Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие рынка....................................................................................................4
ГЛАВА 2. Элементы, связи, функции рынка.....................................................8
ГЛАВА 3. Структура рынка……………………………………………………..12
ГЛАВА 4. Госудерственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...29
Рынок АПК, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную структуру и охватывает все сферы агропромышленного комплекса (прил., рис. 3) [16, с. 39].
Аграрный рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений [19, с. 51].
Инфраструктура рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании [3, с. 68].
Товарная биржа – это организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на постоянной основе. Основное назначение товарных бирж заключается в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, публикации информации о ценах. Аукционом называется публичная продажа товара, при которой покупателем становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмарка – это периодически устраиваемые встречи сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций разного рода, коммерсантов преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.
Службы информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения товаропроизводителей. Консультативные (консалтинговые) службы осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские фирмы проводят комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью подтверждения их официально публикуемой отчетности и оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся в России на различных стадиях становления и развития [16, с. 40].
Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяет производителей и потребителей в едином хозяйственном процессе [15, с. 14].
Рыночный механизм АПК обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие агентов рынка и включает такие элементы, как спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство. Он содержит важнейшие элементы саморегулирования, но допускает и государственное регулирование (путем воздействия государства на спрос, предложение, цены, конкуренцию). Каждый элемент рыночного механизма прежде всего связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рынок автоматически заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (извлечение прибыли), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей [5, с. 36].
Опыт развития многих стран Запада показывает, что объективно существующие недостатки свободного рынка устраняются и сглаживаются путем государственного вмешательства в рыночные отношения. Необходимость государственного регулирования в рыночных условиях объясняется следующими обстоятельствами:
1. По
мере развития
2. При
насыщении потребности рост
3. Рынок
как саморегулирующаяся
4. Под
влиянием чисто рыночного
5. Без
вмешательства государства в
издержках производства
6. Создание
рынка – чисто
7. Рыночные
регуляторы слабо влияют на
решение макроэкономических
8. Наличие
обширного государственного
Таким образом, необходимость государственного регулирования рыночной экономики не может быть основана действием какого-либо одного фактора, так как переход к рынку охватывает довольно длительный период, в течение которого государство должно весомо противостоять многим негативным процессам этого сложного периода. При этом рыночные механизмы действуют благотворно на экономику, т.е. способствуют ее развитию, а не разрушению при относительно стабильных, близких к равновесным состояниях. При необходимости резких структурных изменений сам по себе рынок может дать и неверную ориентацию, не учитывающую тех или иных последствий. Поэтому опыт западных стран показывает, что при нарушении предпосылок стационарности государства самым решительным образом вмешиваются в рыночные процессы [1, с.254].
Продовольственный
рынок и сельское хозяйство не
являются саморегулирующимися секторами
хозяйственной системы. Рыночные силы
сами по себе не в состоянии создать
баланс спроса и предложения. Отсюда
– необходимость
Экономическая
система, которая объединяет элементы
общественной собственности на средства
производства с частной собственностью,
а также сочетающая рыночную экономику
с государственным
Государственное регулирование в смешанной экономике, с одной стороны, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. С другой стороны, государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы [11, с. 240].
Под государственным регулированием агропромышленного производства понимается воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния [1, c. 257].
Анализ экономической ситуации
в России показывает, что на первом
этапе реформы преобладала