Становление рыночных отношений в российской экономике: анализ закономерностей и перспектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты рыночных отношений в РФ.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия рынка, определить, что такое рыночные отношения;
- отследить становление и развитие рыночных отношений в РФ;
- сделать выводы и предложения по дальнейшему развитию рыночных отношений в РФ.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Определение сущности и анализ рыночных преобразований в российской экономик..............................................................................5
1.1. Сущность рыночных отношений…………………………………..............5
1.2. Механизмы рыночных преобразований экономики………….........…...11
1.3. Становление рыночных отношений в российской экономике….............14
Глава 2. Перспективы развития экономики России…………………...……..21
2.1. Особенности рыночной экономики в современной России……....….....21
2.2. Влияние на экономику России мирового рынка ………………................23
2.3. Перспективы развития рыночных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………............25
Заключение…………………………………………………………....………….28
Список использованных источников ...................................……....…...........…32

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Реализовывая курс эффективной  экономики, вводится новая система  оплаты труда, повышаются тарифы и должностные оклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. Так же на хозрасчет переводятся  научные организации, и директивный государственный план заменяется госзаказом. Но уже в 1988 году становится ясно, что вместо запланированного ускорения происходит замедление социально-экономического развития.  И в 1989 году экономика оказалась в глубоком кризисном состоянии, с полным расстройством финансовой системы, падением реального курса рубля, галопирующей инфляцией, глобальным дефицитом,  и процветанием теневого рынка товаров и услуг.

Основная причина кризиса  заключалась в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки  изменить только оплату труда, схему распределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время  такие важные части системы управления, как формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции. 

В этих недостаточно подготовленных для изменений условиях предприятиям, перешедшим на хозрасчет, удалось увеличить зарплату за счет повышения оптовых цен, производства выгодной, прибыльной продукции, чему способствовало отсутствие конкуренции и борьбы за потребителя.

К весне 1990 года  экономическая  ситуация ухудшается еще больше. В  этих условиях  правительство принимает решение  несколько отойти от концепции реформы, принятой еще  в конце 1989 года, и реализовать  программу форсированного перехода к планово-регулируемой  рыночной экономике. Но, поскольку данная программа предусматривала первоочередную реформу государственных  розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления должны были возрасти, она не была принята Верховным Советом СССР. К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы с более смягченной реформой розничных цен. Но к этому периоду был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который стал известен под названием - программа «500 дней». Программа  эта отличалась большим радикализмом, обозначенными сроками переходного этапа, предложениями о кардинальном разгосударствлении собственности и ее приватизации, отказом от реформы государственных цен с ориентацией на прямой переход к рыночным ценам. В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной  программы и программы «500 дней» не удалось, были предоставлены особые полномочия президенту СССР, в т.ч. право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. И в октябре 1990 года правительством были одобрены «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которые включали в себя некоторые положения правительственной программы и частично программы «500 дней».

Но не единой программы, которая бы реально спасла экономику СССР так и не было реализовано. Союз распался, и Россия начала двигаться к построению рыночных отношений самостоятельно. Россия начала переживать процесс, связанный с отказом от командно-административной экономики, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и, в результате, переходом на рыночные методы регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

2.1. Особенности рыночной экономики современной России

 

Сейчас значительная часть как потребительского, так  и производственного спроса  в  России удовлетворяется за счет импорта.  Основным источником доходов для оплаты импорта является экспорт природных ресурсов - прежде всего, энергоресурсов и металлов.                                  К сожалению, большинство товаров, импортируемых в Россию, не имеют аналогичных по цене и качеству товаров российского производства.

Значительная часть  существующих ныне в стране производств  сохранилось в постсоветское  время вследствие недостаточной  её включённости в конкуренцию в  мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые не обновлялись.

В последние десятилетие  многие производимые в России товары отставали и сейчас отстают по качеству от импортных аналогов. Так  же аналогичная продукция, которая  изготовляется в стране зачастую стоит дороже импортной, поскольку производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.

В настоящее время  в России отсутствуют производственные мощности, которые могли бы обеспечить импортозамещение. В результате, технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию и труд, но большую на обслуживание устаревшего оборудования.  Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. Все это на фоне кризисных явлений характеризует теперешнюю экономическую ситуацию в России как крайне нестабильную.

Финансовый кризис имел колоссальное негативное влияние на многие отрасли экономики страны. Как известно, доминирующими причинами финансовых и банковских кризисов являются плохие макроэкономические условия. С одной стороны, финансовый кризис начинает проверять устойчивость экономики именно с банковской системы, а другой стороны - устойчивость банковской системы в значительной степени основана на макроэкономической стабильности и экономическом росте. То есть, наиболее важное в практике работы государственных надзорных органов - прогнозирование и профилактика таких ситуаций как на микро- , так и на макро- уровне.

Среди главных причин возникновения кризисных ситуаций можно выделить целых ряд, как  правило, типичных факторов и условий. Например весьма характерна ситуация возникновения проблем с платежным балансом - замедлением темпов экономического роста, снижение объемов экспорта, рост импорта, стимулирующего возникновение пассивного сальдо. Одно из возможных последствий влияния этих факторов на экономику страны - масштабные спекулятивные атаки, падение курса национальной валюты, рынка акций, возникновение проблем с обслуживанием внешнего, а также внутреннего долга.

