Становление и развитие Европейского валютного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:33, доклад

Описание работы

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.
1957 год (6 стран): Бельгия, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция.
1973 год (9 стран): присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия.
1981 год (10 стран): присоединилась Греция.

Файлы: 1 файл

Европе́йский сою́з ДОклад.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Европе́йский  сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

1957 год (6 стран): Бельгия,  Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция. 
1973 год (9 стран): присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия. 
1981 год (10 стран): присоединилась Греция. 
1985 год: Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества. 
1986 год (12 стран): присоединились Португалия и Испания. 
1990 год: ГДР присоединилась к Западной Германии. 
1995 год (15 стран): присоединились Австрия, Финляндия, Швеция. 
2004 год (25 стран): присоединились: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. 
2007 год (27 стран): присоединились Болгария и Румыния.

В договоре содержалась  программа дальнейших действий, имевшая  три основные цели:

· переход от единого рынка  к экономическому и валютному  союзу;

· придание экономической  интеграции социальных изменений на базе общей социальной политики;

· дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов сообщества постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел в рамках Европейского Союза.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок,[6]гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[7] включая отмену паспортного контроля в пределахШенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Экономическое сотрудничество европейских стран  привело к эпохальному событию  – введению единой валюты ЕВРО (EURO). По критериям присоединения к новой валюте 2 мая 1998 года для участия в "зоне евро" Советом ЕС были допущены Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Две страны – Великобритания и Швеция – также укладывались в большинство указанных критериев, но отказались войти в "зону евро" в качестве первых ее участников. У Дании возникли конституционные проблемы, а у Греции финансовые показатели не соответствуют необходимым требованиям.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

 

Критерии присоединения  были довольно жесткими:

· бюджетный дефицит – не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государствам-нарушителям применяются санкции);

· размер государственного долга – не более 60% ВВП;

· долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов  над средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

· инфляция не –  более чем на 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными  ценами;

· участие в  европейской валютной системе без выхода курсов национальной валюты за рамки разрешаемых ей курсовых колебаний в течение последних двух лет.

С 1 января 1999 г., на основании Маастрихтского соглашения все подписавшие его страны объединились в новое финансовое сообщество –  Европейский Валютный Союз, а с 1 июля 2002 г. евро полностью и окончательно заменил национальные валюты стран-участниц.

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и его единая валюта имеют  под собой солидный фундамент:

· на долю стран  – участниц ЕВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20,2%, Япония – 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США – 14,8%, Япония – 9,7%);

· внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень  экономической и политической интеграции. Уже более 30 лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60 % общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Национальные валюты государств – членов ЕС по сравнению с валютами многих стран мира были относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;

· в последние годы произошло  заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют;

· евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высоко интегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЕВС;

· высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие  стабильности единой валюты.

 

 

Страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса. . Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

Резкое падение  инвестиций (почти на 11%) в 15 странах  Евросоюза аналитики считают  важной причиной рецессии, а их возобновление  станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и  оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования.

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса.

Некоторых стран это коснулось  особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти.

Средний уровень  безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в  сентябре 2009 г. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в  г. уже в 78,2%..

Европейский центральный  банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов.

В условиях кризиса  правительства и центральные  банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

2010", экономика  стран западной Европы постепенно  преодолевает самый серьезный за послевоенный период финансово-экономический кризис.

С учетом негативных тенденций, отмечавшихся в конце 2008 г. и начале 2009 г., совокупный валовой  продукт 15 стран Евросоюза в целом  за прошлый год сократился на 4,2%, а в 2010 г., возможно, увеличится на 0,5%. Оживление произойдет благодаря росту экспорта и возобновлению товарных запасов, тогда как внутренний спрос будет стимулироваться правительственными мерами. В первой половине года деловая активность, по-видимому, будет расти умеренно из-за ослабления стимулирующих краткосрочных факторов.

 

 

 

Европейская система  центральных банков и Европейский  центральный банк.

Неотъемлимой частью процесса образования  ЕВС является создание наднациональной  банковской системы, под юрисдикцией  которой будет находиться евро. Для этого в рамках ЕС создается наднациональный Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская система центральных банков, в которую войдут центральные банки всех стран - участниц ЕВС. Т.о., эта система отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ будет входить :

  • определение и осуществление валютной политики ЕС;
  • проведение международных валютных операций;
  • хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЕВС и управление ими (при этом часть резервов останется в распоряжении правительств участвующих стран);
  • обеспечение нормального функционирования платежной системы.

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашается независимость этих организаций от других органов ЕС, от правительств стран-членов и любых других учреждений.

В сферу деятельности ЕЦБ входит :

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕВС

Устав запрещает ЕЦБ и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это положение не распространяется на государственные кредитные институты, которые рассматриваются так же как частные кредитные институты.

По уставу центральные банки должны передать ЕЦБ (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму 50 млрд. ЭКЮ. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. (Бельгия - 2.8885%; Дания - 1.6573%; Германия - 24.4096%; Греция - 2.0585%; Испания - 8.8300%; Франция - 16.8703%; Ирландия - 0.8384%; Италия - 14.9616%; Люксембург - 0.1469%; Голландия 4.2796%; Австрия - 2.3663%; Португалия - 1.9250%; Финляндия - 1.3991%; Швеция - 2.6580%; Англия - 14.7109%) Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. Весь капитал будет принадлежать только национальным центральным банкам. Доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле :

  • 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС;
  • 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в совокупном ВВП ЕС.

Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности ЕЦБ, с тем чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, осуществлялись национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлимы в качестве залога.

Преимущества введения евро.

  1. Достижение большей степени интеграции в рамках Европейского Союза.
  2. Повышение эффективности валютной системы и монетарной политики ЕС. При наличии одного Центрального банка вместо пятнадцати сегодня, будет намного проще проводить общую политику в области организации кредитования, расчетов, ценообразования, налогов и др. Ожидается, что это позволит эффективно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и уровень налогов. Имея полный контроль над национальной валютой, отдельные европейские страны сегодня склонны к проведению ее девальвации с целью повышения конкурентоспособности национальной продукции, оказывая негативное влияние на единый рынок товаров и услуг.
  3. Достижение большей эффективности торговых сделок между странами Европейского Союза. Во-первых, это произойдет, как упоминалось выше, за счет устранения издержек по конвертации средств и сокращения сроков их перевода в другие страны ЕС. Это даст возможность сокращения размеров оборотного капитала или ускорения его оборачиваемости в рамках отдельных компаний. Во-вторых, устраняется возможность потерь, связанных с колебаниями курсов валют за время осуществления сделок. Т.о., заключая долгосрочный контракт, предприниматель может быть уверен, что его прибыль по сделке не будет "съедена" за счет изменения обменного курса.
  4. Возможен более быстрый экономический рост. Устранение неопределенности при осуществлении сделок, упрощение межстрановой торговли в рамках ЕС, повышение предпринимательских ожиданий, более эффективная денежная и экономическая политика должны привести к более высоким темпам роста экономики ЕС в долгосрочной перспективе.
  5. Ежегодно на конвертацию национальных валют хозяйствующие субъекты ЕЭС тратят около 20 млрд $. С введением евро эти издержки значительно сократятся.

Информация о работе Становление и развитие Европейского валютного союза