Структура мирового потребительского сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:40, реферат

Описание работы

Необходимость рассмотрения потребительского сектора в современных условиях становится все более очевидной с формированием рыночных отношений. Поспешная приватизация, появление новых организационных структур, массовое насыщение рынка товарами привели к существенным изменениям в организации торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

Содержание работы

1. Ведение 3
2. Понятие «потребительский рынок» 3
3. Оценка структуры потребительского рынка 4
4. Принципы функционирования потребительского сектора 5
5. Мировое хозяйство 10
6. Заключение 23
7. Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Структура мирового потребительского сектора реферат.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

     Так, для России—СССР датировки первых четырех циклов выражены периодами: 1830—1880; 1880—1930; 1930—1965; 1965—... При таком  хронологическом порядке события, связанные с первой промышленной революцией, начались в России в 30-х гг. XIX в. Именно тогда началось широкое применение машин в хлопчатобумажном производстве, а в 1840 г. возник первый сахарный завод капиталистического типа. Стартовав на полвека позже Западной Европы, наша страна, несмотря на резкое ускорение развития в конце XIX—начале XX вв. и в 30-е гг. XX в., сохраняла свое отставание примерно на цикл. Серьезное автостроение, один из китов четвертного цикла практически было налажено с введением в строй ВАЗа в 1970 г., а многие отрасли третьего и четвертого циклов развиты еще явно недостаточно, особенно в сфере транспорта и услуг. Вместе с тем в СССР было создано много отдельных ареалов, где успешно развивались высокие технологии, характерные для пятого цикла.

     В целом для отнесения страны или региона к той или иной стадии развития или циклу обычно применяется статистика отраслевой занятости населения. В самом наглядном виде — это соотношение занятости между первичным, вторичным и третичным (+четвертичным) сектором национального хозяйства. По мере развития неуклонно сокращалась занятость в первых двух секторах и росла в третичном и четвертичном. Например, доля первичного сектора — сельского хозяйства и добывающей промышленности в экономически развитых странах колеблется от 2 до 8%. 
Подобное сокращение доли занятости в первичном секторе отнюдь не означает его ликвидацию в странах, вступивших в пятый цикл развития. Сельское хозяйство и добывающая промышленность этих стран и по объему производства, и по удельному весу на мировых рынках продовольствия и сырья играют важную роль. Дело здесь прежде всего во внедрении высоких, трудосберегающих технологий, средств защиты растений и высокоурожайных сортов, всего спектра достижений современной науки и технологии в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, поэтому основная часть занятых, например, в аграрном секторе, приходится на другие отрасли «агробизнеса» — науку, консультационные услуги, хранение и обработку, маркетинг и т.п.

     Аналогичные процессы привели к определенному  сокращению удельного веса занятых и в обрабатывающей промышленности, хотя в этом секторе сохраняется важная роль производств и предыдущего цикла. Несмотря на перенос многих видов производства, особенно трудоемких, в страны новой индустриализации, наиболее развитые страны наряду с новейшими отраслями сохранили важнейшую отрасль четвертого цикла — массовое автомобилестроение, которое поддерживает своими заказами и многие другие отрасли национальной экономики. Наконец, постоянное место занимает строительная индустрия: именно по ее показателям, например, числу заказов и вводу в строй новых жилых, гражданских, промышленных, транспортных объектов, судят о текущем состоянии национальной экономики и фазе среднесрочного цикла экономического развития. 
В целом в современном мировом хозяйстве сложилось три основных центра, прежде всего по уровню развития: США и Канада, страны Европейского Союза и Япония. Поскольку их роль обусловлена прежде всего развитием новейших наукоемких производств, непосредственно связанных с уровнем развития НИОКР и масштабами ТНК, то маловероятно появление большого числа новых стран, отвечающих критерию «постиндустриальности» не по уровню душевого дохода, а по таким характерным признакам, как роль НИОКР, доминирование наукоемких производств, информатизация всех сторон жизни и т.п.

