Сущность внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении внешних эффектов и рассмотрении проблем размещения ресурсов в рыночной экономике.
В процессе исследования были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть сущность внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;
Предложить пути решения проблем.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 102.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2 - Положительный внешний эффект

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отрицательные эффекты на предприятиях химической промышленности в России

2.1. Влияние химической промышленности на состояние окружающей среды

 

Заболеваемость населения. Загрязнение среды обитания стало причиной ухудшения состояния здоровья населения. Проведенный в 2008-2010 годах анализ заболеваемости свидетельствует о том, что в городах Самара, Сызрань, Новокуйбышевск и Чапаевск Самарской области выявлены высокие уровни заболеваемости болезнями крови, кроветворных органов, отдельные нарушения иммунной системы, болезни эндокринной и нервной систем. У детей, проживающих в этих городах, отмечались наиболее высокие уровни таких заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, болезни периферической нервной системы, ожирение и др. Здесь же наблюдаются и максимально высокие уровни развития врожденных аномалий и хромосомных нарушений. Все эти города объединяет то, что на их территории преобладают предприятия химической и нефтехимической промышленности. Многолетние наблюдения в г. Чапаевске показали, что общая заболеваемость за последние 5 лет возросла на 22% и составила в 2008 году 16 811,2 на 100 тыс. населения. Болезни крови и кроветворных органов увеличились на 54%, заболеваемость органов кроветворения возросла на 48,5%, органов пищеварения на 33%. Женское бесплодие увеличилось в 2 раза, врожденные аномалии - в 2 раза, осложнения беременности и родов - на 55%, болезни кожи - на 26%. Увеличилась заболеваемость злокачественными новообразованиями - с 35,9% до 40,7%. Общая заболеваемость в г. Чапаевске выше общей заболеваемости в городах области на 8%.

Расчеты канцерогенного и неканцерогенного рисков здоровью населения г. Воронежа в 2009 году показали, что высокие коэффициенты опасности (HQ>1) неканцерогенных эффектов определены для 10 веществ, поступающих в атмосферный воздух: диоксида азота, сернистого ангидрида, взвешенных веществ, марганца, формальдегида, фенола, меди, хрома, акролеина, бутадиена, в том числе максимальные - для марганца и меди. Расчеты рисков проводились в целом по городу и для 5-ти контрольных точек отбора проб атмосферного воздуха и территорий, прилегающих к ним. При анализе суммарных индексов опасности для веществ, действующих на одни и те же системы и органы, наиболее высокие значения (HI составляет 95,2) имеет группа веществ, влияющих на органы дыхания: азота диоксид, серы диоксид, формальдегид, меди оксид, взвешенные вещества, сажа, хром. На втором месте по величине суммарного индекса опасности (13,1) находятся вещества, влияющие на нервную систему: фенол, марганец, свинец, стирол, ксилол, толуол, бензол.

Загрязнение объектов окружающей среды (атмосферный воздух, водоисточники, почва, воздух рабочей зоны) канцерогенными веществами на территории с работающими химическими предприятиями обуславливает необходимость определения рисков рака у отдельных групп населения.

Величина канцерогенного индивидуального риска в среднем у населения г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения атмосферного воздуха бензолом, наименьшая за счет контаминации 3,4 бенз(а)ниреном.

Канцерогенные популяционные риски в связи с загрязнением атмосферного воздуха бензолом, бенз/а/пиреном, формальдегидом равны: 1,3 случая рака в год дополнительно на 100 тыс. населения (относительный риск); 6,5 случая рака в год дополнительно в г. Кемерово (абсолютный риск).

Суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости у детей г. Кемерово в 2,1 раза выше, чем у детей контрольной группы, в том числе по врожденным аномалиям развития в 4,3 раза, по болезням органов пищеварения - в 2,8 раза, кожи - в 3,2 раза, мочеполовой системы - в 2,6 раза, эндокринной системы - на 96%, нервной - в 2,2 раза, кровообращения - на 78%, органов дыхания - на 95%, крови - на 74%. У взрослого населения г. Кемерово суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости выше, чем в контрольной группе в 1,6 раза, в т.ч. по болезням систем нервной и кровообращения - в 2 раза, мочеполовой - в 1,8 раза, эндокринной - в 1,7 раза, органов пищеварения в 2,3 раза, органов дыхания на 30%, крови на 25%.

Величина канцерогенного индивидуального риска в среднем у населения г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения атмосферного воздуха бензолом, наименьшая - за счет контаминации 3, 4 бенз/а/пиреном.

Сосредоточение химических предприятий в городах создает потенциальную опасность чрезвычайных ситуаций, т.к. работа химических предприятий связана с производством, циркуляцией, хранением и транспортировкой больших объемов вредных веществ остронаправленного, раздражающего, удушающего действия (хлор аммиак, серная и азотная кислоты, формальдегид, оксид этилена).

Произошедшая на одном из предприятий авария вследствие разлива хлора (г. Кемерово) с распространением в атмосферный воздух вызвала 26 случаев смертельных и более 120 случаев острых отравлений.

