Сущность и причины развития процесса глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 02:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса глобализации, рассмотрении места России в этом процессе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать сущность глобализации, формы ее проявления; изучить положительные и отрицательные аспекты глобализации; рассмотреть возможные пути управляемости глобальными процессами в мире; рассмотреть место России в глобализирующемся мире.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и причины развития процесса глобализации
1.2. Глобальные проблемы экономики
1.3. Основные движущие силы
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Социально-экономические последствия глобализации
2.2. Новые и нарождающиеся глобальные проблемы
2.3. Антиглобализм: форма социальной реакции
2.4. Поиски управляемости глобальными процессами в мире
ГЛАВА 3. РОССИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ
3.1. Финансовая глобализация и несбывшиеся ожидания
3.2. Новая модель вхождения в глобализацию
3.3. Роль государства в успешной интеграции российской экономики в мировую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРатуры

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Глобализация.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  сделать вывод, что результаты национальной денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации становятся менее предсказуемыми, снижается также и степень предсказуемости самой среды проведения денежно-кредитной политики, которая сталкивается с ограничениями как по целям, так и по инструментам, доступным для ее проведения. Стоит отметить и тот факт, что возрастает степень ответственности за недостаточно продуманную денежно-кредитную политику, которая может привести к оттоку капитала из страны, финансовому и экономическому кризису большего масштаба, нежели в частично закрытой экономике.

 

3.2. Новая модель  вхождения в глобализацию

 

В период после кризиса 1998 г. начала формироваться новая модель включения в мировые финансовые потоки. На нее повлияло улучшение ситуации в экономике России под влиянием последствий падения курса рубля, а затем - роста цен на нефть на мировых рынках.

Одним из направлений  новой модели участия в процессах финансовой глобализации стал отказ России от кредитов Международного валютного фонда в 2000 г. после проведения серии сложных переговоров с МВФ. С этого времени направление финансовых потоков кардинально изменилось: не получая средств от МВФ, Россия осуществляет значительные выплаты по погашению основной суммы долга и процентов.

Чтобы оценить взаимоотношения  России с МВФ, сравним экономику нашей страны с переходными экономиками Польши, Чехии, Венгрии и Словакии, которые сейчас существенно дальше, чем Россия, продвинулись по пути рыночной трансформации. Эти страны уже во второй половине 1990-х годов отказались от кредитов МВФ, выплатили задолженность и сейчас имеют «нулевой» баланс по кредитным операциям с МВФ. Так, срок последнего кредита stand-by,  предоставленного   Польше,   истек в   марте 1996 г., Венгрии - в феврале 1998 г., Чехии - в марте 1994 г., Словакии - в марте 1996 г. Словения вообще не получала кредитов от МВФ. Россия выплатила по кредитам в 2004 г. - почти 1180 млн. СДР, а в 2005 г. - 892 млн. СДР.

Тем не менее, сейчас Россия может проводить экономическую политику, в меньшей степени зависимую от позиции МВФ. Хотя после финансовых кризисов конца 1990-х годов отношение к этому мировому финансовому институту изменялось (все чаще стали звучать обвинения, что именно его политика способствовала обострению кризисов в странах с нарождающимися рынками), нельзя забывать, что мировые финансовые рынки оценивают степень выполнения страной рекомендаций МВФ.28

МВФ в лице своих ведущих  представителей (Дж. Одлинга-Сми - бывшего директора Второго европейского департамента и К. Рогоффа - директора аналитического департамента Фонда) рекомендует России ускоренными темпами снижать инфляцию, проводить основные институциональные реформы (государственного управления, банковского сектора, естественных монополий), поддерживать профицит государственного бюджета, формировать либеральный валютный режим (по крайней мере, в части долгосрочных прямых и портфельных инвестиций). Стоит заметить, что МВФ также учится на собственных ошибках и предлагает более прагматичные меры, чем ранее. В частности, Дж. Одлинг-Сми считает, что в России можно использовать «приемлемые для рынка ограничения» на движение краткосрочного спекулятивного капитала. Стоит так же отметить, что ведущими представителями МВФ была признана неоднозначность воздействия финансовой глобализации на страны с нарождающимися рынками. Этим странам было рекомендовано развивать национальные финансовые рынки и усиливать собственные финансовые институты до проведения либерализации. Подобный подход существенно отличается от стремления к безоглядной валютной либерализации, проповедовавшейся в начале 1990-х годов. Тем не менее, некоторые рекомендации МВФ России, например, в части ускоренного снижения инфляции или реформы естественных монополий, свидетельствуют о продолжающемся преобладании либерального теоретического подхода, отличающегося существенной однобокостью.

