Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение разгосударствления и приватизации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты приватизации и разгосударствления;
- изучить опыт приватизация в России;
- описать опыт приватизации зарубежных стран.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации и разгосударствления 5
1.1. Сущность и способы разгосударствления 5
1.2. Самоуправление предприятием и приватизация 7
1.3. Сущность, формы и методы приватизации 11
Глава 2. Опыт приватизации зарубежных стран 16
2.1. Опыт ваучерной приватизации 16
2.2. Опыт платной приватизации 17
Глава 3. Приватизация в России 20
3.1. Акционирование и ваучерная приватизация 20
3.2. Денежная приватизация 21
3.3. Итоги и перспективы приватизации 24
Заключение 28
Литература 30
Приватизация и другие
институциональные
Глава 3. Приватизация в России
В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения). [8, с. 49]
Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.
Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей. [8, с. 49]
Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
3.2. Денежная приватизация
В отличие от ваучерной приватизации, на денежном этапе продажа акций не могла быть массовой и единовременной. Предполагалось, что на денежные аукционы пакеты акций будут выставляться постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компаний. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими, что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей. При этом нарушился и сам баланс целей, на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет от приватизации. В мае 1995 г. Президент РФ вынужден был подкрепить специальным указом смену приоритетов. Инвестиционный спрос и готовность инвесторов к реальным сделкам были явно переоценены. Плохо справлялись с поставленными задачами и структуры Российского фонда федерального имущества, осуществлявшие продажи пакетов акций на денежных аукционах.
Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной приватизации, особенно в 1994 г., были проданы на чековых аукционах многие привлекательные для инвесторов предприятия различных отраслей. Одновременно у потенциальных инвесторов появилась серьезная альтернатива для денежных вложений — рынок государственных ценных бумаг. В таких условиях увеличить денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга компаний и занижения стартовой цены их акций, выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом воздействовало бы на слабый еще рынок корпоративных ценных бумаг. Курсы корпоративных ценных бумаг и без того были занижены — сказывалась недооцененность капитала.
Учитывая сложившуюся
ситуацию, необходимо было оперативно
пересмотреть намеченную ранее
стратегию и перейти к
Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков, позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации, но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденный приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.
При таком узкопрагматичном подходе к целям приватизации тем более явственно обозначились факторы, отрицательно влияющие на реализацию ее стратегических инвестиционных целей. Во-первых, в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, не удалось полностью разделить бюджеты государства и предприятий, главным образом из опасений социально-политической дестабилизации. Российское государство все еще медлит с процедурами банкротства и продолжает так или иначе (в основном с помощью налоговых льгот) поддерживать должников. Во-вторых, государственный контроль сохраняется и над корпоративным сектором, т.к. практически ни одной серьезной проблемы (финансовой, кадровой, организационно-управленческой) многие новые компании без той или иной формы участия государства решить не могут из-за огромной задолженности и отсутствия реальных инвестиций. В-третьих, самые убыточные отрасли остались в собственности государства, на дотации предприятиям угледобычи, например, расходуется значительная часть бюджетных ассигнований. И при этом государство до последнего времени было не в состоянии противостоять лоббированию нефтяных и газовых магнатов, форсирующих в той или иной форме раскрепление государственных пакетов акций, которые, оставаясь в госсобственности, могли бы приносить стабильные доходы в бюджет. [8, с. 49]
На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъема экономики не произошло. [14, с. 86]
В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации—практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.
Положительные результаты
приватизации связаны, главным образом,
с системной трансформацией экономического
строя России, в том числе с
устранением монополии
Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.
О появлении тенденции
улучшения функционирования приватизированных
предприятий по сравнению с неприватизированны
К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты:
Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора
были разработаны типовые стандарты
процедур приватизации, однако широко
применялись «индивидуальные
Составлялись ежегодные
государственные программы
Из-за отсутствия финансовых
средств у населения осуществля
При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
В конце декабря 2009 года Правительство РФ одобрило прогнозный план приватизации федимущества на 2010 г и основные направления приватизации на 2011-2012 гг.
В план приватизации на 2010 г включены пакеты акций 449 АО, от продажи которых планируется выручить 17 млрд. руб. из них 444 АО - не очень большие предприятия, за акции которых планируется выручить до 5 млрд. руб. Также в перечень включены пакеты акций 5 крупных АО с прогнозной стоимостью продажи на сумму более 500 млн. руб. В их числе ТГК-5, Росгосстрах, Московский метрострой.
Кроме того, около 1 млрд. руб. в следующем году планируется выручить от продажи некоторых объектов казны.
На 2010 г подготовлен перечень из 28 предприятий, входящих в перечень стратегических, пакеты акций которых также могут быть выставлены на продажу в случае одобрения этого решения президентом. Продажи этих пакетов позволят привлечь дополнительно в бюджет 54 млрд. руб. таким образом, доходы от приватизации федерального имущества в 2010 г, по предварительная оценке, составят около 72 млрд. руб.
Правительство решило вернуться к практиковавшемуся в 1990-е гг. способу покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.
В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".
В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).
Если предложения Минфина будут реализованы, доходы от приватизации госсобственности значительно превысят даже самые оптимистичные оценки Минэкономразвития. Согласно инициативе ведомства, приватизация принесет в бюджет 2011 года 298 миллиардов рублей, 2012 года - 276,1 миллиарда рублей, 2013-го - 309,4 миллиарда рублей. В целом допдоход за трехлетку составит 883,5 миллиарда рублей.
Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.