     При этом основной фактор достижения и  сохранения статуса «постиндустриального общества» — высокий культурный и образовательный уровень населения  и созданный на его основе мощный научно-технический и финансово-организационный  потенциал, способный решать любые народнохозяйственные проблемы. Именно этот фактор в сочетании с культурными традициями и поведенческим стереотипам создает то локальное информационное поле, которое способствует жизнестойкости и высокой конкурентоспособности демократических государственных образований независимо от размеров экономического пространства, обилия природных ресурсов и численности населения.

     НИОКР наиболее развитых стран во многом определяет динамику развития мирового хозяйства, а в организационном  плане современное международное разделение труда во многом определяется системной совокупностью транснациональных корпораций, на долю которых в конце 1980-х гг. приходилось до 2/3 мирового внешнеторгового оборота, причем 1/3 составлял внутрифирменный оборот между филиалами ТНК, расположенными в большинстве стран современного мира. 
Стадийный процесс становления современной мирохозяйственной системы происходил на фоне сохранения многоукладноси хозяйства и разностадийности развития стран мира. Многоукладность обусловлена разной степенью развития рыночных (товарных) отношений и вовлеченности в мировое хозяйство стран, регионов и видов деятельности. Так, в большинстве развивающихся стран основная доля продовольствия до сих пор производится в потребительских хозяйствах, товарность которых очень мала. 
Очень важной чертой мирового хозяйства, получившей распространение во всех странах мира, стал неформальный сектор, который образовали самые различные виды деятельности, включая производство товаров, торговлю и другие услуги, которые ведутся вне официальных юридических и налоговых рамок экономической деятельности. В этот сектор входят и различные виды потребительского хозяйства, и многие виды коммунального хозяйства в крупных городах, особенно в развивающихся странах, и нецензовые промышленные и ремесленные производства.

     Особую  часть неформального сектора  составляют производство и сбыт запрещенных  законом товаров и услуг —  наркобизнес, порнобизнес, незаконная торговля оружием, валютой, драгоценными металлами и т.п. Эти виды деятельности образуют «черный рынок», действующий, например, в наркобизнесе на глобальном уровне. В целом на неформальный сектор приходится, по некоторым оценкам, до 20% валового мирового продукта. 
Итак, для современной глобальной географической системы мирового хозяйства характерна разностадийность: страны и регионы мира одновременно находятся во всех трех стадиях развития — постиндустриальной, индустриальной и доиндустриальной — и на разных участках траектории развития, определяемых пятью «длинными волнами» Кондратьева. Именно разностадийность во многом определяет общие черты пространственной самоорганизации мирового хозяйства и, в частности, наблюдаемые закономерности сдвига отраслей предыдущего цикла в менее развитые страны и регионы. Сам переход экономически более развитых стран в стадию постиндустриального развития стал бы практически невозможным без перемещения многих отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности в страны и регионы новой и недавней индустриализации.

     Таковы  общие характеристики структуры, статики и динамики развития мирового хозяйства как глобальной географической системы.

6. Заключение

     Таким  образом,  раскрытие  теоретических  аспектов  формирования  потребительского  рынка  выявило, что,  являясь  сложной  экономической  категорией,  он  оказывает  значительное  влияние  на  социально-экономическое положение и занимает важное место в процессе воспроизводства.  
 
 
 

7. Список литературы

  1. Котлер,  Ф.  Основы  маркетинга.  Краткий  курс /  Ф.  Котлер. М. :  Издательский  дом «Вильямс», 2003. – 356 с. 
  2. Курс экономики / под ред. Б. А. Райзберга. – М. :   ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
  3. Николаева, М. А. Маркетинг товаров и услуг / М. А. Николаева – М. : Издательский дом «Деловая литература», 2001. – 448 с.
  4. Новоселов, А. С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / А. С. Новоселов ; отв. ред. В. В. Кулешов. – Новосибирск : Сибирское соглашение, 2002. – 364 с.  

Информация о работе Структура мирового потребительского сектора