информированием потребителя о пользе отдельных веществ, входящих в состав минеральной воды.
Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста белорусского рынка бутилированной воды за первую половину 2011 года составило примерно 4%. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет 5-7 % ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами 2010 года, когда прирост составлял не менее 20–30%.
Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.
Предприятием на рынок были выведены вода «Йодная», обогащенная йодом в бутылках разной ёмкостью. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), считается перспективным и уже выпускается несколько лет. Обогащенная вода позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.
Что касается поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, предприятие выбирает поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.
В 2013–2014 годах не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые проводятся ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.
Существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.
Выпуск питьевой воды - дело перспективное. Ежегодно количество потребителей питьевой воды в России увеличивается. За 2013 г. рост составил около 20%. По мнению аналитиков, в мире возникнет дефицит качественной воды, что повлечет рост цен в течение 10 лет приблизительно в 5-6 раз.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Также мы познакомились с великим экономическим законом - законом спроса. Мера действия данного закона объективно свидетельствует о мере становления рыночной экономики – ведь этот закон может функционировать только при стабильном превышении величины предложения по сравнению с величиной спроса. Закон спроса – и великий регулятор рыночной экономики: обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.
Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.
Список использованной литературы
1) Акулич, И.Л., Герчиков, И.З. Современный маркетинг. -
: Мисанта, 2010.
2) Бабук И.М.Технико-экономическое обоснование
производства нового изделия - Мн., 2009
3) Бабук И.М., Гринцевич Л.В., Демидов В.И.,
Пыко В.Т.Экономика предприятия - , 2008
4) Байкалова А.И. Бизнес-планирование:
Учебное пособие. Томск, 2010.
5) Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план.
Методика разработки. - М.: Ось-89, 2008.
6) Зигель Эрик С.. Пособие по составлению
бизнес-плана. М.: МТ-Пресс, Сирин, 2009.
7) Сафонов Н.А. Экономика организации (предприятия):
учеб. для ср. спец. учеб. Заведений. - М.:
Экономистъ, 2010 г.
8) Документация предприятия ЗАО "ОСТ-Аква".