Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:43, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы заключается в изучении внешних эффектов и рассмотрении проблем размещения ресурсов в рыночной экономике. В процессе исследования были сформулированы следующие задачи: Рассмотреть сущность внешних эффектов; Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов; Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами; Определить методы решения; Предложить пути решения проблем.
Что нужно сделать, чтобы устранить
этот провал рынка? Необходимо сделать
так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект,
считалось с внешними затратами или получало
вознаграждение за внешние выгоды. Существуют
три подхода к решению этой проблемы: интернализация
внешних эффектов, введение корректирующих
налогов и субсидий и закрепление прав
на все ресурсы в соответствии с теоремой
Коуза.
2. Отрицательные эффекты на
предприятиях химической промышленности
в России
2.1. Влияние
химической промышленности на состояние
окружающей среды
Заболеваемость населения.
Загрязнение среды обитания стало причиной
ухудшения состояния здоровья населения.
Проведенный в 2008-2010 годах анализ заболеваемости
свидетельствует о том, что в городах Самара,
Сызрань, Новокуйбышевск и Чапаевск Самарской
области выявлены высокие уровни заболеваемости
болезнями крови, кроветворных органов,
отдельные нарушения иммунной системы,
болезни эндокринной и нервной систем.
У детей, проживающих в этих городах, отмечались
наиболее высокие уровни таких заболеваний,
как аллергический ринит, бронхиальная
астма, болезни периферической нервной
системы, ожирение и др. Здесь же наблюдаются
и максимально высокие уровни развития
врожденных аномалий и хромосомных нарушений.
Все эти города объединяет то, что на их
территории преобладают предприятия химической
и нефтехимической промышленности. Многолетние
наблюдения в г. Чапаевске показали, что
общая заболеваемость за последние 5 лет
возросла на 22% и составила в 2008 году 16
811,2 на 100 тыс. населения. Болезни крови
и кроветворных органов увеличились на
54%, заболеваемость органов кроветворения
возросла на 48,5%, органов пищеварения на
33%. Женское бесплодие увеличилось в 2 раза,
врожденные аномалии - в 2 раза, осложнения
беременности и родов - на 55%, болезни кожи
- на 26%. Увеличилась заболеваемость злокачественными
новообразованиями - с 35,9% до 40,7%. Общая
заболеваемость в г. Чапаевске выше общей
заболеваемости в городах области на 8%.
Расчеты канцерогенного и неканцерогенного
рисков здоровью населения г. Воронежа
в 2009 году показали, что высокие коэффициенты
опасности (HQ>1) неканцерогенных эффектов
определены для 10 веществ, поступающих
в атмосферный воздух: диоксида азота,
сернистого ангидрида, взвешенных веществ,
марганца, формальдегида, фенола, меди,
хрома, акролеина, бутадиена, в том числе
максимальные - для марганца и меди. Расчеты
рисков проводились в целом по городу
и для 5-ти контрольных точек отбора проб
атмосферного воздуха и территорий, прилегающих
к ним. При анализе суммарных индексов
опасности для веществ, действующих на
одни и те же системы и органы, наиболее
высокие значения (HI составляет 95,2) имеет
группа веществ, влияющих на органы дыхания:
азота диоксид, серы диоксид, формальдегид,
меди оксид, взвешенные вещества, сажа,
хром. На втором месте по величине суммарного
индекса опасности (13,1) находятся вещества,
влияющие на нервную систему: фенол, марганец,
свинец, стирол, ксилол, толуол, бензол.
Загрязнение объектов окружающей
среды (атмосферный воздух, водоисточники,
почва, воздух рабочей зоны) канцерогенными
веществами на территории с работающими
химическими предприятиями обуславливает
необходимость определения рисков рака
у отдельных групп населения.
Величина канцерогенного индивидуального
риска в среднем у населения г. Кемерово
наибольшая за счет загрязнения атмосферного
воздуха бензолом, наименьшая за счет
контаминации 3,4 бенз(а)ниреном.
Канцерогенные популяционные
риски в связи с загрязнением атмосферного
воздуха бензолом, бенз/а/пиреном, формальдегидом
равны: 1,3 случая рака в год дополнительно
на 100 тыс. населения (относительный риск);
6,5 случая рака в год дополнительно в г.
Кемерово (абсолютный риск).
Суммарные уровни впервые выявленной
заболеваемости у детей г. Кемерово в 2,1
раза выше, чем у детей контрольной группы,
в том числе по врожденным аномалиям развития
в 4,3 раза, по болезням органов пищеварения
- в 2,8 раза, кожи - в 3,2 раза, мочеполовой
системы - в 2,6 раза, эндокринной системы
- на 96%, нервной - в 2,2 раза, кровообращения
- на 78%, органов дыхания - на 95%, крови - на
74%. У взрослого населения г. Кемерово суммарные
уровни впервые выявленной заболеваемости
выше, чем в контрольной группе в 1,6 раза,
в т.ч. по болезням систем нервной и кровообращения
- в 2 раза, мочеполовой - в 1,8 раза, эндокринной
- в 1,7 раза, органов пищеварения в 2,3 раза,
органов дыхания на 30%, крови на 25%.
