Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:40, реферат
Необходимость рассмотрения потребительского сектора в современных условиях становится все более очевидной с формированием рыночных отношений. Поспешная приватизация, появление новых организационных структур, массовое насыщение рынка товарами привели к существенным изменениям в организации торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.
1. Ведение 3
2. Понятие «потребительский рынок» 3
3. Оценка структуры потребительского рынка 4
4. Принципы функционирования потребительского сектора 5
5. Мировое хозяйство 10
6. Заключение 23
7. Список литературы 24
Содержание
Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей рыночного хозяйства. Он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей. Показатели его развития являются значимыми индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения. В связи с этим проблема исследования процессов его функционирования является весьма значимой и актуальной задачей в обеспечении устойчивого развития экономики и современного общества.
Необходимость рассмотрения потребительского сектора в современных условиях становится все более очевидной с формированием рыночных отношений. Поспешная приватизация, появление новых организационных структур, массовое насыщение рынка товарами привели к существенным изменениям в организации торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.
В
современных работах как
Такое определение рынка является не полным и односторонним. Б. А. Райзберг рассматривает потребительский сектор, как взаимодействие продавцов и покупателей на основе актов купли-продажи, что не позволяет достаточно точно охарактеризовать его сущность и главное назначение [2]. Наиболее приемлемо определение М. А. Николаевой, которая под потребительским рынком понимает совокупность хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного использования [3].
Таким образом, оценивая мнения авторов, потребительский рынок можно рассматривать, как систему товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.
Одной из задач изучения теоретических аспектов формирования и развития потребительского рынка является оценка его структуры, роли и значения отдельных элементов. А. С. Новоселов исходит из предположения, что потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынки продовольственного и непродовольственного характера, рынок услуг, которые взаимодействуют между собой на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи и обеспечивают потребности населения, способствуя эффективному функционированию экономики [4]. И. К. Беляевский включает рынок продуктов питания, рынок непродовольственного назначения и рынок массового питания. Исходя из теоретических обоснований, можно сделать вывод, что в целом он рассматривается, как целостный механизм, обеспечивающий непрерывный процесс по удовлетворению потребностей населения на определенной территории в товарах и услугах. Будем рассматривать потребительский рынок, как составляющую из продовольственного и непродовольственного сектора. Обоснованием отделения потребительского рынка услуг может служить выделение таких отличительных особенностей:
1. Сделки на рынке услуг заключаются на товар, который фактически не произведен, процесс производства, доставки и потребления происходит одновременно, а не последовательно, как в случае с физическими товарами.
2.
Услуга не может быть
3. Услуга не может быть отделена как от системы продавца, так и от системы покупателя и функционировать на рынке автономно, как другие товары. В результате этого на рынке услуг не существует торговых посредников и канала товародвижения, без чего не может функционировать и развиваться рынок продовольственной и непродовольственной продукции.
Приведенные особенности позволяют достаточно обоснованно рассматривать сферу услуг как самостоятельную систему, наделенную определенными функциями и назначением в рыночной экономике.
Эффективность формирования потребительского сектора предполагает его развитие с учетом принципов. Исследования показывают, что среди ученых нет однозначного мнения по их выделению и обоснованию. Более того, в литературе этому уделено недостаточно внимания, чтобы считать вопрос решенным. На основе изучения продовольственных и непродовольственных рынков зарубежных стран можно обосновать принципы (рисунок 1) функционирования, свойственные развитым отечественным социально-экономическим условиям, дополненным такими характеристиками, как:
− инфраструктурность, создание условий, необходимых для эффективного ведения торговой деятельности (финансовое обеспечение, информационное, законодательное);
− многоканальность – свобода выбора каналов, форм и объемов потребительской продукции;
− функциональность – выражает динамическую взаимосвязь внутренних и внешних отношений, отражает цели комплексного развития потребительского рынка.
В зависимости от назначения исследуемый рыночный сегмент можно классифицировать по различным признакам. Существуют семь основных групп, объединенных по общему свойству (рисунок 2).
При классификации потребительского рынка можно выделить следующие признаки: по типу, товарной номенклатуре, форме организации, субъектному составу, географической границе, экономико-правовой характеристики.
При классификации по типовой характеристике выделяют: активный, стагнирующий, коллапсирующий.
Активный рынок характеризуется большой емкостью со сбалансированным спросом и предложением, с тенденциями к росту и благоприятными равновесными ценами.
Стагнирующий
рынок отличается маленьким
количеством заключаемых сделок
на протяжении большого периода, наличием
несоответствия спроса и предложения,
не заполненным портфелем заказов.
