Становление и функционирование рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт “правила игры” , которыми следуют участники рынка.

Содержание работы

Введение…...................................................................................................................3
Сущность и функции рынка……………………………………………...…….…4-6
Рыночный механизм и его элементы………………………..…………….……7-10
Спрос и факторы определяющие его величину………………………………11-13
Предложение товара и его кривая……………………………………………..14-16
Предложение и спрос:рыночное равновесие………………………….......….17-18
Заключение…………………………………………………………………..…….19
Список литературы………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству. 

4. Рынок потребительских  товаров  

На нем  взаимодействует все население  с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и  других предметов потребления. Без  развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния  потребительского рынка зависит  обеспеченность населения, уровень  потребления, устойчивость денежного  обращения. Это сосудистая система  общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью. 

5. Рынок информационных  материалов и информационных  услуг  

Для рыночного  хозяйства достаточно высокая степень  неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом  и предложением, это всегда ожидаемые  затраты и выгоды. Производители  и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых  условий. Качество принимаемого решения  тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения. 

Сущность Функционирование каждого  из рынков, имеющих свои особенности, осуществляется по-механизма средством рыночного механизма. Рыночный механизм — такая форма организации производства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики, — какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их производить и для кого они создаются, кто будет их потреблять. Как же решаются эти вопросы посредством рынка?

Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Спрос — это-то количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене и в определенное время. Спрос покупателей выступает как платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Спрос не тождествен потребности. Если у человека нет денег, чтобы купить товар, то при существующей потребности в нем товар нельзя купить. Предложение — это то количество товаров, которое продавцы могут и желают продать по определенной цене и за определенное время. Цена является денежной оценкой товара. Конкуренция выражает соперничество на рынке за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизмов регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Рыночная система предполагает свободу предпринимательства и  выбора, т.е. производитель производит и продает то, что считает целесообразным, а потребители покупают то, что они предпочитают. Поскольку продавцов много, они конкурируют между собой, что усиливает свободу выбора товара для покупателя и заставляет производителя ориентировать свое производство на удовлетворение потребностей тех, кто купит его товар.

В последние  десятилетия быстро формируется  рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией. 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. 

Цена - это  язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике  играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все  три подхода к установлению стоимости  товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или  менее оптимальных экономических  пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой  писал еще Адам Смит: " Предприниматель  имеет в виду лишь свой собственный  интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой  рукой направляется к цели, которая  совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится  служить им". 

В современных  условиях экономика управляется  не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. 

Регулирующая  функция рынка - самая важная. Она  связана с воздействием рынка  на все сферы экономики. Рынок  дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции. 

Американские  профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается  в широком рассредоточении экономической  власти внутри составляющих экономику  двух главных совокупностей - предприятий  и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число  покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может  предъявить спрос или предложение  на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно  повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3). 

Широкое рассеивание  экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование  этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. 

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения  ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства. 

Объектом  конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны: 

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары; 

2) она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению; 

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести: 

1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства; 

2) ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения; 

3) ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Спрос и факторы, определяющие  его величину 

 

В основе ценообразования лежит  взаимодействие продавцов и покупателей, представляющих на рынке соответственно предложение и спрос.

Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.

Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары подешевле. Это не значит, конечно, что они готовы покупать некачественные товары и только дешевые. Hо какой  бы качественный, технически сложный  или дорогой товар человек  ни покупал, все равно сохраняется  обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса на него. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем  ниже цена на него (и наоборот). Эта  зависимость называется законом спроса.

Действует закон  постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного  товара, которое ему нужно. За пределами  этого количества "ценность" этого  товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждая последующая  единица данного товара, оказывается  меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье - с меньшим  желанием, а четвертое может вызвать  у него неприятные ощущения. С увеличением  количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей  предельной полезности позволяет нам  объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель  стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя  свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная  кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь  такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами. 

В экономической  теории Спросом называется связь  между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Спрос определяется комбинацией биологических и  психологических факторов, общественных отношений и набором экономических  переменных (уровень дохода, наличие  заменителей). 

К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах  к повышению спроса на кроссовки  и велосипеды. Изменение доходов  в европейских странах привело  к повышению спроса на более ценные и в то же время менее калорийные продукты и снизило спрос на такие  товары низшей категории, как картофель, капуста, репа. Перестали пользоваться спросом ношеная одежда, восстановленные  шины. В нашей стране резкое повышение  цен на авиапассажирские перевозки  в начале 1993 года вызвало напряжение в работе пассажирского железнодорожного транспорта, а повышение цен на проезд автобусом пригородного сообщения  переместило пассажиров на пригородные  электропоезда. 

Величина  Спроса определяется затратами. Но понятие  спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что  имеет значение для людей. 

В здоровой экономике молоко продается в  бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле, так как  за бутылку надо платить залоговую  сумму. Что предпочтет домохозяйка? Тут надо взвесить все затраты: расстояние до дома, до приемного пункта тары, наличие  очереди, мытье посуды, для дома покупка  или для дачи, близость мусоропровода  и т.д. Весь этот набор затрат при  совершении самой обыденной покупки  молниеносно просчитывается в нашем  сознании, и только тогда принимается  решение. Деньги же - это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средство для изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает  людей к нахождению новых решений. Высокая цена на товар А может  вести к снижению спроса на товар  Б, рост цены на бензин снижает спрос  на автомобили. И, наоборот, падение  цены на бензин увеличивает спрос  на автомобили. 

На величину спроса оказывают влияние изменения  в ожиданиях будущих цен. Эти  ожидания играют важную роль в определении  положения линии спроса. Если ожидается  увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия  спроса сместится вправо. Если ожидается  уменьшение цены, линия спроса сместится  влево. А поскольку в "перестроечное  время" бывшие советские граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, то величина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания более высокой цены растут покупки "про запас". 

Мы подошли  к понятию интенсивности реакции  покупателя на изменение цен. Если небольшое  изменение цены сильно изменяет объем  покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное  от деления процентного изменения  величины спроса на процентное изменение  цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что  снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это  не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления  постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи  малый. А в принципе объем покупок  и цена всегда будут двигаться  в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.

Информация о работе Становление и функционирование рыночного механизма