Сущность и принципы рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие рынка....................................................................................................4
ГЛАВА 2. Элементы, связи, функции рынка.....................................................8
ГЛАВА 3. Структура рынка……………………………………………………..12
ГЛАВА 4. Госудерственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Рынок АПК, являющийся составной частью единого  рынка страны, имеет сложную структуру  и охватывает все сферы агропромышленного  комплекса (прил., рис. 3) [16, с. 39].

Аграрный  рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений [19, с. 51].

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании [3, с. 68].

Товарная биржа – это организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на постоянной основе. Основное назначение товарных бирж заключается в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, публикации информации о ценах. Аукционом называется публичная продажа товара, при которой покупателем  становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмарка – это периодически устраиваемые встречи сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций разного рода, коммерсантов преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

Службы информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения товаропроизводителей. Консультативные (консалтинговые) службы осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские фирмы проводят комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью подтверждения их официально публикуемой отчетности и оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся в России на различных стадиях становления и развития [16, с. 40].

Рыночная  инфраструктура облегчает осуществление  товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяет производителей и потребителей в едином хозяйственном процессе [15, с. 14].

Рыночный механизм АПК обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие агентов рынка и включает такие элементы, как спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство. Он содержит важнейшие элементы саморегулирования, но допускает и государственное регулирование (путем воздействия государства на спрос, предложение, цены,  конкуренцию). Каждый элемент рыночного механизма прежде всего связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рынок автоматически заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (извлечение прибыли), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей [5, с. 36].

 

  1. Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

 

Опыт  развития многих стран Запада показывает, что объективно существующие недостатки свободного рынка устраняются и  сглаживаются путем государственного вмешательства в рыночные отношения. Необходимость государственного регулирования в рыночных условиях объясняется следующими обстоятельствами:

1. По  мере развития производительных  сил усиливается взаимозависимость,  взаимосвязанность всех отраслей  производства. Специализация, рост  концентрации приводят к тому, что во многих отраслях начинают  доминировать несколько крупных  производителей, фактически удовлетворяющих  основную часть общественной  потребности в продукции данной  отрасли, что ограничивает развитие  конкуренции. Сигналы рынка, формируемые  под влиянием текущей ситуации, могут формировать неверную ориентацию  у частного производителя, в  результате чего периодически  возникают кризисные ситуации  «перегрева» экономики, последующего  спада, депрессии, медленного  оживления. При этом резко ухудшается  положение значительной части  трудящихся, разоряется множество  мелких и средних производителей, уничтожается часть материального  богатства, происходит падение  производителя. Экономика, где  рынок является единственным  регулятором, не в состоянии  избавиться от кризисов. В конечном  счете, кризисы становятся столь  сильными и разрушительными, что  или экономическая система должна  реформироваться в направлении  резкого усиления государственного  регулирования, или экономика,  основанная на частной собственности,  потерпит крах.

2. При  насыщении потребности рост производства (продуктов питания, в частности)  приводит к резкому снижению  цен и, как результат, к разорению  производителей. Это вынуждает государство  содействовать стабилизации цен.

3. Рынок  как саморегулирующаяся система  содержит действительно мощные  стимулы саморазвития, главным двигателем  которых является конкуренция.  Однако рынок обеспечивает надежную  связь спроса и предложения,  производства и потребления, непрерывность  воспроизводственных процессов  только в условиях свободной  конкуренции. Последняя подверглась разрушению еще в XIX в. под влиянием концентрации производства и капитала. Очевидно, что более высокая эффективность крупного производства порождает тенденцию к монополизации, и, следовательно, возникает ограничение конкуренции, тормоз, угроза рыночному механизму, ибо любая монополия препятствует предпринимательской деятельности. Поэтому создание и сохранение конкурентной среды в экономике, противодействие монополистическим тенденциям – одна из главных причин (но не единственная) государственного вмешательства в экономические процессы.

4. Под  влиянием чисто рыночного механизма  не происходит сбалансирование  спроса и предложения, и этот  дисбаланс выражается в усилении  инфляции, деньги теряют свои  традиционные функции средства  платежа, формы сбережений и  средства инвестиций. Действительно,  спрос на продовольствие, особенно  на базовые продукты питания,  в странах с низким жизненным  уровнем (Россия) является малоэластичным, а по некоторым видам – вообще неэластичным. Эластичность поставок сельского хозяйства относительно цен при расстройстве денежного обращения и неразвитости рыночной структуры довольно низка. Эластичность цен на продовольствие, затраты на которое составляют основу основную часть в структуре затрат населения, при сокращении поставок продовольствия чрезвычайно высока и носит, по существу, взрывной характер. Вмешательство государства для поддержания необходимого сбалансирования в этом случае необходимо, и прежде всего в области денежного обращения как важнейшего элемента решения продовольственной проблемы.