После отказа ряда стран (в частности, Индонезии, Таиланда, Бразилии, Эквадора) от кредитов Международного валютного фонда вновь стал актуальным вопрос о перспективах взаимоотношений с МВФ. В случае ухудшения экономической конъюнктуры России могут вновь потребоваться внешние финансовые ресурсы. Если в качестве источника этих ресурсов будет выбран МВФ - важно придерживаться прагматичного подхода в отношениях с МВФ и ориентироваться в первую очередь на интересы национальной экономической политики, не повторяя ошибок 1990-х годов.

В последнее время  государство проводит линию на снижение объема внешнего долга. Период улучшения экономической конъюнктуры используется для снижения долгового бремени, в том числе и посредством досрочного погашения некоторых обязательств.

Внешний долг продолжает преобладать в структуре государственного долга. В планах правительства - путем снижения внешнего и увеличения внутреннего долга довести к 2011-2012 гг. их соотношение до 50 на 50. Само по себе это соотношение не представляется нам столь уж важным. С точки зрения взаимодействия с внешним миром важнее, кто именно является держателем государственного долга. Так, владельцами внутренних государственных ценных бумаг могут выступать иностранцы, а еврооблигаций - резиденты.

С позиций развития национальной экономики ключевым является вопрос о том, на что идут средства, заимствованные государством. Если наращивание внутреннего долга будет происходить для погашения внешнего, то вряд ли имеет смысл говорить о каком-либо экономическом развитии. С другой стороны, в условиях профицита бюджета было бы целесообразно рассмотреть вариант эмиссии государственных ценных бумаг под конкретные инвестиционные проекты, учитывая, что подобный опыт существует на Западе.29

Настоящий всплеск инвестиционной активности российских корпораций за рубежом произошел в 2007 г. (рис. 4). Российские компании вложили в покупку иностранных предприятий более 20 млрд. дол., заключив около 100 крупных сделок.

Рис. 4. Объем сделок по покупке зарубежных активов, заключенных российскими компаниями в 2002-2008 гг., млрд. дол.

 

Существенно выросла  средняя стоимость трансграничных сделок: 170 млн дол. в 2007 г. против 94,3 млн. дол. в 2005 г. В 2008 г., несмотря на заметное ухудшение конъюнктуры мировых финансовых рынков, российский рынок продолжил активно наращивать присутствие за границей. Сумма сделок по покупке зарубежных активов, заключенных российскими компаниями за I квартал, превысила 8 млрд. дол.

Российские предприниматели  осуществляют активную экспансию в страны СНГ, а также Западной и Восточной Европы - это более 80% зарубежных активов крупнейших отечественных компаний (рис. 5).

Рис. 5. География зарубежных активов крупнейших российских компаний в 2007 г., %

 

Цель экспансии российских компаний в СНГ понятна: они восстанавливают производственные цепочки, созданные ещё Советским Союзом. Параллельно решается и другая, более важная задача - приобретаемые компании выступают преимущественно источниками укрепления производственной и ресурсной базы отечественных компаний.

Среди стран СНГ Белоруссия и Украина остаются главными в списке предпочтений российских инвесторов (примерно 3 и 4 млрд. дол. накопленных инвестиций на конец 2007 г. соответственно.

В свою очередь, компании стран Восточной и Западной Европы открывают доступ к новым потребителям и технологиям, помогая освоить производство продукции с более высокой добавленной стоимостью и более глубокой степенью переработки, а также позволяют обойти тарифные и нетарифные ограничения Евросоюза в отношении импортируемых товаров.

Объем российских ПИИ, накопленных  за рубежом всего составил на конец марта 2008 г. 16688 млн. дол., инвестиций всего – 38328 млн. дол. ПИИ в к общей сумме инвестиций составило 43,5 % .30

Подводя итоги, можно  сделать следующие выводы:

- Начальный период включения России в глобализационные процессы оказался крайне неэффективным. При незначительном привлечении средств из-за рубежа в форме прямых инвестиций произошло наращивание объема внешнего долга, началось массовое бегство капитала за рубеж и возникла проблема долларизации российской экономики. При этом в экономике произошла глубокая трансформационная рецессия. Неэффективность национальной экономической политики, в том числе выражавшаяся в чрезмерной открытости экономики страны, привела к финансовому кризису 1998 г. Кризис отбросил страну далеко назад в части возможности эффективного участия в процессах финансовой глобализации из-за подрыва доверия к ней и заставил пересмотреть многие механизмы участия в мировой финансовой системе, практиковавшиеся до тех пор.

- При преодолении последствий кризиса и в результате начавшегося экономического роста и стабилизации финансовой системы страны удалось немного уменьшить бремя внешнего долга, сократить отток капитала из страны и снизить уровень долларизации экономики. Однако сумма накопленного в начальный период трансформации России внешнего долга не помогла повысить темпы экономического роста и в настоящее время действует в сторону их замедления, поскольку приходится выплачивать значительный объем средств за границу. Экономика страны не вышла на траекторию устойчивого роста, подвержена воздействию внешних факторов (в том числе цен на нефть) и поэтому не застрахована от новых потрясений.

