Спрос на товар и его характеристики: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими свойствами. Спрос определяет, что покупать и в каком количестве; на стороне спроса – деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы – продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса – предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег.

Содержание работы

1. Спрос на товар и его характеристики: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса………………………………………………………………………….....3
2. Экономический рост: понятие, факторы, типы, показатели……………………………....7
3. Выбрать правильный ответ и обосновать………………………………………………….10
4. Решить задачу………………………………………………………………………………..13
5. Выполнить задание………………………………………………………………………....14
6. Дать определение понятиям и привести примеры………………………………………...15
7. Список использованных источников………………………………………………………

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 130.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Спрос на товар и его характеристики: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса………………………………………………………………………….....3

2. Экономический рост: понятие, факторы, типы, показатели……………………………....7

3. Выбрать  правильный ответ и обосновать………………………………………………….10

4. Решить задачу………………………………………………………………………………..13

5.  Выполнить задание………………………………………………………………………....14

6. Дать определение  понятиям и привести примеры………………………………………...15

7. Список использованных  источников………………………………………………………17 

Спрос и его характеристика.

Каждое самостоятельное  хозяйство, вступающее в отношения  с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение  и предъявляет спрос. Начнем с  анализа спроса.

Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими свойствами. Спрос определяет, что покупать и в каком количестве; на стороне спроса – деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы – продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса – предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.

 

График спроса: P – цена товара; Q – количество товара; D – спрос.

Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше, при прочих равных условиях. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Факторы спроса.

Рассматривая категорию  «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все  же остальные факторы, которые могут  оказывать влияние на спрос (вкусы  потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается  на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая Dсмещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая Dсместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.

Наиболее существенное воздействие  на поведение покупателей, а следовательно и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

1. Вкусы и предпочтения потребителей которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

3. Цены на другие товары  могут  повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с  Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.

4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

5. Эффект отложенного спроса  связан с существованием циклических  колебаний спроса во времени  — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

Итак, на спрос оказывают  воздействие как цена, так и  неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Рдо Рпроисходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

Эластичность спроса.

Эластичность спроса –  это степень чувствительности спроса к изменению определяющих его факторов. Эластичность выражает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Соответственно эластичность спроса от цены есть процентное изменение  потребности в товаре (спроса) в  результате однопроцентного изменения  цены.

Выделяют и крайние  случаи:

• абсолютно  эластичный спрос: возможно существование  только одной цены, при которой  товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается);

• абсолютно  неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос  на него будет постоянным (одинаковым); коэффициент ценовой эластичности равен нулю.

    На рисунке линия Dдемонстрирует абсолютно эластичный спрос, а линия D— абсолютно неэластичный спрос.

Эластичность спроса отражает увеличение требуемого количества товара (спроса) по отношению к снижению цены или уменьшение требуемого количества товара по отношению к росту цен. Если небольшое изменение цены значительно  меняет объем покупок, то спрос эластичен. Если очень большое изменение  цены лишь немного меняет объем покупок, то спрос неэластичен.

2. Экономический рост: понятие,  факторы, типы, показатели.

Экономический рост – это  увеличение способности национального  хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей. Ключевым фактором экономического роста  являются инвестиции, которые должны превышать амортизационные отчисления. Экономический рост измеряется двумя  взаимосвязанными способами: а) как увеличение реального валового национального продукта или чистого национального продукта за определенный период; б) как увеличение валового национального продукта или чистого национального продукта на душу населения за определенный период. Экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста (210 млрд. дол. - 200 млрд. дол.) /200 млрд. дол. = 5%.

  Факторы экономического роста.

По способу воздействия  на экономический рост различают  прямые и косвенные факторы. 

Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения: количество и качество трудовых ресурсов, количество и качество природных ресурсов, объем основного капитала, технология и организация производства, уровень развития предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения: снижением степени монополизации рынка, налоговым климатом в экономике, эффективностью кредитно-банковской системы, ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширением экспортных поставок, возможностями перераспределения производственных ресурсов в экономике, действующей системой распределения доходов.

Степень воздействия этих факторов на экономику обусловливает  тип экономического роста, под которым  подразумевается степень воздействия  на экономический рост количественных и качественных переменных. Экономическая  наука выделяет два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлеченных в производство факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объема производства за счет увеличения объема используемых производственных ресурсов. К ним относятся: рост числа работников, увеличение капиталовложений, рост объема потребляемого сырья.

Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Это значит, что экономический рост достигается за счет улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объема производства за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся: повышение квалификации работников, режим экономии, научно-технический прогресс, совершенствование технологии и организации труда и производства, повышение качества продукции.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют отдельно, а  сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Поэтому различаются  преимущественно экстенсивный или  преимущественно интенсивный типы экономического роста в зависимости  от степени преобладания одного над  другим.

Показатели экономического роста.

     Экономический рост  как явление должен иметь показатели, которыми бы он

измерялся. В качестве обобщающих показателей экономического роста  выступают

показатели результатов функционирования национальной экономики.

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой национальный продукт (ВНП).

     Эти показатели формируют  систему национальных счетов (СНС), представляющую

собой систему экономической информации, используемую во всем мире для

описания и анализа хозяйственной  деятельности на макроуровне.

     Всеобъемлющим показателем  экономического роста и наилучшим  показателем

состояния экономики являются ВВП  и ВНП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) –  характеризует стоимость конечных товаров и

услуг в ценах конечного покупателя, созданную в географических пределах

Информация о работе Спрос на товар и его характеристики: закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса