Статистический анализ безработицы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости и безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества, а именно, рабочей силы; существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны; значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и невозможен никакой подъем экономики страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие занятости и безработицы 5
1.1 Понятие занятости и безработицы 5
1.2 Характерные черты безработицы в России 9
1.3 Сущность, причины и виды безработицы 14
2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам 20
2.1 Уровень безработицы в РФ 20
3. Статистический анализ безработицы в РФ 21
3.1Факторы, оказывающие влияние на уровень безработицы в РФ 21
3.1.1 Корреляционно-регрессионный анализ 22
3.2 Анализ динамики развития безработицы в России 30
3.3 Социальные последствия безработицы 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

макроэк-ка 2.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

Адаптивные методы моделирования  временного ряда имеют свое преимущество – они могут учитывать результат  прогноза, сделанного на предыдущем шаге. Другими словами, такие модели адаптируются к уже  полученным результатам  и позволяют более точно описывать  поведение показателя.  В основе всех адаптивных моделей лежит принцип  экспоненциального сглаживания. Еще  больше повышает их привлекательность  способность учитывать различную  информационную ценность уровней, а  также степень «устаревания»  данных.

Модель Хольта является относительно сложной с точки зрения расчета модельных значений. Однако по сравнению с адаптивной моделью Брауна она позволяет в большей степени учесть соотношение текущих уровней ряда с предыдущими – модель характеризуется не одним, а двумя параметрами сглаживания. Так, сама модель имеет следующий вид:

 

 

 

При этом, начальные значения переменных и определяются как параметры регрессии по первому году наблюдений.  Далее мы ищем такое значения , при которых стандартная ошибка модели была бы минимальной. Таким образом, используя статистический пакет анализа SPSS, мы рассчитали соответствующие оценки для модели, которые были приведены в таблице 4. Стоит заметить, что согласно t-статистике является значимым на уровне 0,05, в то время как на том же уровне оказался незначим. Это связано с тем, что в нашем случае тренд остается неизменным с течением времени.

После того, как была произведена  оценка параметров, мы проверили остаточную компоненту полученной модели по следующим  критериям: нормальность распределения остатков (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова), их независимость (статистика Льюинга-Бокса) и случайность (метод Фостера Стюарта). Согласно всем трем проведенным тестам на остатки, полученную модель можно считать адекватной, что позволяет статистически признать прогноз, построенный на основе данной модели наиболее качественным.

Сравним полученные значения с исходными уровнями ряда динамики показателя и построим прогноз на апрель-май 2013 года:

 

Рис. 8. Сопоставление  исходных значений с полученными по модели Хольта

 

По графику видно, что  модельные значения почти идеально совпадают с исходными данными, однако уровни модели определяются как  уровни ряда в предыдущий момент времени. Согласно построенному прогнозу, в  апреле-мае 2013 года уровень безработицы  составляет 5.62% и 5,54% соответственно. Однако точечный прогноз редко совпадает  с истинным значением показателя в будущем, а значит необходимо также  построить доверительный интервал, в пределах которого с 95%-ой вероятностью будет находиться уровень безработицы  в конце весны 2013 года. В данном случае в апреле значение показателя прогнозируется в пределах от 4,48 до 6,76 процентных пункта, а в мае  – от 3,93 до 7,15. В принципе,  полученный прогноз согласуется с выводами, сделанными при анализе сезонной компоненты: начиная с конца весны  уровень безработицы снижается ввиду увеличения объема сезонных работ.

 

3.3  Социальные последствия безработицы

Существуют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются  как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее  неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия  потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы  состоят в том, что если человек  в течение продолжительного времени  не может найти работу, это часто  приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечнососудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические  последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким  уровнем социальной и экономической  нестабильности. Кроме того, социальными  последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также  рост уровня преступности. К издержкам  безработицы следует отнести  потери, которые общество несет в  связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение  определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются  не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить.

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы  в обществе; так, наибольшие социально-экономические  издержки несут наименее конкурентоспособные  на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия  безработицы обуславливают необходимость  ее государственного регулирования, а  также минимизации негативных последствий.

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается  комплекс мер по следующим направлениям:

-стимулирование роста  занятости и увеличение числа  рабочих мест;

-содействие найму (развитие  информационных служб, служб трудоустройства);

-подготовка и переподготовка  рабочей силы;

-страхование безработицы  и материальная помощь длительно  безработным.

В рамках этого комплекса  мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение  ее негативных последствий.

