Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение 3

1. Экономическая сущность налогов 4
2. Виды налогов 9
3. Налоговая система в России 13

Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Экономическая теория..doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

Тема: Сущность и виды налогов. Налоговая система в России.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Группа: ЭБ - 11

Проверил:______________

_______________________

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 3

 

1. Экономическая сущность налогов                                                         4

2. Виды налогов                                                                                 9

3. Налоговая система в России                                                 13

 

Заключение                                                                                 15

Список использованных источников  16

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отноше в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, так  же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое  государство широко   использует   налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления   экономикой в условиях рынка.

Применение   налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,   форм собственности   и организационно   -   правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий   всех форм  собственности   с   государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи   налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 

1. Экономическая сущность налогов

 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными  отношениями, складывающимися у  государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для  содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В налогах заложены большие  возможности по регулированию социально-экономических  процессов в стране со стороны  государства. При умелом использовании  они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального  управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов  возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности  и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего  демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству  в определенных законодательством  размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют  вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

По объектам обложения  налоги делятся:

-  на налог на  доходы (выручку, прибыль, заработную  плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную  стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество  (предприятий и граждан);

-  налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование  природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться  на различных уровнях государственной  власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать  не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, до­рожный фонд и  т.д.

Для того чтобы достоинства  налогов усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

Современные принципы налогообложения  таковы:

1.     Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается

далеко не всегда, некоторые  налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова  для всех облагаемых сумм).

2.  Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать  перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды налогов

 

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным  до настоящего времени является деление  налогов по критерию отнесения налогообложения  к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица. К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального  страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др. Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения   (доход,   имущество)  определяются  индивидуально  для   каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России