Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа
Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой и несовершенной конкуренции.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Значение рыночной экономики на современном этапе развития общества…………………………………………………………………………..4
1.1 Сущность рынка…………………………………………………………4 1.2Условия формирования рыночной системы………………………….... ....12
Глава 2. Формы рынков………………………………………………….……..14
2.1. РЫНОК ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………..14
2.2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………..27
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует
диспропорция в соотношении розничных цен. Существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.
Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.
Социальные предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер:
а) увеличение доходной части бюджета
б) укрепление национальной валюты
в) сокращение расходов на управление
г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств
Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:
а) создание сильного рыночного законодательства;
б) формирование банковской, страховой и биржевой системы.
8. Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему
мирохозяйственных связей. Реализация этого условия предполагает
предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внутреннем рынке.
9. Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.
Глава 2. Формы рынков.
2.1. РЫНОК ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
-чистую конкуренцию,
-чистую монополию,
-монополистическую конкуренцию
-олигополию.
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли
независимо от того, является продукция стандартизированной или
дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я кратко охарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.
Таблица 1
Характерные черты основных моделей
рынка
|Характерная|
|черта |
| |Чистая |Монополистическая| Олигополия |Чистая |
| |конкуренция|конкуренция | |монополия |
|Число фирм |Очень |Много |Несколько |Одна |
| |большое | | | |
| |число | | | |
|Тип труда |Стандартизи|Дифференцирован-
| |- |ый |ный или |нет близких |
|
|рованный |
|дифференцирован-н|
| | | |ый | |
|Контроль |Отсутствует|Некоторый, но в |Ограниченный |Значительный |
|над ценой | |довольно узких |взаимной | |
| | |рамках |зависимостью; | |
|
| |
|значительный при |
| | | |тайном сговоре | |
|Условия |Очень |Сравнительно |Наличие |Блокировано |
|вступления |легкие, |легкие |существенных | |
|в отрасль |препятствия| |препятствий | |
| |отсутствуют| | | |
|Неценовая |Отсутствует|Значительный упор|Очень типична, |Главным |
|конкуренция| |на рекламу, |особенно при |обра-зом |
| | |торговые знаки, |дифференциации |реклама, |
| | |торговые марки и |продукта |связи фирмы с|
| | |т.д. | |общественнос-|
| | | | |тью |
|Примеры |Сельское |Розничная |Производство |Местные |
| |хозяйство |торговля, |стали, |предприятия |
| | |производство |автомобилей, |общественного|
|
| |одежды,
обуви |сельскохозяйствен|
| | | |-ного инвентаря, | |
| | | |многих бытовых | |
| | | |электроприборов | |
В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм,
производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания).
Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один
продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистические отрасли —дело очень сложное. Полезно время от времени проводить различие между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Для облегчения таких сравнений как правило используется термин «несовершенная конкуренция» как общее название для обозначения всех тех рыночных структур, которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка.
Очень большое число.
Основной чертой
чисто конкурентного рынка
Стандартизированная продукция.
Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную,ь продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
Согласие с ценой.
На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом,— 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Но это не скажется на цене. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение — точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену
продукции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается сценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2 дол. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 дол. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. В самом деле, поступи она так, это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
Свободное вступление и выход из отрасли.
Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий — законодательных, технологических, финансовых и других,— которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Уместность.
Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка — неуместное логическое упражнение.
1. Существует несколько отраслей, которые, более похожи на
конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Например, многое становится понятней в американском сельском хозяйстве, если известно, как функционируют конкурентные рынки. Более того, чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для
любой дискуссии об определении цены и объема производства. Наконец, функционирование конкурентной экономики часто дает нам образец, или стандарт, с которым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Короче, чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения.
Конкурентная фирма не имеет ценовой политики, то есть способности
регулировать цену. Фирма может только приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать как данную величину, определяемую рынком. Как уже указывалось, конкурентный продавец, скорее, является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену.
Рынки с чистой конкуренцией не всегда означают использование наиболее
эффективной производственной техники и разработку более совершенной техники. Существуют и статический («прямо сейчас») аспект, и динамический («со временем») аспект этой общей критики. Статический аспект включает в себя проблему естественной монополии. В определенных сферах производства существующая технология обусловливает большой размер фирмы, для того чтобы получать самые низкие издержки производства на единицу продукции. При данном потребительском спросе это предполагает наличие относительно небольшого количества эффективных крупномасштабных производителей для организации эффективного производства. Другими словами, существующая экономил в условиях массового производства могла бы быть потеряна, если бы такая отрасль состояла из большого количества мелких производителей, как этого требуют условия чистой конкуренции. Динамический аспект этой критики касается желания и способности чисто конкурентных фирм осуществлять технический прогресс. Прогрессивность чистой конкуренции является предметом спора среди экономистов. В настоящих целях мы просто обращаем внимание на утверждение некоторых авторитетных специалистов, что чисто конкурентная экономика не благоприятствовала бы очень быстрому темпу технического прогресса. Они доказывают, во-первых, что стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику. Во-вторых, небольшой размер типичной конкурентной фирмы и тот факт, что она склонна к «безубыточности» в долговременном периоде, вызывают ряд вопросов относительно способности таких производителей финансировать значительные программы научных исследований. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание, как и предыдущее, имеет и статический, и динамический аспекты. Чистая конкуренция, утверждает оно, приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку, очевидно, конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта рыночная структура не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.