- В ситуации, когда не преодолены проблемы оттока капитала и долларизации экономики, представляется преждевременным проводить масштабную либерализацию валютного законодательства, за которую выступают некоторые круги в нашей стране.

- Выстраивая новую модель отношений с внешним миром в условиях финансовой глобализации на современном этапе, важно помнить не только о ее позитивных, но и о негативных последствиях. Поэтому необходимо иметь в своем распоряжении систему мер защиты от возможных потрясений на мировых финансовых рынках и, пользуясь опытом стран Центральной и Восточной Европы, привлекать в первую очередь не спекулятивный капитал, а прямые инвестиции и долгосрочные финансовые ресурсы.31

 

3.3. Роль государства в успешной интеграции российской экономики в мировую

 

Интеграция российской экономики в мировую через  увеличение трансграничных потоков товаров, услуг и капитала ускоряет развитие национальной экономики, повышает качество роста и, в конечном счете, ведет к повышению уровня жизни в стране. Интеграция стимулирует инновационное преобразование отечественной экономики. Отечественный производитель все в большей степени ориентируется на производство сложных товаров и услуг, что благотворно сказывается не только на качестве производственного аппарата, но и, что гораздо важнее, на качестве человеческого капитала. В условиях открытой экономики, усиления интеграционных процессов происходит, с одной стороны, «выдавливание» неэффективной низкоквалифицированной производственной деятельности из экономической жизни, с другой - наблюдается быстрое создание высокооплачиваемых рабочих мест, требующих высокой квалификации от работника. А это повышает требования к образовательному уровню работников. Таким образом, интеграция российской экономики в мировую дает импульс к решению не только производственных, но и социальных проблем.

Интеграционный потенциал  российской экономики огромен. Россия на мировом рынке до сих пор присутствует в основном как поставщик природных ресурсов, потенциал отечественной обрабатывающей промышленности (с учетом его реальных масштабов) почти не задействован. Присутствие России на мировом рынке услуг вообще только обозначено.

Успешная интеграция российской экономики в мировую  невозможна без активных, целенаправленных и последовательных действий со стороны государства. Финансирование фундаментальных исследований - основы инновационного процесса, борьба за открытие зарубежных рынков, поддержка выхода крупных национальных компаний на международный рынок, создание условий для появления таких компаний, в том числе защита на стадии их становления от атак международного капитала, поддержание стабильной финансовой системы, защита прав инвестора - все это функции государства. Но без сильного государства и твердой политики плюсы интеграционного процесса неизбежно сменяются его минусами произойдет превращение национального хозяйства в ресурсного донора более развитых экономик, проявится зависимость экономики от мировых финансовых и отраслевых кризисов. При этом чем слабее национальная экономика, тем в большей степени на нее перекладывается тяжесть этих кризисов.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед российским государством стоит задача создать такую экономико-политическую среду, в которой отечественные предприятия смогут воспользоваться всеми возможностями, открываемыми новой информационной инновационной экономикой, и в то же время будут защищены от угроз, неизбежных при институциональных преобразованиях такого масштаба.32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последней трети XX в. человечество осознало, что на мировое хозяйственное развитие все большее влияние стали оказывать специфические проблемы, получившие название глобальных, а в научный обиход был введен термин «глобалистика» как специфическое направление международных экономических исследований.

Глобализация – это  новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов интернационализации всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).

К структурным компонентам глобализации можно отнести: глобальную финансовую систему; глобальную информационную систему; глобальную систему товародвижения; систему лидерства, в которой страна-лидер (опирающаяся на потенциал «новой экономики») в динамике развития существенно опережает другие страны.

К причинам глобализации относятся (причинно-следственные связи во временном отрезке):

1) кардинальная либерализация международных экономических отношений. Отход от кейнсианский модели регулирования к неолиберальной;

2) бурный рост ТНК, ТНБ (глобальные стратегии стали знамением времени);

3) новое международное разделение труда. Переброска части производства в НИС для создания мировых экспортных зон;

4) революция в технологии связи и передаче информации;

5) резкое ускорение системы финансовых расчетов и платежей (по сути, создание новых условий для ведения финансовых операций);

6) внедрение в оборот вторичных ценных бумаг как следствие роста неопределенности рынка;

7) масштабы международных финансовых сделок (в том числе чисто спекулятивных) получили стремительное развитие. Мировая финансовая сфера стала привлекать основную массу капиталов.

К основным проблемам глобализации можно отнести:

1) отрыв финансовой сферы от реальной экономики, выход данной сферы на лидирующие позиции;

2) усиление бесконтрольности движения капитальных ресурсов, сосредоточенность их в сфере спекулятивных операций с валютой и ценными бумагами, что создает феномен так называемого мыльного пузыря. Нарастание неустойчивости мирового хозяйства;

Информация о работе Сущность и причины развития процесса глобализации