К активным мерам относят  следующие:

-создание новых и сохранение  имеющихся рабочих мест;

-содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);

-содействие трудовой  мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;

-развитие государственных  и коммерческих служб занятости  и трудоустройства.

Меры пассивного характера  включают в себя следующие:

-поддержание частичной  занятости (неполное рабочее время)  и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

-субсидирование заработной  платы частично занятых (доплаты  до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);

-досрочный выход на  пенсию лиц, потерявших работу;

-установление иммиграционных  барьеров для защиты национального  рынка труда;

-выплата пособий по  безработице и материальная помощь  безработным, утратившим право  на пособие по окончании установленного  срока его выплаты;

-организация оплачиваемых  общественных работ, первоочередное  право на участие в которых имеют безработные.

Рассмотрим меры государственного регулирования, которые были предприняты  Правительством РФ в целях борьбы с безработицей и ее негативными  последствиями.

В 2008 году в целях предотвращения возможных негативных последствий  глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, осуществлялся ряд мероприятий по поддержке рынка труда.

Так, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения организовывали работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных «горячих линий» для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере.

Кроме того, были предусмотрены  меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости. В частности, на 2014 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.

Были увеличены объемы финансирования мероприятий активной политики занятости населения с  учетом ситуации на региональных рынках труда. Также были введены нормы, обеспечивающие повышение уровня социальной защищенности граждан при увольнении по собственному желанию. В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования.

Таким образом, были рассмотрены  основные неэкономические, в том  числе и социальные, последствия  инфляции, а также меры государственного регулирования, осуществляемые Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы  и минимизации ее негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Безработица является макроэкономической проблемой, которая в течение  последних нескольких лет нависает над многими развитыми странами, вызывая сильные волнения в обществе. Мониторинг проблем безработицы, в  особенности ввиду последствий  мирового финансового кризиса, представляет собой необходимую меру, предпринимаемую  государством с целью выработки  наиболее эффективной политики по решению  данного вопроса на основе полученных результатов.

Если смотреть на мир в  целом, то ученые прогнозируют продолжительный  рост уровня безработицы как минимум  до 2017 года. На фоне таких заключений экспертов Россия показывает совершенно противоположные результаты – в  декабре 2012 года уровень безработицы  в России достиг своего наименьшего  уровня в 4 процентных пункта. Именно такие  показатели подтолкнули к исследованию безработицы именно в Российской Федерации.

Достаточно многие российские и зарубежные ученые занимались изучением  проблемы безработицы с совершенно разных сторон. На данный момент помимо исследования основных характеристик, относящихся к уровню безработицы, проводится анализ влияния различных  факторов, которые на первый взгляд совершенно не имеют с безработицей ничего общего, а также рассматривается  её влияние на другие стороны жизни  человека. Самые последние работы относятся как к построению различных  вероятностных моделей, описывающих  переход человека между разными  состояниями занятости, так и  к разработке статистических моделей, которые могли бы описать факторы, влияющие на продолжительность безработицы.

Для первой части анализа  безработицы в Российской Федерации  в рамках представленной работы были взяты данные по регионам России за 2011 год, что помогло отразить  текущие тенденции на рынке труда. Изучив структуру безработицы по полу, мы пришли к выводу, что число  женщин, желающих и готовых приступить к работе ниже, чем число мужчин. При этом количество женщин в нашей  стране превышает количество мужчин, что наталкивает на заключение о  том, что либо женщины более «успешны»  в поиске работы, либо они занимаются домашним хозяйством, тем самым не относятся к числу рабочей  силы. Далее, анализ состава безработных  по возрасту показал, что в основном наибольшую их долю составляют молодые  люди в возрасте 20-29 лет, которые, получив  диплом, впервые выходят на рынок  труда и им нужно время, чтобы  адаптироваться и найти наиболее подходящую себе работу. Что же касается структуры безработных по образованию, то  наибольшую долю среди всех безработных  составляют лица, имеющие только среднее (полное) образование. Это объясняется  тем, что в настоящее время  работодатели предпочитают брать даже на самые низшие должности людей  с начальным профессиональным образованием, на что указывает более низкая доля таких безработных.

Далее в рамках работы было проведено исследование влияния  различных социально-экономических  факторов на уровень безработицы  в России. В ходе корреляционного  и дисперсионного анализа первоначально  из 14-ти выдвинутых факторов, оказывающих  возможное влияние, были отобраны пять. Однако в наилучшую регрессионную  модель вошли общие коэффициенты рождаемости, коэффициенты миграционного  прироста на 10000 человек населения  и удельный вес домохозяйств, имевших  персональный компьютер с доступом к сети Интернет.

Информация о работе Статистический анализ безработицы в РФ