Величина канцерогенного индивидуального
риска в среднем у населения г. Кемерово
наибольшая за счет загрязнения атмосферного
воздуха бензолом, наименьшая - за счет
контаминации 3, 4 бенз/а/пиреном.
Сосредоточение химических
предприятий в городах создает потенциальную
опасность чрезвычайных ситуаций, т.к.
работа химических предприятий связана
с производством, циркуляцией, хранением
и транспортировкой больших объемов вредных
веществ остронаправленного, раздражающего,
удушающего действия (хлор аммиак, серная
и азотная кислоты, формальдегид, оксид
этилена).
Произошедшая на одном из предприятий
авария вследствие разлива хлора (г. Кемерово)
с распространением в атмосферный воздух
вызвала 26 случаев смертельных и более
120 случаев острых отравлений.
Загрязнения почвы. Законодательство
в области обращения с отходами производства
и потребления направлено на реализацию
конституционных прав граждан на благоприятную
окружающую среду и определяет правовые
основы обращения с отходами производства
и потребления в целях предотвращения
вредного воздействия отходов производства
и потребления на здоровье человека и
окружающую природную среду.
Основой законодательства в
сфере обращения с отходами является Федеральный
закон «Об отходах производства и потребления»,
вступивший в действие с 24 июня 1998 года
(далее также - Закон). Законом определены
основные требования, предъявляемые к
гражданам, индивидуальным предпринимателям
и юридическим лицам при обращении с отходами.
Химическая отрасль промышленности
представляет серьезную опасность для
загрязнения почвы.
Загрязнение почвы отходами
производства химических производств
остается на стабильном и достаточно высоком
уровне, так как на протяжении нескольких
лет остаются нерешенными проблемы утилизации
и обезвреживания отходов, в том числе
и токсичных.
В целом по Российской Федерации
сократилось количество проб почвы, не
отвечающих гигиеническим нормативам
по санитарно-химическим показателям
с 13,68% в 2008 г. до 12,19% в 2010 г. и по микробиологическим
- с 18,99 % до 14,41%, соответственно.
В почвах Самарской области
в зоне размещения химических предприятий,
жилых зон обнаруживаются хлорорганические
пестициды, свинец, ртуть, мышьяк, диоксины,
в почвах жилых и пригородных зон г. Кемерово
(Кемеровская область) отмечено превышение
ПДК или регионального фона аммиака, нитратов,
сероводорода, фенола, формальдегида,
хлоридов, сульфатов, метилового спирта
и т.д.
Большой объем и темпы накопления
отходов, слабое развитие индустрии вторичной
переработки приводит к тому, что захоронение
отходов на полигонах по прежнему является
основным методом их утилизации. При этом
практически для всех субъектов Российской
Федерации наблюдается отсутствие отвечающим
экологическим и санитарным требованиям
полигонов для размещения отходов. По
данным Госкомстата России за 2008 г. в Российской
Федерации из 2,6 тыс. мест захоронения
токсичных отходов, занимающих площадь
28,2 тыс. га, отвечают действующим нормативам
1,9 тыс. мест.
В связи с недостаточным количеством
полигонов для складирования и захоронения
отходов к охране окружающей среды широко
распространена практика образования
многочисленных несанкционированных
свалок, которые представляют особую угрозу
для окружающей среды и здоровья населения.
Специализированный полигон
для хранения и складирования жидких и
полужидких промышленных токсичных отходов
3 класса опасности действует только на
территории Липецкой области. Из-за отсутствия
специализированных полигонов утилизации
промышленных отходов предприятия химической
промышленности вынуждены в ряде случаев
складировать отходы на своей территории.
В целях решения вопросов по
обеспечению санитарно-эпидемиологической
безопасности в химической промышленности
необходимо:
1. Разработать концепцию
государственного управления в
области обращения с отходами
производства и потребления.
2. Ускорить принятие Постановлений
Правительства Российской Федерации
направленных на улучшение мер
защиты окружающей среды.
3. Создать экономические
предпосылки для внедрения малоотходных,
безотходных, ресурсосберегающих технологий
в производствах химической промышленности
с вовлечем отходов в хозяйственный оборот,
включая совершенствование экономического
механизма природопользования и введение
налоговых и таможенных льгот.
4. Ликвидировать или перепрофилировать
устаревшие производства.
