Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:18, курсовая работа
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия, как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Основным предназначением рынка является обеспечение добровольного обмена между продавцами и покупателями. Особенности данного обмена в значительной степени определяются мотивацией каждой из двух сторон. Решающее значение при определении мотивов обмена имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.д.
Введение.
1.Монополистическая конкуренция.
1.1 Понятие монополистической конкуренции.
1.2 Экономическая эффективность монополистической конкуренции.
1.3 Особенности монополистической конкуренции.
1.4 Примеры монополистической конкуренции в России.
2. Олигапольная конкуренция.
2.1 Понятие олигапольной конкуренции.
2.2 Олигополия на рынке дифференцированных товаров.
2.3 Особенности рынка олигополий.
2.4 Примеры олигапольной конкуренции в России.
3. Сравнение монополистической и олигапольной конкуренции.
3.1 Основные плюсы и минусы монополистической конкуренции.
3.2 Основные плюсы и минусы олигапольной конкуренции.
3.3 Краткая сравнительная характеристика типов рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание.
Введение.
1.Монополистическая
1.1 Понятие монополистической конкуренции.
1.2 Экономическая эффективность монополистической конкуренции.
1.3 Особенности монополистической конкуренции.
1.4 Примеры монополистической конкуренции в России.
2. Олигапольная конкуренция.
2.1 Понятие олигапольной конкуренции.
2.2 Олигополия на рынке дифференцированных товаров.
2.3 Особенности рынка олигополий.
2.4 Примеры олигапольной конкуренции в России.
3. Сравнение монополистической и олигапольной конкуренции.
3.1 Основные плюсы и
минусы монополистической
3.2 Основные плюсы
и минусы олигапольной
3.3 Краткая сравнительная характеристика типов рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Рассмотрим положение предприятий и их поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия, как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Основным предназначением рынка является обеспечение добровольного обмена между продавцами и покупателями. Особенности данного обмена в значительной степени определяются мотивацией каждой из двух сторон. Решающее значение при определении мотивов обмена имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.д.
Для анализа взаимодействия цены и выпуска необходимо обратиться к изучению поведения предприятия при различной структуре рынка. Главное, при анализе рыночных структур, состоит в изучении влияния конкуренции, или её отсутствие, на общую экономическую активность. На основе изучения особенностей конкуренции с точки зрения эффективности могут быть предсказаны и оценены результаты функционирования рыночной экономики. Хотя и предполагается, что конкурентная экономика обеспечивает оптимальное размещение ресурсов, однако требуется точно оценить эффективность конкурентных рынков.
Конкуренция, категория весьма сложная, многогранная и многомерная. В микроэкономике стало традиционным подходить к её исследованию на основе рассмотрения структурных переменных. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объёмы продаж при разных уровнях цен, каким образом поведут себя фирмы – конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Например, В.М. Гальперин, анализируя рыночную структуру, базируется на четырёх структурных переменных: однородность продукции; малость или множественность субъектов рынка; свобода входа в отрасль и выхода из неё; совершенная информированность. К.Р. Макконелл и С.Л. Брю приводят пять структурных переменных: Число фирм; степень однородности продукции; наличие контроля над ценой; Условия вступления в отрасль; наличие ценовой конкурентности. Е. Дуглас предлагает семь структурных переменных: количество продавцов; условия издержек производства; количество покупателей; степень однородности продукта; мотивация фирмы; особенности формирования цены; ожидания фирмы относительно поведения соперников. Так же встречаются и другие классификации, в которых упоминаются такие переменные, как мобильность ресурсов, взаимосвязь продавцов, характер транзакционных издержек и т.д. При более внимательном рассмотрении, оказывается, что не все структурные переменные играют одинаково важную роль при определении типа конкурентной модели. Многие из них взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Так традиционная микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными рыночными структурами: совершенной конкуренцией; монополистической конкуренцией; монополией; олигополией. Мы рассмотрим и сравним только две из них: монополистическую конкуренцию и олигополию
1.Монополистическая
1.1 Понятие монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция
- тип структуры рынка, состоящий из множества
мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию,
и характеризующийся свободным входом
на рынок и выходом с рынка.
Понятие «монополистическая конкуренция»
восходит к одноименной книге американского
экономиста Эдуарда Чемберлина, опубликованной
в 1933 году.
Рынок монополистической конкуренции
сочетает в себе признаки чистой конкуренции
и чистой монополии. Это сочетание отражается
в самом названии третьей рыночной структуры.
