Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение 3

1. Экономическая сущность налогов 4
2. Виды налогов 9
3. Налоговая система в России 13

Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Экономическая теория..doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Каждый из этих видов  налогов имеет свои достоинства  и недостатки с точки зрения как  государства, заинтересованного в  получении налогов и поддержании  экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

 

Основным преимуществом  прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более  определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в  большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных  налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным  налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

Помимо деления налогов  на прямые и косвенные бывают другие классификации.

 

Так, например, различают  твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая система в России

 

Под налоговой системой понимают совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке и  устанавливающих существенные условия  налогообложения. Ей присущи следующие  признаки.

 

1.     Органическая  целостность предполагает тесную взаимосвязь налогов, исключение двойного налогообложения, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, строгое разделение налогов на центральные и местные.

2.     Гибкость  проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов, уточнении ставок и осуществление налоговой политики с учетом изменения политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету.

3.      Множественность  налогов предполагает, что налоговая  система основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения. Благодаря этому налоговое бремя перераспределяется между налогоплательщиками.

4.     Стабильность  означает, что налоговая система  должна существовать без изменений  вплоть до налоговой реформы.

Современная налоговая  система сложилась на рубеже 1991-1992гг., в период перехода к рыночным отношениям. Существующая система создавалась  с учетом опыта западных стран. Общие  и частные положения налоговой  системы сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В основу классификации  налогов положен признак компетентности органов государственной власти, в соответствии с которым происходит разделение на федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным  относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы;

Налог на прибыль организаций;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Налог на наследование и  дарение;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

К региональным относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

К местным  относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

 

Основу российской налоговой модели составляют прямые и косвенные налоги.

 За годы рыночной  реформы налоговая система России  значительно изменилась. С введением  Налогового кодекса произошло  сокращение и упорядочение налогов  и сборов. Множественные платежи  во внебюджетные фонды заменены на единый социальный налог, снижены ставки налога на прибыль предприятий и на доходы физических лиц.

 Вместе с тем  интеграция России в мировое  экономическое пространство требует  адаптации национального налогового  законодательства и механизма налогообложения к действующим в цивилизованных странах норам, а следовательно, продолжения налоговой реформы.

 

Заключение

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Список использованных источников

 

1. Экономическая теория : учебник: в 2 ч./ науч. ред. В.В. Ильяшенко, А.Ю. Коковихин , 2007.

 

2. Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. проф. В.Д.Камаева,2009.

 

3. Экономическая теория: учеб.— 2-е издание. Шишкин А.Ф., 2009.

 

4. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.; том 21,1999.

 




Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России