Становление и функционирование рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт “правила игры” , которыми следуют участники рынка.

Содержание работы

Введение…...................................................................................................................3
Сущность и функции рынка……………………………………………...…….…4-6
Рыночный механизм и его элементы………………………..…………….……7-10
Спрос и факторы определяющие его величину………………………………11-13
Предложение товара и его кривая……………………………………………..14-16
Предложение и спрос:рыночное равновесие………………………….......….17-18
Заключение…………………………………………………………………..…….19
Список литературы………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Казанская  государственная академия ветеринарной медицины

имени Н.Э.Баумана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и организации  предприятий

 

 

РЕФЕРАТИВНАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

 

«Становление  и функционирование рыночного механизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 304 группы

ветеринарного факультета,

 шифр зачетной книжки №11096

Кузина А.И.

Работу проверила

Карпова Н.В.

 

 

 

 

 

 

Казань - 2013

 

Оглавление

Введение…...................................................................................................................3

Сущность  и функции рынка……………………………………………...…….…4-6

Рыночный  механизм и его элементы………………………..…………….……7-10

Спрос и факторы  определяющие его величину………………………………11-13

Предложение товара и его кривая……………………………………………..14-16

Предложение и спрос:рыночное равновесие………………………….......….17-18

Заключение…………………………………………………………………..…….19

Список литературы………………………………………………………………..20

 

Введение

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и  затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное  определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических  отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов  труда и ресурсов, поступающих  в индивидуальное и производственное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов  использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих  интересам растущего благосостояния общества.

Невмешательство государства в  механизм хозяйствования, защита конкуренции  и права получения законных доходов  оказались наиболее приемлемыми  для преодоления противоречия между  ограниченностью ресурсов и безграничностью  потребностей людей в разнообразных  товарах.

Современная экономика-это постоянное движение массовых товаров, денег и  доходов, перемещающихся навстречу  друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где  люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение  от продажи своих товаров. Эти  потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине  убытков и банкротства. Экономический  успех, прибыли других участников свидетельствуют  об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его  отдельные люди, позволяет сохранять  саморегулируемость в движении потоков  товаров, доходов и денег.

 

 

1. Сущность и функции рынка 

 

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.

Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

К важнейшим функциям относятся:

функция саморегулирования товарного  производства. Она проявляется в  том, что при росте спроса на товар  производители расширяют производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

стимулирующая функция. При понижении  цен производители сокращают  производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем  внедрения новой техники, совершенствовании организации труда;

функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

регулирующая функция. С помощью  рынка устанавливаются основные микро- и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;

функция демократизации хозяйственной  жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия  происходит освобождение общественного  производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого  осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. Под это определение  подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел  кадров любого предприятия и т.д. 

Рынки принимают  самые разные формы. Восточный базар  и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности  обмануть его. Организаторы аукционов  сводят вместе покупателей и продавцов  предметов искусства, антикварных  ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам  в удобное для хозяев время. Представитель  крупной фирмы помогает выпускникам  Университета получить работу. Он связывает  потенциальных покупателей с  потенциальными продавцами рабочей  силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный  характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора. 

На экономическом  рынке постоянно совершаются  революции. Выросли цены на мясо и  другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель  и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи  с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров  и производимых услуг. 

Рынок выполняет  определенные функции: 

- выдает  сигналы производству по выработке  определенных товаров и услуг,  их увеличению или сокращению; 

- уравновешивает  спрос и предложение; 

- обеспечивает  сбалансированность экономики; 

- на основе  дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного  в жизни общества; 

- это своеобразный  двигатель научно-технического прогресса; 

- объективно  формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных  отношений. 

Свободный рынок  характеризуется следующими чертами: 

- неограниченным  числом участников рыночных отношений  и свободной конкуренцией между  ними; 

- свободным  доступом к любым видам хозяйственной  деятельности всех членов общества; 

- неограниченной  свободой продвижения капитала  и рабочей силы; 

- наличием  у каждого участника полной  информации о рынке; 

- стихийным  установлением цен в ходе свободной  конкуренции; 

- на свободном  рынке ни один участник не  в состоянии изменить рыночную  ситуацию по своему усмотрению. 

К преимуществам рынка относят:

эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

гибкость, высокую адаптивность к  изменяющимся условиям.

оптимальное  использование  результатов  НТР.

свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

способность к удовлетворению разнообразных  потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

 В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства. 

В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и  кто призывает к этому - человек  с психическим заболеванием клинического характера. 

Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В  этой лекции нам надо уяснить два  положения: 1) действие рыночной системы  на примере упрощенной модели чистого  капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рыночный механизм и его элементы 

Рынок можно  рассматривать по географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному  ассортименту (рыбный, мясной, рынок  одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов: 

1. Рынок средств  производства 

Торговля  средствами производства - это грандиозный  рынок, на котором взаимодействуют  между собой непосредственные производители  продукции. Все предприятия органически  связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного  назначения покупаются и продаются  обычно оптом, большими партиями. Оптовая  торговля выступает посредником  между предприятиями-производителями  и предприятиями-потребителями продукции. 

Характерная особенность рыночной экономики  состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция  и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств  производства развивался извечно и  объективно вел к прогрессу в  производстве. 

2. Рынок рабочей  силы 

Рынок рабочей  силы теснейшим образом связан с  рынком средств производства. Они  возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым  сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла  торговля рабами и крепостными, а  неизменными спутниками капитализма  стали биржи труда. 

Рыночный  спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит  от эластичности спроса на продукцию  фирмы, от производительности труда  и от легкости и эффективности  замены живого труда машинами. 

3. Рынок капитала  и финансов 

Информация о работе Становление и функционирование рыночного механизма