Сущность и принципы рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики в аграрной сфере.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка.
2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: элементы, связи, функции рынка и основные принципы перехода к рынку.
3. Изучить структуру рынка.
4. Рассмотреть государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Понятие рынка....................................................................................................4
ГЛАВА 2. Элементы, связи, функции рынка.....................................................8
ГЛАВА 3. Структура рынка……………………………………………………..12
ГЛАВА 4. Госудерственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Развитие  рыночных отношений формирует совокупность требований к системе государственного регулирования. В частности:

  • недопустимость ослабления рыночных связей и замены рыночных регуляторов государственными;
  • влияние на рыночную систему преимущественно экономическими методами и недопустимость воздействия политическими рычагами;
  • полная ответственность за действия по регулированию рыночных процессов и постоянный контроль за их реализацией;
  • оказание помощи тем сферам и видам деятельности, где в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств произошла потеря материальных ценностей, основного капитала отдельными субъектами рыночных отношений [2, c. 68].

Таким образом, регулирование экономики – это  способ управления экономикой, при  котором имеются стимулы, сохраняющие  движение экономической системы  в нужном направлении.

Главной экономической целью государства  является стремление к максимизации удовлетворения потребностей, т.е. обеспечение  экономического роста, эффективности  производства, полной занятости, экономической  выгоды и социально-экономической  стабильности. Эти цели по-разному  реализуются в разных экономических  системах. Целью же развития аграрной реформы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, повышение экономической  эффективности агропромышленного  производства, социальное обновление села.

Исходя  из целей, можно определить задачи государственного регулирования АПК, в частности: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [1, c. 259].

Основные направления государственного регулирования классифицируют по отдельным признакам.

1. По  признаку взаимодействия с окружающей  средой: регулирование производства; регулирование социальной сферы;  регулирование отношений агросервисными отраслями и поставщиками средств производства; регулирование отношений с наемными работниками и т. д.

2. По  отраслевому признаку: регулирование  рынка зерна; регулирование рынка  картофеля, овощей, плодов, ягод, фруктов;  регулирование рынка сахара; регулирование  рынка мяса и молока и т.  д.

3. По  организационному признаку: регулирование  положения мелких семейных ферм; регулирование соложения па рынке  крупных корпораций регулирование  деятельности акционерных обществ,  производственной кооперации, производственных  комплексов и т. д.

4. По  территориальному признаку: регулирование  сельхозпроизводства в отдельных регионах, в частности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями и т. д.

5. По  характеру финансовых потоков:  регулирование цен; регулирование  доходов; налоговое регулирование;  регулирование кредита; регулирование  инвестиций и т. д.

6. По  рыночному признаку: регулирование  внутреннего спроса; регулирование  экспорта; регулирование внутреннего  предложения; регулирование импорта.

7. По  проблемному признаку: регулирование  процессов научно-технического прогресса;  регулирование охраны окружающей  среды; регулирование контроля  качества продукции; регулирование  охраны внутреннего рынка и  т. д.

8. Смешанный  (комбинированный) подход, когда  используются одновременно все  подходы к регулированию (производственный, продуктовый и т. д.). Примером  комбинированного подхода к определению  основных направлений государственного  регулирования является Федеральный  Закон от 19.07.96 г. «О государственном  регулировании агропромышленного  производства». К ним, в частности, отнесены следующие: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации [11, c. 274].

Формы государственного регулирования представляют собой воздействие на производство либо силой приказа, принуждения (административное и правовое регулирование), либо через экономический интерес (экономическое регулирование – прямое и косвенное). С формами государственного регулирования связаны методы регулирования, под которыми понимается совокупность конкретных способов и приемов достижения высокоэффективного функционирования хозяйствующих субъектов.

Методы  государственного регулирования в  рыночной экономике подразделяются на две основные группы в зависимости  от того, на какие элементы человеческой деятельности они опираются:

  • административные (правовые, юридические, организационно-распорядительные);
  • экономические (финансовые).

Сущность административных методов государственного регулирования заключается в организационном и распорядительном регулировании производства, деятельности хозяйствующих субъектов, различных рынков (товарного, финансового, фондового, рынка труда и т. д.). Они являются методами прямого действия и базируются на принятом в стране законодательстве (законах, постановлениях, инструкциях, нормах и нормативах, стандартах и т. д.).

Экономические методы (индикативные, рекомендательные) государственного регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на экономику хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию их экономического интереса, предпринимательской выгоды, свободу экономического выбора и маневра, инициативу и самостоятельность, создание условий для их нормальной конкуренции. С помощью экономических методов государство привлекает хозяйствующие субъекты к выполнению своих решений на основе их собственной заинтересованности.

Формы и методы государственного регулирования имеют либо федеральный, либо региональный (местный) характер [1, c. 258].