От конкурентного рынка ей достались следующие
черты: множество продавцов и покупателей;
отсутствие барьеров для входа и выхода
на рынок. Но в отличие от рынка чистой
конкуренции, на рынке монополистической
конкуренции продается и покупается дифференцированный
продукт. Дифференцированный продукт
- это продукт, отличающийся по качеству
у различных производителей, в силу различий
в технологии. На этом рынке каждая фирма
самостоятельно решает, какой товарной
стратегии придерживаться. Производить
ли ей дешевый, низкокачественный товар,
или товар высокого качества, но более
дорогой. Для этого рынка характерно наличие
товарных знаков и торговых марок, а также
реклама. Торговые марки и товарные знаки
необходимы для того, чтобы покупатель
мог ориентироваться в разнообразии товаров
и услуг. Если фирма производит товар под
известной всем товарной маркой, причем
покупатели предпочитают именно ее, то
в этом случае ситуация напоминает модель
чистой монополии. Чем ниже эластичность
спроса на товар фирмы, тем большей монопольной
властью она обладает.
Кривая спроса при монополистической
конкуренции менее эластична, чем при
чистой конкуренции, но более эластична,
чем на рынке чистой монополии. Эластичность
зависит от числа конкурентов и степени
дифференциации продукта.
В краткосрочном периоде фирма определяет
объем работы и цену на основе анализа
предельного дохода и предельных издержек
с целью получения максимальной прибыли
или минимальных убытков. Она стремится
получать максимальную совокупную прибыль.
Получение прибыли в краткосрочном периоде
привлекает в отрасль новых конкурентов,
что вызывает в долговременном периоде
исчезновение экономической прибыли.
Фирма просто покрывает свои издержки,
получает только нормальную прибыль, является
безубыточной. В случае получения в краткосрочном
периоде убытков начинается массовый
отток конкурентов из отрасли в долговременном
периоде. На оставшиеся в отрасли фирмы
в этом случае достанется большая доля
совокупного спроса, а значит возможность
увеличения объемов работ, снижения убытков
и получения нормальной прибыли.
Таким образом, в долговременном периоде
фирмы при монополистической конкуренции
имеют тенденцию к получению нормальной
прибыли или к безубыточности. Но отдельные
фирмы в силу причин, дающих привилегию
(место расположения фирмы, наличие патента на данный
вид продукции) могут получать не только
нормальную прибыль, но и экономическую.
В условиях монополистической конкуренции
не достигается ни эффективное использование
ресурсов, ни производственная эффективность.
Дело в том, что монополистический элемент
приводит к некоторому недоиспользованию
ресурсов и к меньшим объемам производства,
чем наиболее эффективные (при чистой
конкуренции).
Более низкие объемы влекут за собой рост
средних издержек на единицу продукции,
а значит, приводят к ценам более высоким,
чем при чистой конкуренции. Кроме того,
на предприятиях в этом случае имеются
избыточные производственные мощности.
Примерами рынка монополистической конкуренции
является рынок продуктов питания, одежды,
бытовой техники и многие другие.
1.2 Эффективность монополистической конкуренции
Чемберлин выражает убеждённость в том, что монополистическая конкуренция является более совершенной рыночной структурой, чем чистая конкуренция. Наличие избытка мощности или потери эффективности, своеобразная плата, которую потребители несут за дифференциацию товаров и за доступность источников снабжения, которые обеспечивает монополистическая конкуренция.
Проведённый анализ
рыночного поведения
Предположим, производитель увеличил свой выпуск на одну единицу выше равновесного значения. Значит, кривая сдвинется вниз: объём выпуска всех прочих производителей увеличился, а цены снизились. Таким образом, большее количество близких товаров стало доступным покупателям при более низких ценах. Избыточная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержек. При монополистической конкуренции свободный вход предотвращает длительное существование экономической прибыли. Прибыль является своеобразной приманкой, которая привлекает новые фирмы, и удерживает цены ниже уровня, который существовал бы, если бы рынок снабжался единственным продавцом. Цены на товар, поставляемый монопольно-конкурентными фирмами, ниже тех, которые существовали бы, если бы была только одна монополистическая фирма, торгующая им. Но цены превышают те, которые существовали бы на стандартные товары, поставляемые конкурентными фирмами.
Также для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Продавцы стремятся улучшить имидж товаров, используя маркировку, рекламу, привлекательную упаковку и продавая свой товар только в престижных магазинах. Большая часть усилий по дифференциации товара, которые наблюдаются в современных частных предприятиях, представляет собой естественный и здоровый ответ на требования потребителей. Редко встретишь потребителя, который не оценивает удобство расположения поставщика, а многие готовы заплатить премию в размере цены за определённые удобства расположения. Почти каждый предпочитает хорошее обслуживание плохому. Исходя из вышеизложенных посылок, вряд ли стоит делать вывод о нежелательности монополистической конкуренции. Во-первых, потому что монопольная власть отдельных фирм при таких рыночных структурах весьма невелика, следовательно, и убытки от такой власти незначительны. Во-вторых, негативные аспекты монополистической конкуренции компенсируются таким существенным преимуществом, как возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и марок.
1.3 Особенности монополистической конкуренции.
