Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно- командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим
многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие рынка………………………………………………………………..5
1. 1. Понятие рынка………………………………………………………….5
1. 2. История возникновения обмена и рынка …………………………….6
2. Сущность и функции рынка……………..………………………………….7
2. 1. Сущность рынка ……………………………………………………….7
2. 2. Функции рынка…………………………………………………………8
2. 4. Понятие рыночной экономики ……………………………………….11
3. Преимущества и недостатки рынка………………………………………..13
3. 1. Преимущества рынка…………………………………………………13
3. 2. Недостатки рынка……………………………………………………..15
3. 3. Институты рыночной экономики……………………………………16
3. 4. Государственное регулирование рынка……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

    Стихийно  протекающие операции превращают  рынок в гигантский  компьютер, собирающий и перерабатывающий  колоссальные  объемы точечной  информации  и выдающий  обобщенные  данные  по  всему  тому  хозяйственному  пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно  сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

    2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого  общественного  разделения  труда  должны  найти  друг   друга   и обменяться  результатами   своей   деятельности.   Без   рынка   практически невозможно  определить,  насколько  взаимовыгодной  является  та  или   иная технологическая  и экономическая связь   между конкретными   участниками общественного производства. В нормальной  рыночной  экономике  с  достаточно развитой конкуренцией  потребитель  имеет  возможность  выбора  оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции,  ее  цены,  сроков  поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В  то  же  время  продавцу

предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего  покупателя.

    3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых  затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только  их  согласен оплатить   покупатель.   Следовательно,    здесь    формируется    отражение общественной  стоимости,  рассчитать  которую  не  способна  ни  одна   ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между  стоимостью  и  ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

    4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все

сферы  экономики,  и  прежде  всего  на  производство.  Рынок  немыслим  без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция  стимулирует  снижение  затрат  на единицу  продукции,  поощряет  рост  производительности  труда,  технический прогресс, повышение  качества  продукции.  Межотраслевая  конкуренция  путем перелива капиталов из отрасли  в  отрасль  формирует  оптимальную  структуру экономики,   стимулирует   расширение   наиболее   перспективных   отраслей. Сохранение и поддержание  конкурентной  среды–  одна  из  важнейших  задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

    Важную  роль  в  рыночном  регулировании   имеет  соотношение  спроса  и предложения, существенно влияющее на  цены.  Растет  цена  –  это  сигнал  к расширению  производства,  падает  цена  –  сигнал  к  его   сокращению.   В результате  стихийные  действия  предпринимателей  приводят  к  установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует  регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит:  «Предприниматель  имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем  в этом случае он невидимой  рукой  направляется  к  цели,  которая,  совсем  не входила в его намерения. Преследуя  свои  собственные  интересы,  он  часто более действенным способом  служит  интересам  общества,  чем  тогда,  когда сознательно стремится служить им».

    В  современных  условиях  экономика   управляется  не  только  «невидимой рукой», но и  государственными  рычагами,  однако  регулирующая  роль  рынка продолжает сохраняться, во  многом  определяя  сбалансированность  народного хозяйства.

    5. Санирующая. Рыночный механизм – это не  благотворительная система. Она  и  жесткая,  и  даже  жестокая.  Ей  присуще   социальное   расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С  помощью  конкуренции  рынок  очищает общественное производство  от  экономически  неустойчивых,  нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым  и эффективным.  В  результате  этого  непрерывно  повышается  средний  уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

    По  свидетельству П. Самуэльсона,  в США от одной трети до  половины  всех розничных магазинов прекращают  свою  деятельность  в  течение  трех  лет  с момента открытия. Средний  цикл  малого  бизнеса  не  превышает  шести  лет. Нередко  гибнут  в  конкурентной  борьбе  и  крупные  фирмы.  Разумеется,  в условиях концентрации  производства  и  капитала,  монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом  мире  монополизация нигде  не  подавляет  конкуренцию  настолько,  чтобы  «естественный   отбор» прекратился.

 

 

2. 3. Понятие рыночной экономики.

 

 

    Наличие постоянного противоречия между  безграничными  потребностями и ограниченностью  ресурсов  выдвигает  перед  всеми   хозяйствами   следующие основные взаимосвязанные проблемы:

    1. Что  производить – это принятие  решений о  том,  какие   из  возможных

благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

    2.  Как  производить,  или  принятие  решения  о  том,  кем,  из  каких

ограниченных  ресурсов и их комбинаций и при помощи  каких технологий  будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

    3. Для  кого производить  –  это   проблема,  решающая,  кому  достанутся

произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими  потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта,  его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

    Перечисленные  проблемы существуют во всех экономических системах, но  в каждой  из  них  они  решаются  по-разному.  При   административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем  (что,  как  и для  кого)  путем  воздействия  на  производство,  распределение,  обмен   и потребление через централизованную систему планов.

    В  экономической системе с  развитыми  рыночными  отношениями  указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм  посредством цен,  спроса  и  предложения,  конкуренции,  прибылей  и   убытков.   Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит  при  производстве  товаров из  условий  конкуренции  и  возможностей  получения   наибольшей   прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые  требуют  меньше  затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и  их

потребление (для  кого производить) определяются в  соответствии  с  доходами различных групп населения (их бюджетами).

    Важным  условием  развития  экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства  и  выбора.

