Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:16, доклад
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты рыночных отношений в РФ.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия рынка, определить, что такое рыночные отношения;
- отследить становление и развитие рыночных отношений в РФ;
- сделать выводы и предложения по дальнейшему развитию рыночных отношений в РФ.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Определение сущности и анализ рыночных преобразований в российской экономик..............................................................................5
1.1. Сущность рыночных отношений…………………………………..............5
1.2. Механизмы рыночных преобразований экономики………….........…...11
1.3. Становление рыночных отношений в российской экономике….............14
Глава 2. Перспективы развития экономики России…………………...……..21
2.1. Особенности рыночной экономики в современной России……....….....21
2.2. Влияние на экономику России мирового рынка ………………................23
2.3. Перспективы развития рыночных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………............25
Заключение…………………………………………………………....………….28
Список использованных источников ...................................……....…...........…32
Реализовывая курс эффективной экономики, вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностные оклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. Так же на хозрасчет переводятся научные организации, и директивный государственный план заменяется госзаказом. Но уже в 1988 году становится ясно, что вместо запланированного ускорения происходит замедление социально-экономического развития. И в 1989 году экономика оказалась в глубоком кризисном состоянии, с полным расстройством финансовой системы, падением реального курса рубля, галопирующей инфляцией, глобальным дефицитом, и процветанием теневого рынка товаров и услуг.
Основная причина кризиса заключалась в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время такие важные части системы управления, как формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.
В этих недостаточно подготовленных для изменений условиях предприятиям, перешедшим на хозрасчет, удалось увеличить зарплату за счет повышения оптовых цен, производства выгодной, прибыльной продукции, чему способствовало отсутствие конкуренции и борьбы за потребителя.
К весне 1990 года экономическая ситуация ухудшается еще больше. В этих условиях правительство принимает решение несколько отойти от концепции реформы, принятой еще в конце 1989 года, и реализовать программу форсированного перехода к планово-регулируемой рыночной экономике. Но, поскольку данная программа предусматривала первоочередную реформу государственных розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления должны были возрасти, она не была принята Верховным Советом СССР. К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы с более смягченной реформой розничных цен. Но к этому периоду был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который стал известен под названием - программа «500 дней». Программа эта отличалась большим радикализмом, обозначенными сроками переходного этапа, предложениями о кардинальном разгосударствлении собственности и ее приватизации, отказом от реформы государственных цен с ориентацией на прямой переход к рыночным ценам. В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной программы и программы «500 дней» не удалось, были предоставлены особые полномочия президенту СССР, в т.ч. право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. И в октябре 1990 года правительством были одобрены «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которые включали в себя некоторые положения правительственной программы и частично программы «500 дней».
Но не единой программы, которая бы реально спасла экономику СССР так и не было реализовано. Союз распался, и Россия начала двигаться к построению рыночных отношений самостоятельно. Россия начала переживать процесс, связанный с отказом от командно-административной экономики, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и, в результате, переходом на рыночные методы регулирования.
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Особенности рыночной экономики современной России
Сейчас значительная
часть как потребительского, так
и производственного спроса в
России удовлетворяется за счет импорта.
Основным источником доходов для оплаты импорта является экспорт
природных ресурсов - прежде всего, энергоресурсов
и металлов.
Значительная часть существующих ныне в стране производств сохранилось в постсоветское время вследствие недостаточной её включённости в конкуренцию в мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые не обновлялись.
В последние десятилетие многие производимые в России товары отставали и сейчас отстают по качеству от импортных аналогов. Так же аналогичная продукция, которая изготовляется в стране зачастую стоит дороже импортной, поскольку производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.
В настоящее время в России отсутствуют производственные мощности, которые могли бы обеспечить импортозамещение. В результате, технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию и труд, но большую на обслуживание устаревшего оборудования. Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. Все это на фоне кризисных явлений характеризует теперешнюю экономическую ситуацию в России как крайне нестабильную.
Финансовый кризис имел колоссальное негативное влияние на многие отрасли экономики страны. Как известно, доминирующими причинами финансовых и банковских кризисов являются плохие макроэкономические условия. С одной стороны, финансовый кризис начинает проверять устойчивость экономики именно с банковской системы, а другой стороны - устойчивость банковской системы в значительной степени основана на макроэкономической стабильности и экономическом росте. То есть, наиболее важное в практике работы государственных надзорных органов - прогнозирование и профилактика таких ситуаций как на микро- , так и на макро- уровне.
Среди главных причин
возникновения кризисных
Следующей причиной финансовых проблем являются кредитные бумы, связанные со значительным темпом роста выдаваемых кредитов, развивающиеся на стадии «перегрева» экономики, снижение качества банковских активов и капитала. В подобных условиях у инвесторов часто возникает иллюзия о полной востребованности их бизнес - проектов, в дальнейшем не находящих сбыта по причине перепроизводства, и как результат - массовое невозвращение кредитов.
