Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:26, реферат
Рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт “правила игры” , которыми следуют участники рынка.
Введение…...................................................................................................................3
Сущность и функции рынка……………………………………………...…….…4-6
Рыночный механизм и его элементы………………………..…………….……7-10
Спрос и факторы определяющие его величину………………………………11-13
Предложение товара и его кривая……………………………………………..14-16
Предложение и спрос:рыночное равновесие………………………….......….17-18
Заключение…………………………………………………………………..…….19
Список литературы………………………………………………………………..20
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанская государственная академия ветеринарной медицины
имени Н.Э.Баумана»
Кафедра экономики и организации предприятий
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Становление и функционирование рыночного механизма»
Работу выполнила
Студентка 304 группы
ветеринарного факультета,
шифр зачетной книжки №11096
Кузина А.И.
Работу проверила
Карпова Н.В.
Казань - 2013
Оглавление
Введение….....................
Сущность
и функции рынка……………………………………………...…….…
Рыночный
механизм и его элементы………………………..…………….……7-
Спрос и факторы определяющие его величину………………………………11-13
Предложение товара и его кривая……………………………………………..14-16
Предложение
и спрос:рыночное равновесие………………………….......….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Привести краткое и
Рынок представляет собой особую,
универсальную систему
Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.
Современная экономика-это постоянное
движение массовых товаров, денег и
доходов, перемещающихся навстречу
друг другу. Товары производятся и доставляются
в самые отдаленные точки, где
люди способны противопоставить им либо
другие товары, либо денежные доходы, получение
от продажи своих товаров. Эти
потоки перемещаются навстречу друг
другу с целью взаимного
Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
1. Сущность и функции рынка
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.
Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
К важнейшим функциям относятся:
функция саморегулирования товарного
производства. Она проявляется в
том, что при росте спроса на товар
производители расширяют
стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, совершенствовании организации труда;
функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макро пропорции в экономике, в производстве и обмене;
функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.
По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Рынок выполняет определенные функции:
- выдает
сигналы производству по
- уравновешивает спрос и предложение;
- обеспечивает сбалансированность экономики;
- на основе
дифференциации
- это своеобразный
двигатель научно-технического
- объективно
формирует корпус умелых
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным
числом участников рыночных
- свободным
доступом к любым видам
- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным
установлением цен в ходе
- на свободном
рынке ни один участник не
в состоянии изменить рыночную
ситуацию по своему усмотрению.
К преимуществам рынка относят:
эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.
оптимальное использование ре
свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.
Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В этой лекции нам надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.
2.
Рыночный механизм и его
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
1. Рынок средств производства
Торговля
средствами производства - это грандиозный
рынок, на котором взаимодействуют
между собой непосредственные производители
продукции. Все предприятия органически
связаны друг с другом как поставщики
и потребители машин, оборудования,
сырья, топливных ресурсов. Товары производственного
назначения покупаются и продаются
обычно оптом, большими партиями. Оптовая
торговля выступает посредником
между предприятиями-
Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок рабочей силы
Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда.
Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок капитала и финансов
Информация о работе Становление и функционирование рыночного механизма