Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие рынка....................................................................................................4
ГЛАВА 2. Элементы, связи, функции рынка.....................................................8
ГЛАВА 3. Структура рынка……………………………………………………..12
ГЛАВА 4. Госудерственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...29
Развитие
рыночных отношений формирует
Таким образом, регулирование экономики – это способ управления экономикой, при котором имеются стимулы, сохраняющие движение экономической системы в нужном направлении.
Главной
экономической целью
Исходя из целей, можно определить задачи государственного регулирования АПК, в частности: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [1, c. 259].
Основные направления государственного регулирования классифицируют по отдельным признакам.
1. По
признаку взаимодействия с
2. По
отраслевому признаку: регулирование
рынка зерна; регулирование
3. По
организационному признаку: регулирование
положения мелких семейных
4. По территориальному признаку: регулирование сельхозпроизводства в отдельных регионах, в частности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями и т. д.
5. По
характеру финансовых потоков:
регулирование цен;
6. По
рыночному признаку: регулирование
внутреннего спроса; регулирование
экспорта; регулирование внутреннего
предложения; регулирование
7. По
проблемному признаку: регулирование
процессов научно-технического
8. Смешанный
(комбинированный) подход, когда
используются одновременно все
подходы к регулированию (
Формы государственного регулирования представляют собой воздействие на производство либо силой приказа, принуждения (административное и правовое регулирование), либо через экономический интерес (экономическое регулирование – прямое и косвенное). С формами государственного регулирования связаны методы регулирования, под которыми понимается совокупность конкретных способов и приемов достижения высокоэффективного функционирования хозяйствующих субъектов.
Методы государственного регулирования в рыночной экономике подразделяются на две основные группы в зависимости от того, на какие элементы человеческой деятельности они опираются:
Сущность административных методов государственного регулирования заключается в организационном и распорядительном регулировании производства, деятельности хозяйствующих субъектов, различных рынков (товарного, финансового, фондового, рынка труда и т. д.). Они являются методами прямого действия и базируются на принятом в стране законодательстве (законах, постановлениях, инструкциях, нормах и нормативах, стандартах и т. д.).
Экономические методы (индикативные, рекомендательные) государственного регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на экономику хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию их экономического интереса, предпринимательской выгоды, свободу экономического выбора и маневра, инициативу и самостоятельность, создание условий для их нормальной конкуренции. С помощью экономических методов государство привлекает хозяйствующие субъекты к выполнению своих решений на основе их собственной заинтересованности.
Формы и методы государственного регулирования имеют либо федеральный, либо региональный (местный) характер [1, c. 258].
В конечном счете, основные направления, формы и методы государственного регулирования являются способом увязки частных и государственный интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых,
функционирование современной экономики
немыслимо без использования
рыночных механизмов. В экономической
литературе существует много определений
рынка; главное в них – рынок
является определенной формой взаимоотношений
между хозяйствующими субъектами. Так
же необходимо отметить, что в экономической
теории выделяют следующие преимущества
рынка: рынок обеспечивает свободу
действий потребителей и предпринимателей,
эффективное распределение
Во-вторых, основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. Функционирование рыночного механизма осуществляется в условиях сложных взаимосвязей между его составными элементами и прежде всего тех отношений, которые складываются между спросом и предложением. Наш рынок формируется в рамках плановой системы хозяйства и может регулироваться, имея для этого все необходимые рычаги – планово-финансовые, кредитные, налоговую систему, трудовое законодательство, цены, систему дотаций и социальной защиты человека. Его границы и размеры могут расширяться или суживаться в зависимости от главной цели – обеспечения полной эффективности производства.
В-третьих, развитие рыночных отношений в АПК в значительной степени определяется структурой рынка. Рынок АПК, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную структуру и охватывает все сферы агропромышленного комплекса. Он включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений.
В-четвертых, для устранения негативных аспектов рынка необходимо вмешательство государства. Государственным регулированием агропромышленного производства представляет собой воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния. Для достижения этих целей государством могут быть использованы две группы методов: административные и экономические.
Подводя
общий итог необходимо сказать, что
в современных условиях функционирования
рынка сельскохозяйственной продукции
товаропроизводитель обладает правом
самостоятельно планировать производство
и распоряжаться выращенной продукцией,
выбирая каналы сбыта, его формы
и партнеров. Произошло качественное
изменение экономических
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аграрная экономика. Под ред. И.Н. Малыша. – СПб: Издательство «Лань», 2002. – 688 с.
2. Агропромышленный комплекс
3.Аграрно-экономическая наука
4. Борхунов Н. Аграрный рынок, потребление и доходы населения/ Борхунов Н. // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – №10.
5. Борхунов Н. Аграрная экономика и рынок/ Борхунов Н., Зарук Н. / АПК: экономика, управление. – 2004. – №8.
6. Добрынин В.А. Экономика
7. Долан Э.Дж. Микроэкономика. Под ред. Б. Лисовика. – СПб.: 1996. – 448 с.
8. Казаков А.П., Минаев Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 2003. – 247с.
9. Киселев С.В. Развитие
10. Коваленко Н. Я. Экономика
сельского хозяйства: Курс
11. Назаренко В.И., Попцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагробизнес, 1999. – 574с.
12. Попов Н.А. Экономика
13. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 423 с.
14. Современная экономика. Под ред. О.Ю. Мамедова – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. – 554 с.
15. Хицков И.Ф. Создание рыночной инфраструктуры в районе/ Хицков И.Ф., Митина Н.В. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2001. – №6.
16. Экономика отраслей АПК. Под ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004. – 464 с.
17. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998.
18. Экономика предприятия. Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2002. – 608 с.
19. Экономика сельского хозяйства.
20. Экономика сельского хозяйства.
21. Экономика сельского хозяйства.
Приложение