Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:10, курсовая работа
Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой и несовершенной конкуренции.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Значение рыночной экономики на современном этапе развития общества…………………………………………………………………………..4
1.1 Сущность рынка…………………………………………………………4 1.2Условия формирования рыночной системы………………………….... ....12
Глава 2. Формы рынков………………………………………………….……..14
2.1. РЫНОК ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………..14
2.2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………..27
2.2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Чтобы понять, каково экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной конкуренции, надо прежде всего понять, что такое несовершенная конкуренция. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи являются несовершенно конкурентными.
Какие существуют типы несовершенной конкуренции и какие они создают условия для фирм ?
Основные типы несовершенной конкуренции:
-Монополистическая конкуренция.
-Олигополия.
-Монополия.
Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести монополию компании "Полароид" на моментальную фотографию, "Газпром" (в России) на поставки газа, услуги местного кабельного телевидения, похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном городке. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах бывшего Советского Союза, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью. Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Например, поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания "Де Бирс", контролировавшая до начала восьмидесятых годов, знает, что чем больше алмазов она продаст тем ниже будет цена на ее продукцию. Значит, сокращая количество продаваемого товара она может влиять на цену своей продукции. Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Теперь перейдем к вопросу: Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от
продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях
совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
Следующий основной тип несовершенной конкуренции - это олигополия,
подразумевающая наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация "Дженерал Моторз" преднамеренна повысить цену на свои автомобили, она должна предвидеть ответные шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с те, чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж. При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль) и почти
идентичной, как в случаях со сталью и алюминием. Если дифференциация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников. Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком. В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде. В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки. Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок—это могущественное средство, движущая сила научно- технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.
Функции рынка заключаются в том, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.
Существует две формы рынков: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок чистой конкуренции характеризуется неограниченным числом участников конкуренции, наличием у каждого участника полной информации о состоянии дел конкретного рынка, полной однородностью одноименных товаров и отсутствием давления одними участниками конкуренции на других. Есть 3 основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм.
Список использованных источников:
1.Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. - М.;
Л, 2010г.
2.Милль Дж. С. Основы политической экономии: Пер. с англ. М.:
Прогресс, 2010 г.
3.Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М.: 2009 г.
4.Кэмпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Принципы,
проблемы и политика: Пер. с англ. М., 2010 г.
5.«Экономика»; под редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К.Большакова. Москва, 2010 год.
6.«Экономика»; под редакцией А. С. Булатова. Москва, 2009 год.
7«Экономика переходного периода»; под редакцией В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. Москва, 2009 год.