Коллапсирующий или сокращающийся определяется падением продаж товаров, несмотря на снижение цен, уменьшение числа сделок, предложение не находит спрос, растут товарные запасы.
По уровню организации различают организованный, охватывающий реализацию товаров через специализированную зарегистрированную торговую сеть всех форм собственности (магазины, стационарные мини-базары, торговые комплексы), и неорганизованный − на основе реализации товаров частными лицами в порядке свободной торговли на улицах и площадях.
По товарному признаку потребительский рынок подразделяется на продовольственный и непродовольственный сектор. Классификация по субъектному составу включает рынок продавца и покупателя.
Четвертой особенностью потребительского сектора является форма организации. Данный признак подразделяет его на частный, кооперативный и государственный. Под существованием в чистом виде понимается торговля только между частными фирмами и предприятиями. Для государственного и кооперативного типов наиболее характерны смешанные формы купли-продажи, под которыми понимается продажа и покупка товаров, осуществляемые между разными субъектами рынка (государством и частными фирмами, кооперативами и государством, а также частными фирмами и кооперативами). Только в редких случаях государственные и частные рынки существуют в чистом виде.
Экономико-правовая характеристика включает организацию деятельности на легальных рынках, т. е. функционирующие в соответствии с нормами законодательства; полулегальных и нелегальных, действующих с частичным или полным нарушением законодательства, заключающихся в обращении официально не учтенных товаров, не зарегистрированных торговых фирм.
Для целей маркетингового исследования можно подразделить по демографическому признаку: по полу, национальному и возрастному составу, уровню достатка, по продуктовым границам: мучные изделия, кондитерские изделия, мясная продукция и т. д. Большинство ученых выделяют признак масштабности, в соответствии с которым разделяют оптовый и розничный сектора. Однако, на наш взгляд, учитывая главную функцию потребительского рынка - доведение товара до конечного потребителя, считаем обоснованным рассматривать на основе процессов, происходящих посредством предприятий розничной торговли. В научной литературе под данным экономическим термином понимается деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления, что является по содержанию основным назначением потребительского рынка. Оптовая торговля представляет форму организации товарного обращения, при которой ранее приобретенные на стороне товары перепродаются в целях переработки, дальнейшей продажи или для иного профессионального использования, что несопоставимо с определениями, приведенными различными авторами применительно к сущности и назначению потребительского сектора.
Следующим признаком классификации рынка является территориальный, в процессе которого можно выделить: мировой, федеральный (межрегиональный), региональный, местный (на уровне районов и городов).
Не противоречит этой классификации и выделение в территориальной структуре потребительского сектора: зонального (государственного), национального рынка (местный, региональный, межрегиональный), межгосударственного (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мирового.
Рассмотренная классификация позволяет сформировать полное представление о потребительском рынке, как о сложной высокоорганизованной системе, состоящей из комплекса подсистем.
Стандартное
определение мирового хозяйства
как совокупности национальных хозяйств,
участвующих в международном разделении
труда и связанных международными соглашениями,
несет слишком узкую нагрузку и не учитывает
даже в малой мере роль пространства и
пространственной иерархии в формировании
и функционировании мирового хозяйства.
Несомненно, национальные хозяйственные
комплексы служат в зависимости от их
удельного веса важными подсистемами
мирохозяйственной системы. Однако при
ее изучении следует учитывать всю совокупность
элементов, которые могут включать любую
отрасль или вид деятельности, любое предприятие
или учреждение, играющее свою роль в международном
разделении труда. Каждая хозяйственная
единица — ферма, промышленное предприятие,
транспортная фирма, банк — могут обслуживать
небольшой ареал внутри своей страны,
иметь региональное или общенациональное
значение, участвовать в мировой торговле.
При этом не наблюдается строгой зависимости
ни от размера, ни от функций данного предприятия
или учреждения. Конечно, большая часть
оборота мировых рынков принадлежит крупным
объединениям; однако эта закономерность
уже не обуславливает непременно крупные
масштабы самих производств или услуг.
Это зависит от типа отрасли и характера
поставляемой продукции и услуг.
Поэтому в условиях современной глобализации
хозяйственной деятельности мировое хозяйство
вовлекает в свою орбиту практические
все виды экономической деятельности,
оказывая на них прямое или косвенное
воздействие. При динамизме рыночных зон
сбыта трудно провести жесткую устойчивую
границу между фирмами, компаниями, предприятиями,
участвующими в международном обмене
или замыкающими свою деятельность на
внутреннем рынке.
Информация о работе Структура мирового потребительского сектора