Загрязнения почвы. Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления направлено на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Основой законодательства в сфере обращения с отходами является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вступивший в действие с 24 июня 1998 года (далее также - Закон). Законом определены основные требования, предъявляемые к гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при обращении с отходами.

Химическая отрасль промышленности представляет серьезную опасность для загрязнения почвы.

Загрязнение почвы отходами производства химических производств остается на стабильном и достаточно высоком уровне, так как на протяжении нескольких лет остаются нерешенными проблемы утилизации и обезвреживания отходов, в том числе и токсичных.

В целом по Российской Федерации сократилось количество проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям с 13,68% в 2008 г. до 12,19% в 2010 г. и по микробиологическим - с 18,99 % до 14,41%, соответственно.

В почвах Самарской области в зоне размещения химических предприятий, жилых зон обнаруживаются хлорорганические пестициды, свинец, ртуть, мышьяк, диоксины, в почвах жилых и пригородных зон г. Кемерово (Кемеровская область) отмечено превышение ПДК или регионального фона аммиака, нитратов, сероводорода, фенола, формальдегида, хлоридов, сульфатов, метилового спирта и т.д.

Большой объем и темпы накопления отходов, слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах по прежнему является основным методом их утилизации. При этом практически для всех субъектов Российской Федерации наблюдается отсутствие отвечающим экологическим и санитарным требованиям полигонов для размещения отходов. По данным Госкомстата России за 2008 г. в Российской Федерации из 2,6 тыс. мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь 28,2 тыс. га, отвечают действующим нормативам 1,9 тыс. мест.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов к охране окружающей среды широко распространена практика образования многочисленных несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

Специализированный полигон для хранения и складирования жидких и полужидких промышленных токсичных отходов 3 класса опасности действует только на территории Липецкой области. Из-за отсутствия специализированных полигонов утилизации промышленных отходов предприятия химической промышленности вынуждены в ряде случаев складировать отходы на своей территории.

В целях решения вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности в химической промышленности необходимо:

1. Разработать концепцию  государственного управления в  области обращения с отходами  производства и потребления.

2. Ускорить принятие Постановлений  Правительства Российской Федерации  направленных на улучшение мер  защиты окружающей среды.

3. Создать экономические  предпосылки для внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий  в производствах химической промышленности  с вовлечем отходов в хозяйственный оборот, включая совершенствование экономического механизма природопользования и введение налоговых и таможенных льгот.

4. Ликвидировать или перепрофилировать  устаревшие производства.

5. Оснастить источники  выбросов в атмосферу современными  очистными установками, провести  реконструкцию и модернизацию  действующего пылегазоочистного оборудования.

6. Разработать региональные  НПДГОС и целевые программы  с включением в них мер по  сокращению промышленных выбросов  в атмосферный воздух, водоемы, почву.

7. Организовать санитарно-защитные  зоны промышленных предприятий  с выводом из них населения.

Избавление от отрицательных эффектов. В соответствии с основной целью НПДГОС - охраной здоровья настоящего и будущего населения России - задачей НПДГОС является определение приоритетных, наиболее актуальных для страны проблем на федеральном, региональном (РПДГОС) и городском (местном) уровнях (МПДГОС).

Совместно с природоохранными службами, центрами гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды разработаны мероприятия по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, которые включены в Планы действий по гигиене окружающей среды регионов на 2008-2010 гг. (Воронежская, Липецкая, Кемеровская, Самарская, Свердловская, Нижегородская области, Алтайский край, Республика Башкортостан и др.). Создан единый банк данных результатов лабораторного контроля загрязнения атмосферного воздуха в гг. Воронеже, Екатеринбурге, на большинстве промышленных предприятий разработаны программы производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.

В целях повышения эффективности проводимых мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха населенных мест и предотвращение его отрицательного влияния на здоровье населения в субъектах Российской Федерации приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов», «Об отходах производства и потребления», разработаны и реализуются целевые комплексные программы.

Одним из механизмов выполнения РПДГОС и МПДГОС является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые содержат вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Проведены работы по переводу технологических процессов и котельных на природный газ.

В настоящее время проводится утилизация специальной продукции со сжиганием взрывчатых веществ, проводится обжиг технологического оборудования, ведутся работы по уборке территории.

Большая работа проведена по усовершенствованию печи сжигания жидких хлорорганических отходов производства - кубовых остатков.

Все это привело к значительному сокращению выбросов в окружающую среду и улучшению экологической обстановки, свело к минимуму поступление в окружающую среду диоксинов, являющихся побочным продуктом при производстве гербицидов - производных 2,4-Д кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование внешних эффектов

3.1. Интернализация внешних эффектов

 

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо[8, c51].

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба.

3.2. Корректирующие  налоги и субсидии

 

Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.

Для решения этой задачи используются различные методы:

- Стандарты по вредным  выбросам - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.

- Налоги как платежи за наносимый ущерб - взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Информация о работе Сущность внешних эффектов