Провоцируют кризисы и последствия финансовой либерализации неразвитость финансовых рынков и финансового законодательства, а так же непродуманные действия денежных властей и надзорных органов. Не менее важный фактор, который так же имел место при возникновении кризиса в экономике страны - слабость юридической базы и институтов, ответственных за финансовый и банковский надзор, а также санацию проблемных банков и компаний.
Подводя итог анализа теперешней экономической ситуации, которая сложилась в России, выделим наиболее критичные факторы риска российской экономики и ее финансовой системы. Среди основных факторов можно назвать следующие: нехватка ресурсов в банковской системе, высокая инфляция, рост долговых обязательств государственных компаний и банков, перегрев экономики и развитие кредитного «бума», риски глобализации, перегрев рынка недвижимости, снижение цен на нефть, рост импорта и сокращение активного сальдо торгового баланса.
2.2. Влияние мирового рынка на экономику России
Факторы мировой экономики, несомненно, значительно влияют на ситуацию в российской экономике. Современная мировая экономика приобрела глобальных масштабов, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире. Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом. Покупатель теперь правит миром. Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия возросла. В свою очередь стоимость перевозки товаров между странами и стоимость связи сильно снизились. В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории. И теперь страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.
В теперешнем мире доминирует капиталистическая система, поэтому все субъекты стремятся максимизировать доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли. Поэтому специализация стран и регионов смещается в сторону тех функций, в выполнении которых они обеспечивают минимальные издержки при равном качестве их выполнения.
Как результат, разделение труда в современной глобализирующейся экономике становится не только более всеобщим, но и функциональным, а не отраслевым. То есть труд разделяется не только в зависимости от того, что и кто производит, а так же учитывая то, кто какие функции выполняет в ходе этого производства.
Контрастное обострение противоречий по неравной стоимости труда равного качества стало более явным по мере все включения развивающихся стран, в первую очередь, юго-азиатских – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии и других в мировое разделение труда в качестве конкурентоспособных по издержкам и качеству производителей индустриальных товаров,
В будущем имеющаяся тенденция будет только усиливаться, поскольку основой низкой стоимости выполнения функций юго-азиатских стран является приток дешевого труда из аграрного сектора по мере индустриализации этих стран, а аграрный сектор в этих густонаселенных странах пока еще большой. Производственные функции в растущем числе отраслей будут становиться предметом специализации юго-азиатских стран, охватывая всё новые и новые, всё более сложные отрасли. Теперь страны с более высокой стоимостью труда, чем в Юго-Восточной Азии (в том числе и Россия) становятся все менее конкурентоспособными в выполнении производственных функций. Производственные предприятия в этих странах не модернизируются, потому что это не выгодно – после модернизации они стали бы производить более качественную, но много более дорогую продукцию, чем импорт из юго-азиатских стран.
В последнее десятилетие
для обеспечения занятости насе
Следствием поддержки выполнения неконкурентоспособных функций в развитых странах является завышенное потребление населения в них относительно вырабатываемых объёмов добавленной стоимости. Во время всеобщих процессов глобализации и институционализации Россия не может оставаться не вовлеченной и закрытой страной. Мировой рынок в теперешнее время колоссальным образом влияет на экономику России. Этот факт следует принимать и использовать для укрепления экономики страны и достижения стратегических целей, поставленных перед Россией для достижения более высокого уровня социально-экономической жизни.
2.3. Перспективы развития рыночных отношений в российской экономике
Что касается перспектив
развития экономики России, очевидно,
что существование
Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет. Как результат, рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.
Так же накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.
Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство очень дорого. Что касается перспектив, то всё более востребованными обществом и государством станут относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.
Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.
Проекты, которые могли бы быть выгодны экономике страны, должны касаться следующих направлений:
- повышение эффективности сырьевых отраслей;
- оптимизация затрат
в отраслях, исключенных из конкуренции
в мировой экономике по
- снижение потребления
сырьевых ресурсов внутри
- развитие индустриальных отраслей, искусственно защищенных от конкуренции в мировой экономике, для обеспечения занятости населения и поддержания необходимого уровня суверенитета страны.
В то же время защита отраслей индустриального сектора от конкуренции в мировой экономике возможно только на уровне государства. Поэтому отбор отраслей, которые будут защищаться, будет осуществляться государством, при некотором участии предпринимателей, заинтересованных в развитии тех или иных отраслей. И возможно работников этих отраслей, при их достаточной организованности и нацеленности на защиту своих интересов