В конечном счете, основные направления, формы  и методы государственного регулирования  являются способом увязки частных и  государственный интересов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

Во-первых, функционирование современной экономики  немыслимо без использования  рыночных механизмов. В экономической  литературе существует много определений  рынка; главное в них – рынок  является определенной формой взаимоотношений  между хозяйствующими субъектами. Так  же необходимо отметить, что в экономической  теории выделяют следующие преимущества рынка: рынок обеспечивает свободу  действий потребителей и предпринимателей, эффективное распределение ресурсов, более полное удовлетворение потребностей общества, а также, в том, что рыночный механизм содержит встроенные стимулы  к высокоэффективной хозяйственной  деятельности. Вместе с тем рынок  имеет и негативные стороны: потенциальное  социальное расслоение, инфляция, рост цен, жесткость конкурентной борьбы, неизбежность безработицы и др.

Во-вторых, основными элементами рыночного механизма являются объект купли-продажи, цена, спрос и предложение. Функционирование рыночного механизма осуществляется в условиях сложных взаимосвязей между его составными элементами и прежде всего тех отношений, которые складываются между спросом и предложением. Наш рынок формируется в рамках плановой системы хозяйства и может регулироваться, имея для этого все необходимые рычаги – планово-финансовые, кредитные, налоговую систему, трудовое законодательство, цены, систему дотаций и социальной защиты человека. Его границы и размеры могут расширяться или суживаться в зависимости от главной цели – обеспечения полной эффективности производства.

В-третьих, развитие рыночных отношений в АПК  в значительной степени определяется структурой рынка. Рынок АПК, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную структуру и охватывает все сферы агропромышленного комплекса. Он включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений.

В-четвертых, для устранения негативных аспектов рынка необходимо вмешательство  государства. Государственным регулированием агропромышленного производства представляет собой воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлена на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния. Для достижения этих целей государством могут быть использованы две группы методов: административные и экономические.

Подводя общий итог необходимо сказать, что  в современных условиях функционирования рынка сельскохозяйственной продукции  товаропроизводитель обладает правом самостоятельно планировать производство и распоряжаться выращенной продукцией, выбирая каналы сбыта, его формы  и партнеров. Произошло качественное изменение экономических взаимоотношений  товаропроизводителей с системой заготовок, государством и другими рыночными  субъектами одним из слабых звеньев  формирующегося рыночного механизма  остается неразвитость инфраструктуры, которая обеспечивает движение продукции  от производителя  потребителю, финансовое и информационное поле. Основными  причинами, препятствующими формированию и развитию рыночной инфраструктуры сельскохозяйственной продукции в  современных условиях, являются: отсутствие действенной политики государства; недостаток финансовых средств для структурных преобразований; противодействие субъектов теневого рынка. Таким образом, проведение мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры будет способствовать быстрейшей стабилизации и последующему развитию агропромышленного сектора экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аграрная экономика. Под ред.  И.Н. Малыша. – СПб: Издательство  «Лань», 2002. – 688 с.

2. Агропромышленный комплекс России; проблемы и решения/ А.А. Попов,  М. А. Яхъяева. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003. – 409с.

3.Аграрно-экономическая наука в  решении проблем агропромышленного  производства: прошлое, настоящее,  будущее. – Новосибирск, 2005. –  532 с.

4. Борхунов Н. Аграрный рынок, потребление и доходы населения/ Борхунов Н. // Экономика сельского хозяйства России. – 2005. – №10.

5. Борхунов Н. Аграрная экономика и рынок/ Борхунов Н., Зарук Н. / АПК: экономика, управление. – 2004. – №8.

6. Добрынин В.А. Экономика сельского  хозяйства: Учебник. – М.: Издательство  «КолосС», 2000. – 452с.

7. Долан Э.Дж. Микроэкономика. Под ред. Б. Лисовика. – СПб.: 1996. – 448 с.

8. Казаков А.П., Минаев Н.В. Экономика:  Курс лекций. – М., 2003. – 247с.

9. Киселев С.В. Развитие агропродовольственных  рынков и проблемы вступления  России в ВТО/ Киселев С.В. // Экономика сельского хозяйства  и перерабатывающих предприятий.  – 2005. – №7.

10. Коваленко Н. Я. Экономика  сельского хозяйства: Курс лекций. - .: Тандем, 2002. – 303с.

11. Назаренко В.И., Попцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагробизнес, 1999. – 574с.

12. Попов Н.А. Экономика сельского  хозяйства: Учебник. – М.: Издательство  «Дело и Сервис», 2001. – 368 с.

13. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 423 с.

14. Современная экономика. Под  ред. О.Ю. Мамедова – Ростов  н/Д: издательство «Феникс», 2000. – 554 с.

15. Хицков И.Ф. Создание рыночной инфраструктуры в районе/ Хицков И.Ф., Митина Н.В. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2001. – №6.

16. Экономика отраслей АПК. Под  ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004. – 464 с.

17. Экономика  предприятия: Учеб. / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

18. Экономика предприятия. Под  ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2002. – 608 с.

19. Экономика сельского хозяйства.  Под ред. И.А. Минакова. – М.: КолосС, 2004. – 328 с.

20. Экономика сельского хозяйства.  Под ред. Н.Я. Коваленко. –  М.: ЮРКНИГА, 2004. – 384 с.

21. Экономика сельского хозяйства.  Серия «Учебники и учебные  пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 352 с.

 

Приложение

Рис. 1. Основные финансово-хозяйственные связи рыночного хозяйства

Информация о работе Сущность и принципы рыночной экономики