5. Без  вмешательства государства в  издержках производства производителей  не будут учтены потери, наносимые  окружающей среде, возможности  получения образования, «коллективные  блага», которые не могут потребляться  индивидуально, по крайней мере, в некоторой части (оборона,  космические исследования, фундаментальная  наука и т.д.). Здесь сфера рыночного  регулирования также должна дополняться  государственным.

6. Создание  рынка – чисто предпринимательская  задача, и это должно быть, прежде  всего, осознанно самим государством. Чтобы спрос и предложение  в товарном производстве находились  в необходимом равновесии, предотвращающем  как избыток, так и недостаток  товарных масс, должна существовать  специально выделенная координирующая  деятельность. Действительно, экономические  реформы в любом государстве  происходят при направляющей, контролирующей  и координирующей роли государства,  т.е. являются объектом государственного  регулирования. В частности, в  России это поддержание процессов  воспроизводства и создания рынка,  например через программы приватизации, крупные перераспределительные программы при решении социальных проблем и т. д. Кроме того, органы государственной власти должны реагировать на инициативы носителей экономических интересов (крупных фирм, союзов предпринимателей, политических партий). Поэтому в реальной современной действительности невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо, о каком бы государстве не шла речь.

7. Рыночные  регуляторы слабо влияют на  решение макроэкономических задач,  поэтому роль государства в  этой сфере первостепенна.

8. Наличие  обширного государственного сектора  в экономике (например, естественных  монополий), необходимо для существования  государства как такового, также  требует государственного регулирования  [11, с. 213].

Таким образом, необходимость государственного регулирования  рыночной экономики не может быть основана действием какого-либо одного фактора, так как переход к  рынку охватывает довольно длительный период, в течение которого государство  должно весомо противостоять многим негативным процессам этого сложного периода. При этом рыночные механизмы  действуют благотворно на экономику, т.е. способствуют ее развитию, а не разрушению при относительно стабильных, близких к равновесным состояниях. При необходимости резких структурных изменений сам по себе рынок может дать и неверную ориентацию, не учитывающую тех или иных последствий. Поэтому опыт западных стран показывает, что при нарушении предпосылок стационарности государства самым решительным образом вмешиваются в рыночные процессы [1, с.254].

Продовольственный рынок и сельское хозяйство не являются саморегулирующимися секторами  хозяйственной системы. Рыночные силы сами по себе не в состоянии создать  баланс спроса и предложения. Отсюда – необходимость государственного регулирования продовольственного рынка и сельского хозяйства  при весьма значительных затратах со стороны государства. В силу высокой  фондоемкости современного сельского хозяйства необходимо государственное вмешательство (в области ценообразования, налогообложения, кредита и т. д.) для поддержания уровня рентабельности и паритета цен. Кроме того, земля, представляя собой одновременно объект хозяйствования и один из важнейших видов национального богатства, должна, с одной стороны, в той или иной форме контролироваться государством, а с другой стороны, в значительной мере за счет государства должны осуществляться охранные мероприятия и действия по поддержанию паритета в уровне и качестве жизни сельского и городского населения. В силу названных основополагающих моментов развитию сельского хозяйства должно уделяться приоритетное внимание при разработке мер государственного регулирования [20, с. 318].

Экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с частной собственностью, а также сочетающая рыночную экономику  с государственным регулированием, получила название смешанной экономики. Модель смешанной экономики органически соединяет в себе преимущества централизованной и рыночной экономики, устраняет или смягчает их отрицательные стороны. На современном этапе экономического развития Россия использует основные элементы смешанной экономики социально-ориентированного типа, однако без учета национальной специфики, слепо копируя опыт западных стран [10, с. 202].

Государственное регулирование в смешанной экономике, с одной стороны, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. С другой стороны, государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения  равновесного роста общей экономической системы [11, с. 240].

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимается воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния [1, c. 257].

Анализ экономической ситуации в России показывает, что на первом этапе реформы преобладала тенденция  уменьшения степени государственного вмешательства в экономические процессы, что отрицательно сказалось на экономическом развитии России. Выбранная без достаточного научного обоснования либерально-монетаристская концепция рынка и «шоковая терапия», осуществляемая с января 1992 г. в России, связанная с либерализацией цен, ускоренной приватизацией, децентрализацией, снижением возможностей государства к принуждению, привела к обвальному спаду, производства во всех отраслях острому финансовому кризису, обнищанию большинства населения и негативным явлениям именно потому, что правительство не имело веткой позиции по роли государства в переходный период к рынку: уменьшить ли его влияние на экономику или, наоборот, сделать особо жестким; как одновременно решать две взаимосвязанные задачи по созданию рыночной среды и преобразованию функций самого государства. В ходе реформирования народного хозяйства страны должно происходить, во-первых, реформирование всех производственных отношений и, во-вторых, реформирование непосредственно самой системы государственного регулирования. При этом экономические реформы, безусловно, происходят при направляющей и контролирующей роли государства, т. е. являются объектом государственного регулирования.

Информация о работе Сущность и принципы рыночной экономики