Сущность качества продукции и ее характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:57, реферат

Описание работы

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, «что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества: от рядового потребителя до руководителя любого уровня».
В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стали осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

Файлы: 1 файл

Введение в эконом.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

 

   Одним из важнейших  показателей деятельности предприятия  является качество продукции.  Улучшение качества определяет  выживаемость и конкурентоспособность  предприятия в условиях рынка,  темпы технического прогресса,  внедрения инноваций, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии.  А конкурентные войны развертываются  главным образом на поле качества  выпускаемой продукции.

Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется  при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции  российским производителям надо быть готовыми уже сегодня. Предприятия  любой формы собственности, не уделяющие  внимания вопросам качества, будут  просто разорены, им не помогут никакие  протекционистские меры государства.

Сложности российской экономики  проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический  уровень капитального оборудования, как правило, значительно  ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать  эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и  реализации конкурентоспособной продукции  или услуги, пользующейся спросом  у потребителя.

   Примеры развития  передовых промышленных стран  показывают, «что  решение проблем  качества должно стать национальной  идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения  и профессиональной подготовки  всех слоев общества: от рядового  потребителя до руководителя  любого уровня».

В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции  и услуг, их безопасность играют все  большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов  и политиков стали осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

Именно из-за важности проблемы обеспечения качества продукции, я  в данном реферате рассмотрю показатели, характеристики качества,  управление качеством работ, стандартизация продукции, сертификация продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность качества  продукции и ее характеристики.

 

Под качеством продукции  понимают целостную совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих  степень пригодности данной продукции  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением  в фиксированных условиях потребления. Вообще, существует огромное количество определений качества продукции. Приведу  еще одно из них: «Качество продукции - это определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той ли иной мере удовлетворять требуемые потребности при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение».

Качество продукции формируется  на этапе разработки и обеспечивается в процессе производства, т.е. непосредственно  не связано с конкретными условиями  использования. Вместе с тем качество как мера полезности потребительской  стоимости может быть реально  оценено лишь в конкретных условиях потребления.

Характеристика - это взаимосвязь  зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.

Свойство продукции представляет собой объективную особенность  продукции, которая может проявляться  при её создании. Качество продукции  формируется на всех этапах жизненного цикла. Свойства продукции выражаются показателями качества, т.е. количественными  характеристиками.

Отмечу также, что качество может быть только относительным.  Если необходимо  дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный  набор свойств (совокупность свойств) с каким- либо  «эталоном», которым  могут быть лучшие отечественные  или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических  условиях. Тут имеет место термин уровень качества (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

Таким образом, основное место  в оценке качества продукции занимает потребитель, а стандарты, законы и  правила лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный  в области качества.

То есть, качество - это  общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление качеством  продукции, работ, услуг. Система качества.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

Политика в области  качества – это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется  таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать  весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и  документальное оформление руководством предприятия политики в области  качества является первичным актом  при создании системы качества.

Система качества -  это  «совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления  общего руководства качеством» .

Модель обеспечения качества – это стандартизированный или  избранный набор требований системы  качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной  организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты  к применению на территории РФ .

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно  использовать для внешнего обеспечения  качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или  жизненного цикла продукции:

1) маркетинг, поиски и  изучение рынка; 

2) проектирование и/или  разработка технических требований, разработка продукции; 

3) материально – техническое  снабжение; 

4) подготовка и разработка  производственных процессов; 

5) производство;

6) контроль, проведение испытаний  и обследований;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение  продукции; 

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь  и обслуживание;

11) послепродажная деятельность;

12) утилизация после использования  изделия.

По характеру воздействия  на этапы «петли качества» в системе  качества могут быть выделены три  направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества –  вес планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества, а также  дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством  – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством  включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так  и на устранение причин неудовлетворительного  функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической  эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности  и результативности деятельности и  процессов с целью получения  выгоды как для организации, так и ее потребителей.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство  по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную  структуру производства; методические документы общего характера; рабочие  инструкции; справочники и др.

Система качества должна обеспечить:

o управление качеством на всех участках «петли качества»;

o участие всех работников в управлении качеством;

o неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат;

o проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;

o обязательность выявления дефектов и устранения их  в производстве.

 

 

 

 

 

 

3. Управление качеством  в иностранных фирмах. Система  «шесть сигма».

 

Система «шесть сигма» родилась в компании Motorola. Здесь ее стали внедрять в 1987 году, исходя из классической схемы непрерывного совершенствования процессов на основе цикла Шухарта - Деминга: «планируй – делай – проверяй – внедряй» . Позже в рамках концепции «шесть сигма» этот цикл трансформировался в цикл  MAIC: measure(измеряй) – analyze (анализируй) – improve (совершенствуй) – control (управляй). Он более конкретно описывает задачи, стоящие перед командами «шесть сигма» на каждом этапе работы. Но «классическим» считается пятифазовый цикл, DMAIC: в начале цикла добавляется фаза define (определяй).

«Шесть сигма» - это определенный подход к совершенствованию бизнеса. Направлен он на выявление и устранение ошибок или дефектов в процессах  производства. Компании, внедряющие эту  систему, основываются не на том, что  «всегда делали так, и всем нравилось», а на  достоверных данных анализа  «голоса клиента» (жалоб, исследований).

Всем группам данных полученных в результате анализа, придаются  весовые коэффициенты. Они позволяют  оценить уровень влияния каждого  из пожеланий клиента на разработку продукта или услуги. Например, отсутствие в продуктовой линейке сотовых  телефонов с меховым корпусом – это нехорошо лишь с точки  зрения узкого круга особо экзальтированных дам. А если меховой корпус есть, но, к примеру, телефон в середине разговора отключается, то с точки  зрения качества  это гораздо  более суровый просчет.

Если речь идет о продукте, то «голос клиента» позволяет определить его предпочтительные  свойства: материал, цвет, размер, степень технической  или дизайнерской «навороченности» и проч. Для потребителей услуги важными могут оказаться время ее оказания, условия, понятность документации и т.д. Четко поняв, чего хочет клиент, компания может приступить к совершенствованию своих процессов по системе «шесть сигма» ( т.е. применить к ним статистический анализ) и добиться необходимого качества своих продуктов и услуг. По-другому и очень кратко суть этой системы можно сформулировать так: статистический анализ- качество - клиенты- прибыли.

Но для работы по такой  системе нужно четкое описание существующих процессов и наличие подготовленного  персонала, который понимает, как  эти процессы протекают, и предлагает идеи по их оптимизации. На самом деле, «шесть сигма» - это довольно сложная  и кропотливая работа, такой уровень  эффективности процесса, при котором  на каждый миллион возможностей или  операций приходится всего 3,4 дефекта.

От использования этой системы очень зависит и конкурентоспособность  предприятий.

Примеров использования  системы «шесть сигма» в России пока что единицы. Даже в компании Motorola на нашем рынке ее не внедряет. Глава представительства компании Motorola Борис Борисов заявил, что Motorola применяет стандарт «шесть сигма» на некоторых производствах. В России же у компании нет своих производств помимо санкт-петербургского центра по производству программного обеспечения. Но там – производство совершенно особого характера, где используется другая система контроля за качеством.

И все же такие компании есть. Так, в корпорации General Electric  «шесть сигма» в равной степени ориентирована на людей (как персонал, так и партнеров), качество и финансовые результаты. В ЗАО «Инструмен-Рэнд» стремятся к технологическому совершенству. А в отелях сети Sheraton, входящих в корпорацию Sherwood Hotels&Resorts Inc., система направлена в первую очередь на клиента.

Информация о работе Сущность качества продукции и ее характеристики