Следующей причиной финансовых проблем являются кредитные бумы, связанные со значительным темпом роста  выдаваемых кредитов, развивающиеся на стадии «перегрева» экономики, снижение качества банковских активов и капитала.   В подобных условиях у инвесторов часто возникает иллюзия о полной востребованности их бизнес - проектов, в дальнейшем не находящих сбыта по причине перепроизводства, и как результат -  массовое невозвращение кредитов.

Провоцируют кризисы  и последствия финансовой либерализации  неразвитость финансовых рынков и финансового  законодательства, а так же непродуманные  действия денежных властей и надзорных органов. Не менее важный фактор, который так же имел место при возникновении кризиса в экономике страны - слабость юридической базы и институтов, ответственных за финансовый и банковский надзор, а также санацию проблемных банков и компаний.

Подводя итог анализа теперешней экономической ситуации, которая сложилась в России,  выделим наиболее критичные факторы риска российской экономики и ее финансовой системы. Среди основных факторов можно назвать следующие: нехватка ресурсов в банковской системе, высокая инфляция, рост долговых обязательств государственных компаний и банков, перегрев экономики и развитие кредитного «бума», риски глобализации, перегрев рынка недвижимости, снижение цен на нефть, рост импорта и сокращение активного сальдо торгового баланса.

 

2.2. Влияние мирового рынка на экономику России

 

Факторы мировой экономики, несомненно, значительно влияют на ситуацию в российской экономике. Современная мировая экономика приобрела глобальных масштабов, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире. Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом. Покупатель теперь правит миром.  Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия возросла. В свою очередь стоимость перевозки товаров между странами и стоимость связи сильно снизились. В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории. И теперь страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.

В теперешнем мире доминирует капиталистическая система, поэтому  все субъекты стремятся максимизировать  доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли.  Поэтому специализация стран и регионов смещается в сторону тех функций, в выполнении которых они обеспечивают минимальные издержки при равном качестве их выполнения.

 Как результат,  разделение труда в современной глобализирующейся экономике становится не только более всеобщим, но и функциональным, а не отраслевым. То есть труд разделяется не только в зависимости от того, что и кто производит, а так же учитывая то, кто какие функции выполняет в ходе этого производства.

Контрастное обострение противоречий по неравной стоимости  труда равного качества стало  более явным по мере все включения развивающихся стран, в первую очередь, юго-азиатских – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии и других в мировое разделение труда в качестве конкурентоспособных по издержкам и качеству производителей индустриальных товаров,

В будущем имеющаяся  тенденция будет только усиливаться, поскольку основой низкой стоимости выполнения функций юго-азиатских стран является приток дешевого труда из аграрного сектора по мере индустриализации этих стран, а аграрный сектор в этих густонаселенных странах пока еще большой. Производственные функции в растущем числе отраслей будут становиться предметом специализации юго-азиатских стран, охватывая всё новые и новые, всё более сложные отрасли.           Теперь страны с более высокой стоимостью труда, чем в Юго-Восточной Азии (в том числе и Россия) становятся все менее конкурентоспособными в выполнении производственных функций. Производственные предприятия в этих странах не модернизируются, потому что это не выгодно – после модернизации они стали бы производить более качественную, но много более дорогую продукцию, чем импорт из юго-азиатских стран.

В последнее десятилетие  для обеспечения занятости населения в развитых странах осуществляется выполнение тех функций, в которых данные страны неконкурентоспособны по издержкам.

Следствием поддержки  выполнения неконкурентоспособных  функций в развитых странах является завышенное потребление населения  в них относительно вырабатываемых объёмов добавленной стоимости.         Во время всеобщих процессов глобализации и институционализации Россия не может оставаться не вовлеченной и закрытой страной. Мировой рынок в теперешнее время колоссальным образом влияет на экономику России. Этот факт следует принимать и использовать для укрепления экономики страны и достижения стратегических целей, поставленных перед Россией для достижения более высокого уровня социально-экономической жизни.

 

2.3. Перспективы развития рыночных отношений в российской экономике

 

Что касается перспектив развития экономики России, очевидно, что существование индустриального  сектора в стране будет всё  менее экономически выгодным, но, что  не мало важно, будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения.

Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов  от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального  сектора будут расти. В то же время  значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет.  Как результат, рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.

Так же накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.

Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство очень дорого. Что касается перспектив, то всё более востребованными обществом и государством станут относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.

Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.

Проекты, которые могли  бы быть выгодны экономике страны, должны касаться следующих направлений:

- повышение эффективности  сырьевых отраслей;

- оптимизация затрат  в отраслях, исключенных из конкуренции  в мировой экономике по объективным  причинам: высокие транспортные  издержки, привязанность к рынкам сбыта и т.п.;

- снижение потребления  сырьевых ресурсов внутри страны (к примеру, развитие ядерной  энергетики, повышение эффективности  энергетической инфраструктуры  и т.п.);

- развитие индустриальных  отраслей, искусственно защищенных  от конкуренции в мировой экономике, для обеспечения занятости населения и поддержания необходимого уровня суверенитета страны.

В то же время защита отраслей индустриального сектора от конкуренции  в мировой экономике возможно только на уровне государства. Поэтому отбор отраслей, которые будут защищаться, будет осуществляться государством, при некотором участии предпринимателей, заинтересованных в развитии тех или иных отраслей. И возможно работников этих отраслей, при их достаточной организованности и нацеленности на защиту своих интересов

Информация о работе Становление рыночных отношений в российской экономике: анализ закономерностей и перспектив