Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно- командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим
многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие рынка………………………………………………………………..5
1. 1. Понятие рынка………………………………………………………….5
1. 2. История возникновения обмена и рынка …………………………….6
2. Сущность и функции рынка……………..………………………………….7
2. 1. Сущность рынка ……………………………………………………….7
2. 2. Функции рынка…………………………………………………………8
2. 4. Понятие рыночной экономики ……………………………………….11
3. Преимущества и недостатки рынка………………………………………..13
3. 1. Преимущества рынка…………………………………………………13
3. 2. Недостатки рынка……………………………………………………..15
3. 3. Институты рыночной экономики……………………………………16
3. 4. Государственное регулирование рынка……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«Московский Государственный  Текстильный Университет

им. А.И.Косыгина»

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической  теории на тему:

«Сущность и функции рынка»

 

 

 

 

Выполнила студентка

гр. №

 

Научный руководитель:

Профессор Анисимов В.М.

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3       

1. Понятие рынка………………………………………………………………..5

     1. 1. Понятие рынка………………………………………………………….5                                       

     1. 2. История возникновения обмена и рынка …………………………….6              

2. Сущность и функции рынка……………..………………………………….7

     2. 1. Сущность рынка ……………………………………………………….7                                   

     2. 2. Функции рынка…………………………………………………………8                                       

     2. 4. Понятие рыночной экономики ……………………………………….11                        

3. Преимущества  и недостатки рынка………………………………………..13

     3. 1. Преимущества рынка…………………………………………………13                               

     3. 2. Недостатки рынка……………………………………………………..15                                    

     3. 3. Институты рыночной экономики……………………………………16                      

     3. 4. Государственное регулирование рынка……………………………..18                

Заключение……………………………………………………………………..25                                               

Список использованной литературы…………………………………………28                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение.

      Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.  Рыночная система  оказалась  наиболее  эффективной  и  гибкой  для  решения  основных экономических  проблем.  Она  формировалась  не  одно  столетие,   приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет  определять  экономический облик будущего во всех странах мира.

    Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом   от  административно- командной модели к рыночной экономике в России. Длительное  время  в  стране отвергались   товарно-денежные    отношения    соответствующие    им    форм собственности, а практика развития национальной  экономики  почти  полностью была   изолирована   от   мирового   рынка.   Разрушалось   натуральное    и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным  буфером,  смягчающим

многие острые проблемы процесса  становления  рынка  (безработица,  нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других  проблем  стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

    Актуальность  определила  цель  исследования  –  изучить   рынок,   его

сущность, функции  и роль в жизни общества.

    В  соответствии с целью определяются следующие задачи:

    1. Рассмотреть историю возникновения рынка.

    2. Определить  в чем заключается сущность  рынка, его  функции,  основные

цели рыночной организации и что такое рыночная экономика.

    3. Изучить   преимущества  и  недостатки  рынка,  инфраструктуру  рынка,

особенности рыночной экономики, рынок и  государственное  макроэкономическое регулирование.

    4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка,  его  функциям  и  роли  в

жизни общества.

    На  основании  рассматриваемых статей,   учебников,   научной

литературы, можно  сказать, что данная тема широко и  многогранно освящена  во многих источниках по экономической литературе.  Рыночную  экономику  изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей  уделяют  современные  экономисты, которые рассматривают  принципы,  законы,  рычаги управления  экономических отношений.

    Данная  курсовая работа состоит из  введения,  трех  глав,  заключения  и

списка литературы.

    В  первой главе целесообразно выделить, что человечество  большую   часть

своей истории  прожило без рынка, было развито  натуральное  хозяйство.  Затем перешли к товарному  хозяйству,  в  результате  чего  экономический  субъект стремился   достичь   Частных   интересов    и    разделить    труд    между товаропроизводителями. Сначала развивался обмен,  который  повлек  за  собой развитие рынка. Рынок с присущей ему  конкуренцией  создает  прочную  основу товарного хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно  трудно охарактеризовать его однозначно.

    Во  второй главе говориться о   сущности  рынка,  который  выполняет   ряд

функций. 

    В  третьей  главе  автор   рассматривает  положительные   и  отрицательные

стороны  рынка.  Развитие  рынка  привело  к  его  усложнению,  это  вызвало

формирование  и усложнение его инфраструктуры. Рыночная  экономика  не  может существовать  и  функционировать  без  государственного  регулирования.  Это необходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы.  Но государство не должно злоупотреблять вмешательством  в  экономику,  так  как это может повлечь за собой негативные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

      1. 1. Понятие рынка.

 

 Можно дать  несколько определений рынка.

    Рынок – это  обмен, организованный по законам  товарного  производства  и

обращения, совокупность отношений  товарного обмена.

    Рынок – это  механизм  взаимодействия  покупателей   и  продавцов,  иными

словами, отношение спроса и предложения.

    Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами,  связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

    Так,  рынок   рассматривают  как  совокупность  товарного   обмена   или

представляют как обмен, организованный по законам товарного  производства  и обращения.  В  книге  Ф.  Котлера  рынок  характеризуется  как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей  товара.  В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм,  который  сводит  вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

    Интересно высказались  о рынке американские ученые  Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена,  на  которой  разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает  экономические решения:  миллионы потребителей принимают самостоятельные  решения,  какие  товары  и  в  каком количестве  покупать;  огромное  число  предпринимателей   –   что   и   как производить; владельцы  факторов  производства  –  кому  и  как  эти  товары продавать.

    Рынок является  фундаментом для понимания ключевых  путей  экономического развития и путей  повышения  эффективности  на  микро-  и  макроуровне.  Его сущность   отражает   совокупность   отношений   товарного    обмена    всех хозяйствующих субъектов,  людей  и  общества  в  целом.  Вполне  обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет  собой  определенную систему экономических отношений между  продавцами  и  покупателями  в  сфере обмена.  Воздействие  рынка   на   экономические   отношения   продавцов   и покупателей обеспечивается через использование таких  атрибутов,  как  цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того,  что включается в понятие «рыночный механизм».

    Рынок  существует  в  совершенно   конкретных   социально-экономических условиях и зависит от института  собственности.  Он  играет  важную  роль  в системе общественного  воспроизводства  во  всех  его  фазах:  производстве, распределении, обмене и потреблении.

                       

  1. 2. История возникновения обмена и рынка

 

    Существуют   три   основных   условия,   сделавшие   рынок   объективно

необходимым.

    Первое условие – общественное разделение труда,  возникшее в глубокой

древности. История  знает  ряд  крупных  ступеней  общественного  разделения труда. Первая из них  –  отделение  скотоводства  от  земледелия,  вторая  – выделение  ремесла  как  самостоятельной  отрасли,  третья  –  возникновение купечества.  Затем  стали  дробиться  отрасли,   углублялась   специализация отдельных производств. Этот  процесс  бесконечен,  он  объективно  связан  с ростом производительности труда.

   Второе  условие  – это экономическая обособленность  производителей.

Товарный обмен  обязательно предполагает стремление к эквивалентности.  Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего  товара  эквивалентное количество другого. А такое стремление  возникает  на  основе  экономической ограниченности, обособленности  интересов.  Эта  обособленность  исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала  опираться и  на  коллективную  собственность,  но  обязательно  ограниченную  каким-то локальным   кругом   интересов   (кооперативы,   товарищества,   акционерные общества,  государственные  предприятия,  смешанные  предприятия,   т.е. с государственным участием, и т.д.).

    Для  эффективного  функционирования  рыночного  хозяйства  необходимо  и    третье    условие     –     самостоятельность     производителя,     свобода

предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно  в  любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем  больше  простора для развития рыночных отношений.

    Часто  говорят, что рынок – одно  из величайших  достижений  цивилизации. Это правильно, однако  следует  помнить,  что  возникновение  и  становление рынка – это не результат достижений разума, а  следствие  очень  длительного исторического развития.

    Таким  образом, рынок – это обмен,  организованный по  законам   товарного

производства  и обращения, совокупность отношений товарного обмена,  механизм взаимодействия  покупателей   и   продавцов,   т.е.   отношение   спроса   и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для  возникновения рынка  нужны   условия:   общественное   разделение   труда,   экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.

  1. Сущность, функции и рынка.

2. 1. Сущность  рынка.

 

    Углубленное  понимание категории  «рынок»   требует  учета  его  места   в

хозяйственной (экономической)  деятельности.  Можно  выделить  четыре  сферы экономической деятельности:

    1. Производство.

    2. Распределение.

    3. Обмен.

    4. Потребление.

    Хотя  конечная, естественная цель экономической  жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не  может быть  никакого  рынка,  именно  производство  рождает  товарную   массу.   В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в  других  сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений  там,  где их еще нет. Если начинать с реформации обращения  и  не  добиваться  сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

    Однако  между производством и потреблением  находятся и другие сферы.  За производством следует распределение, то  есть  система,  определяющая,  кому достанутся   непосредственные   результаты    производства,    кто    станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль  в формировании социальных отношений между людьми, в определении  материального положения различных слоев общества.

    Но  распределение – это не только  следствие производства. От  того,  как

распределяются   результаты   труда,   во   многом   зависит   эффективность

производственного процесса.

   Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на  производство.  Это становится наглядным при  рассмотрении  функций  рынка.  Во  всяком  случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе  общественного  хозяйства, а поэтому и развитие  рынка  как  совокупности  отношений  товарного  обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

 

    1.  Функции рынка.

 

    Утвердившиеся   в  обществе  рыночные   отношения   оказывают   огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни,  выполняя  ряд  существенных функций.

    Функции  бывают:

    1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены,  процентные  ставки на кредит, рынок дает  участникам  производства  объективную информацию  обобщественно необходимом количестве, ассортименте и качестве  тех  товаров  и услуг, которые поставляются на рынок.

Информация о работе Сущность и функции рынка