Приступая к рассмотрению особенностей монополистической конкуренции, прежде всего, стоит отметить тот факт, что она является своего рода “золотой серединой” между рыночными структурами с чистой конкуренцией и с чистой монополией. Монопольная конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для неё характерно значительное число товаропроизводителей оно может превышать 20 субъектов, хотя чётких границ нет. Однако важно отметить и такой факт, что каждое предприятие в определённых рамках обладает контролем над ценой. Одна из особенностей монополистической конкуренции в том, что она включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии. В это связи можно выделить следующие её признаки.
Также как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют множество фирм и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из неё. Ещё одной характерной чертой этого рынка является то, что все фирмы отрасли имеют определённую возможность “назначать”цену на производимый ими товар, т.к., каждая фирма продаёт отличный продукт от товаров других фирм. Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, товар один – женские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван скорее подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить разумные решения между желанием продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете, каждый продавец устанавливает окончательную цену, хотя многие из них предпочитают преобладающую цену. Однако поиски уровня цен далеко не свободны от ограничений, налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек, а с издержками вынужден считаться любой продавец. Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присущи монополистической конкуренции и связаны с издержками, которые в свою очередь связаны с функционированием такой рыночной структуры. В тоже время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку покупателя, усложняя при этом процесс выбора, с другой стороны может породить ложные ориентиры в выборе товара. Очень часто приходится наблюдать, как потребители отдают предпочтение одним товарам перед другими исходя не из действительно качественных и потребительских свойств товара, а из цены, искренне считая, что она служит наилучшим показателем качества предлагаемого товара. Особенность рынка монополистической конкуренции состоит в том, что каждая фирма сталкивается с двумя кривыми спроса: DD и dd. Линия спроса dd показывает ситуацию, при которой только одна фирма изменяет цену (цены других фирм фиксированы).Линия DD демонстрирует ситуацию, при которой все фирмы единообразно меняют цены на продукцию. (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Две кривые
спроса при монополистической
mutatis mutandis- с соответствующими изменениями.
ceteris paribus- при прочих равных условиях.
1.4.
Пример монополистической
Рынки безалкогольных
напитков и кофе иллюстрируют характеристики
монополистической конкуренции. Каждый
рынок заполнен разнообразными марками
товаров, которые слегка различаются,
но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт
безалкогольных напитков, например, по
вкусу чуть-чуть отличается от остальных.
А каждый сорт молотого кофе слегка отличается
по запаху, аромату и содержанию кофеина.
Большинство потребителей имеют свои
привычки. Например, вы можете предпочитать
кофе «Черная карта» другим сортам и регулярно
покупать его. Однако приверженность к
определенному сорту имеет свои пределы.
Если цена «BON» значительно возрастет
по сравнению с другими сортами, вы и большинство
других любителей «BON», вероятно, перейдете
на другой сорт. Какой монопольной властью
обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON»,
благодаря этому сорту? Другими словами,
на сколько эластичен спрос на «BON»? Для
«Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания
«Brooke bond ltd» должна произвести расчет эластичности
спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить
его оптимальную цену, также как и другие
производители кофе должны определить
эластичность спроса на свои сорта.
Большинство крупных компаний тщательно
изучают спрос на свои продукты. Результаты
исследований обычно являются коммерческой
тайной компаний, но в ходе изучения спроса
на различные марки безалкогольных напитков
эксперимент проводился в сети розничной
торговли, чтобы определить, как изменится
доля на рынке для каждого сорта кофе в
результате изменения цен.
В таблице приведены результаты исследования,
показывающие эластичность спроса на
несколько марок товаров.
Сорта продукции Коэффициент эластичности
Безалкогольные напитки
«Фанта» -2,4
«Кока-Кола» От –5,2 до –5,7
Молотый кофе «Якобс» -7,1
«Бон» -8,9
«Нескафэ» -5,6
Для начала отметим, что среди безалкогольных
напитков «Фанта» значительно менее эластична,
чем «Кока-Кола». Хотя на рынке безалкогольных
напитков она занимает небольшую долю,
по вкусу она заметно отличается от «Кока-Колы»
и других сортов, и поэтому потребители
покупающие ее, более привержены ей. Но
хотя «Фанта» обладает большей, чем «Кока-Кола»,
монопольной властью, это еще не означает,
что первая более прибыльна. Прибыли зависят
от постоянных издержек, объема производства
и цены.
Даже если средние издержки компании производящие
фанту меньше, «Кока-Колы» принесет больше
прибыли, так как имеет большую долю на
рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более
эластичен по цене, чем на безалкогольные
напитки. Среди потребителей кофе меньше
приверженцев той или иной марки, потому
что разница между сортами кофе менее
ощутима, чем разница между напитками.
По сравнению с различными марками безалкогольных
напитков потребители меньше обращают
внимание на разницу между сортами кофе
«Якобс» и «Бон».
За исключением «Фанта», спрос на все сорта
безалкогольных напитков и кофе очень
эластичен по цене. При эластичности от
–5 до –9 каждая марка обладает лишь ограниченной
монопольной властью. Это типичная монополистическая
конкуренция.
Информация о работе Сравнительный анализ монополистичесой конкуренции и олигополии