Потребители  должны  покупать-то,  что  они  предпочитают,   предприятия – производить и реализовать то, что  они  считают  целесообразным,  поставщики ресурсов по собственному выбору решают,  куда  направлять  имеющиеся  у  них людские и материальные ресурсы.

    Экономическая    действительность    характеризуется    многочисленными

противоположными  интересами: покупатели стремятся  купить  недорогие  товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать  товары  по более высоким ценам и при меньшей  ответственности;  работники  стремятся  к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы  в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной  плате и так далее.  Каждый  из участников  экономического  процесса   стремится получить  свою  выгоду:  продавец  –  добиться  возможно  большей   прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение  указанных  и  многих  других

противоречий,  исключение  хаоса,  который   могла  бы   породить   свобода

предпринимательства и выбора, обеспечивает  система  рынков,  цен  и  фактор конкуренции.

    Система   рыночных  отношений  представляет  собой   механизм,   который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей  и  поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений,  по оптимизации   этих    решений,    синхронизации    изменений,    обеспечению согласованных  действий   и   тому   подобное.   Взаимодействующие   решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и  продавцов)  определяют систему  цен  на  продукцию  и  ресурсы  в  каждый  данный  момент  времени. Производители ориентируются на выпуск  только  той  продукции,  производство

которой позволяет  установить цену, возмещающую все  издержки  и  позволяющую образовать  нормальную  прибыль.  Другой  подход  к  производству  продукции неприемлем.

    Таким  образом, сущность и позитивные  функции рынка,  лежащие  в   основе рыночной  экономики,  делают  такую  систему  хозяйствования,  в   принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные  отношения  не  являются  абсолютно совершенными.  Недостатки  рынка  рассмотрены  в  следующей  главе  курсовой работы.

 

  1. Преимущества и недостатки рынка.

3.1. Преимущества рынка.

 

В   условиях   развитых   рыночных   отношений   существует   приоритет

потребителя.   Ориентация   на   прибыль   и   боязнь   убытков   заставляет

хозяйствующих субъектов  и  поставщиков  ресурсов  ориентироваться  в  своей деятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1.  Применение наиболее производительной технологии,  которая  позволяет добиваться наименьших издержек.

2.  Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3.  Сочетание  личных  и  общественных  интересов.  Через   конкуренцию

оказывается воздействие  «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий  и поставщиков  ресурсов  так,   чтобы   стимулировать   заинтересованность   в эффективном использовании ограниченных ресурсов. Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее  постоянное стимулирование эффективности производства.  «Экономика  производит  то,  что требуют  потребители,  путем  применения   самой   эффективной   технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически  в  результате децентрализованных    решений,    а     не     централизованного     решения правительства».

Приведенные выше положения позволяют сделать  следующие выводы:

Рыночная  экономика  представляет  собой  такую  форму  организации

хозяйственной деятельности, при которой  взаимодействие  всех  хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что,  как  и  для  кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов. Отличительной особенностью рыночной системы является ее  способность перестраиваться  и  приспосабливаться  к  изменениям  внутренних  и  внешних условий. Рыночная  система  лучше  других  приспособлена  для  использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации  производства  и  в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Для любой рыночной системы  обязательно  наличие  таких  условий,  как: право на  частную  собственность,  свобода  заключения  сделок,  потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор  профессии,  места  работы  и занятий. Основой этой системы  является  рынок,  который  за  длительный  период убедительно  доказал  свои  преимущества   в   использовании   побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

 

3.2. Недостатки рынка.

 

        Позитивные функции рынка делают его в принципе  достаточно  эффективной системой.  Это не  означает,  однако,  что рыночные   отношения   являются абсолютно  совершенными  и  во  всем  обеспечивают  прогрессивное   развитие общества.  Обособление  экономических  агентов,   неполное   совпадение   их интересов, а часто  и  их  антагонизм  неизбежно  ведут  к  возникновению  и обострению  многих  противоречий,  затрагивающих   все   важнейшие   ступени

существования  и  развития  общества.  У  рыночного  хозяйства   есть   свои врожденные недостатки (несовершенства). Во-первых, функционирование  рыночной  системы  основано  на  стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость  экономики,

неизбежно возникающие  диспропорции  устраняются  не  сразу.  Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, при  бесконтрольности  рыночной  среды  неизбежно  возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции  со  всеми ее   позитивными   функциями, создающие   неоправданные   привилегии   для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на   удовлетворение   многих   общественных   потребностей,   внутренне   не способствует формированию фондов, идущих на  удовлетворение  нужд  общества, не связанны непосредственно с  бизнесом.  Прежде  всего,  это  формирование социальных   трансфертов    (пенсии,    стипендии,    пособия),    поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры,  спорта  и  многих других социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый  вынужден  самостоятельно заботиться о своем месте в  обществе,  что  неизбежно  ведет  к  социальному расслоению,  т.е.  делению на  богатых и бедных,   усиливает   социальную  напряженность.  Рыночные  отношения  создают   благоприятные   условия   для проявления корыстных интересов, порождающих  спекуляцию, коррупцию,  рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного  несовершенства  могут  быть  смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь  особенно  важны  меры

государственного  регулирования хозяйства путем  перераспределения  средств  в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть  обеспечены  чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Информация о работе Сущность и функции рынка