5. Оснастить источники
выбросов в атмосферу современными
очистными установками, провести
реконструкцию и модернизацию
действующего пылегазоочистного оборудования.
6. Разработать региональные
НПДГОС и целевые программы
с включением в них мер по
сокращению промышленных выбросов
в атмосферный воздух, водоемы, почву.
7. Организовать санитарно-защитные
зоны промышленных предприятий
с выводом из них населения.
Избавление от отрицательных
эффектов. В соответствии с основной целью
НПДГОС - охраной здоровья настоящего
и будущего населения России - задачей
НПДГОС является определение приоритетных,
наиболее актуальных для страны проблем
на федеральном, региональном (РПДГОС)
и городском (местном) уровнях (МПДГОС).
Совместно с природоохранными
службами, центрами гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды разработаны
мероприятия по снижению уровня загрязнения
атмосферного воздуха, которые включены
в Планы действий по гигиене окружающей
среды регионов на 2008-2010 гг. (Воронежская,
Липецкая, Кемеровская, Самарская, Свердловская,
Нижегородская области, Алтайский край,
Республика Башкортостан и др.). Создан
единый банк данных результатов лабораторного
контроля загрязнения атмосферного воздуха
в гг. Воронеже, Екатеринбурге, на большинстве
промышленных предприятий разработаны
программы производственного контроля
за загрязнением атмосферного воздуха.
В целях повышения эффективности
проводимых мероприятий, направленных
на охрану атмосферного воздуха населенных
мест и предотвращение его отрицательного
влияния на здоровье населения в субъектах
Российской Федерации приняты законы
«Об охране атмосферного воздуха», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», «Об охране окружающей природной
среды и природных ресурсов», «Об отходах
производства и потребления», разработаны
и реализуются целевые комплексные программы.
Одним из механизмов выполнения
РПДГОС и МПДГОС является разработка и
реализация федеральных и региональных
целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, которые содержат
вопросы предупреждения влияния вредных
факторов окружающей среды на здоровье
человека.
Проведены работы по переводу
технологических процессов и котельных
на природный газ.
В настоящее время проводится
утилизация специальной продукции со
сжиганием взрывчатых веществ, проводится
обжиг технологического оборудования,
ведутся работы по уборке территории.
Большая работа проведена по
усовершенствованию печи сжигания жидких
хлорорганических отходов производства
- кубовых остатков.
Все это привело к значительному
сокращению выбросов в окружающую среду
и улучшению экологической обстановки,
свело к минимуму поступление в окружающую
среду диоксинов, являющихся побочным
продуктом при производстве гербицидов
- производных 2,4-Д кислоты.
3. Государственное регулирование
внешних эффектов
3.1. Интернализация
внешних эффектов
Один из способов заставить
лицо считаться с теми внешними эффектами,
которые оно порождает своей деятельностью,
заключается в интернализации внешних
эффектов (от лат. internus - внутренний). Под
интернализацией мы здесь понимаем превращение
внешнего эффекта во внутренний. Возможным
путем интернализации является объединение
субъектов, связанных внешним эффектом,
в одно лицо[8, c51].
Представим, что химический
и пивоваренный заводы из приведенного
выше примера объединяются в одно предприятие.
При этом внешний эффект, который раньше
создавал химзавод, исчезает, так как теперь
одна фирма вынуждена иметь дело с обоими
производствами и ни на кого извне она
влияния не оказывает. Теперь затраты
в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает
как свои собственные и будет стремиться
их минимизировать.
Однако интернализация далеко
не всегда возможна или желательна. В использованном
выше примере нет смысла объединяться
химическому и пивоваренному заводам
(если, конечно, не считать саму интернализацию,
которая никогда не была бы главной причиной
объединения). В некоторых случаях объединение
двух производств может грозить потерей
эффективности за счет отрицательной
экономии от масштаба.
3.2. Корректирующие
налоги и субсидии
Государство осуществляет регулирование
как отрицательных, так и положительных
внешних эффектов.
Для решения этой задачи используются
различные методы:
- Стандарты по вредным
выбросам - это установленные законом
пределы концентрации вредных веществ
в промышленных отходах. Практика установления
стандартов принята почти во всех странах.
Однако она имеет свои очевидные недостатки.
Стандарты разрешают в определенных
пределах бесплатно сбрасывать вредные
вещества. При установлении единых для
страны норм не учитывается разная степень
остроты экологических проблем в разных
регионах, а также существуют различия
предельных частных издержек отдельных
предприятий. Поэтому затраты, связанные
с достижением единого уровня загрязнения,
могут приводить к значительным потерям
отдельных предприятий и общества в целом.
- Налоги как платежи за наносимый
ущерб - взимаются с предприятий за каждую
единицу выбросов, загрязняющих окружающую
среду, и повышают предельные частные
издержки до уровня предельных общественных.