Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

За период, прошедший с момента его подписания, это региональное объединение обрело широкую правовую базу, сформировалось и окрепло организационно. Можно сказать, что в СНГ сложилось интеграционное ядро, о необходимости которого на протяжении многих лет говорил Президент РК Н.А.Назарбаев. По его предложению странами-участниками Таможенного союза был разработан и в 1999 году принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который явился первым обобщающим основополагающим международным соглашением пяти государств, где в развернутом виде была представлена стройная концепция построение новой системы отношений в экономической, таможенно-тарифной, социальной и правовой сферах.

Содержание работы

Введение
1.Таможеный союз России, Белоруссии и Казахстана (ЕврАзЭС)
1.1Таможенная статистика деятельности таможенного союза.
2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии и Казахстана
3.Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза
3.1. Таможенный союз как форма экономической интеграции
3.2. Результаты и перспективы экономической интеграции таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
3.3. Место России в таможенном союзе, интересы России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

5. Перечень и названия  субъектов Российской Федерации  определяются статьей 65 Конституции  Российской Федерации. 

 

Таможенные органы и их подразделения, ответственные за формирование, предоставление и публикацию данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации  

 

6. На федеральном уровне  формирование, предоставление и  публикацию данных таможенной  статистики внешней торговли  Российской Федерации по субъектам  Российской Федерации осуществляет  Управление таможенной статистики  и анализа ФТС России.

7. На региональном уровне  формирование, предоставление и  публикацию данных таможенной  статистики внешней торговли  Российской Федерации по субъектам  Российской Федерации, находящимся  в регионе деятельности таможенного  органа, осуществляет подразделение  таможенной статистики регионального  таможенного управления и (или)  подразделение таможенной статистики  таможни.

 

2. Нормативно-правовая  база союза России и Белоруссии  и Казахстана

 

Нормативно-правовая база союза  базируется на следующих основных документах:

Договор «О создании Союзного государства»

Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.

Договор «О равных правах граждан»

Данный договор обеспечивает равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования; на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях; на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»

Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством  договаривающихся сторон о государственном  социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании  и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится  к:

- пособиям по временной  нетрудоспособности и материнству;

- пособиям по безработице;

- трудовым пенсиям по  возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет и социальным  пенсиям;

- пособиям в случае  трудового увечья или профессионального  заболевания;

- пособиям для семей  с детьми;

- пособиям на погребение.

Постановление «Об обеспечении  равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»

В соответствии с данным постановлением граждане Республики Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства. Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь.

Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых  помещений»

Основная цель данного  решения состоит в том, что  обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии или в России.

3.Основные направления  сотрудничества и перспективы  развития союза 

3.1. Таможенный союз как форма экономической интеграции

Интеграция государств представляет собой сложный и многогранный процесс. Интеграция не только способствует решению проблем современности, но и выводит государства на новые пути экономического, политического и правового развития. Представляется необходимым обратиться к понятию «интеграция».

Термин «интеграция» происходит от латинского integration – воссоздание целого, воссоединение; процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем .

Интеграция – это самостоятельный  объективный процесс взаимопроникновения  элементов человеческого бытия, где право является одним из формально-структурных  образований, обеспечивающих интегрирование .

Матвеевский Ю.А. определяет интеграцию как «объединение группы государств в интеграционный комплекс, который берет на себя в той или иной степени управление процессом функционирования в различных областях составляющих его частей-государств» .

По мнению В.М. Шумилова, интеграция – это процесс объединения  суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать  товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая  сила .

Основными целями интеграции являются:

− последовательное улучшение условий  жизни, защита прав и свобод личности;

− согласование внешнеполитического  курса, обеспечение достойного места  на международной арене;

− совместная охрана внешних границ, борьба с преступностью и терроризмом.

История мировой экономической  интеграции убедительно доказала, что  наиболее перспективной формой для  согласованного объединения независимых  государств является таможенный союз. Таможенный союз представляет собой  лишь отдельный этап полной экономической  интеграции; тем не менее, он содержит в себе необходимую, основополагающую платформу для дальнейшего движения в этой области. 

3.2. Результаты и перспективы экономической интеграции таможеного союза России, Белоруссии  и Казахстана

По расчетам ученых Института народнохозяйственного  прогнозирования Российской Академии наук суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством  ВВП, к 2015 г. составит 400 млрд долл. Государства Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно более 15 % прироста своего ВВП . Такой положительный эффект интеграции несравнимо превышает издержки, которые страны понесут при объединении экономического пространства. К примеру, ожидаемые потери российского бюджета вследствие отмены экспортных пошлин на товары, которые будут поставляться из России в пределах единой таможенной территории, будут возмещены за счет налоговых поступлений с прироста экономической активности.

Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан  заинтересованы в развитии интеграционных процессов не только вглубь, но и вширь. Имеются все основания полагать, что Таможенный союз будет содействовать росту инвестиционной привлекательности экономик трех государств, укреплению базы для экономической интеграции, а также станет инструментом преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Чтобы союз был действительно эффективным, чтобы не утратить скорости в движении к поставленной цели, важно последовательно соблюдать достигнутые договоренности .

Смысл создания Таможенного союза  не может не внушать позитивного  настроения в сфере расширения сотрудничества между странами участниками союза  и ЕврАзЭС. Возможно, для устранения таможенных барьеров и расширения экономического сотрудничества придется принять еще  не один нормативный документ, но выгода от движения к формированию единого  экономического пространства для стран-участников очевидна.

Таможенный союз трех стран может  стать прочной опорой многостороннего  сотрудничества, позволит обеспечить устойчивое и поступательное социально-экономическое  развитие государств-участников, интегрироваться  в мировое сообщество. Создание Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана – это очень важный, ответственный  шаг в направлении дальнейшего экономического сближения стран-участниц, но это только первый шаг на пути их реальной интеграции. Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня. Так, следующим шагом интеграции России, Белоруссии и Казахстана после устранения всех внутренних барьеров, вполне может стать формирование единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы. Эти процессы будут являться следствием «небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты» .

В заключении хотелось бы отметить, что  в настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении Таможенного  союза, причем не только за счет стран-участниц ЕврАзЭС. В перспективе не исключено  вступление в Таможенный союз государств, не входящих в Евразийское экономическое  сообщество.

3.3. Место России в таможенном союзе, интересы России

• Выгоды Таможенного союза для  России значительно превосходят  его издержки 
• В процессе формирования Таможенного союза наряду с достижениями выявился ряд серьезных проблем 
•Взвешенная позиция России - решающий фактор успеха интеграции

В последнее время наметилась тенденция  к восстановлению и укреплению нарушенных в первые годы после распада СССР экономических связей между странами СНГ и формированию на рыночной основе единого экономического пространства, включающего первоначально лишь несколько наиболее подготовленных государств. По мере готовности к ним  будут постепенно подключаться и  другие.

Подтверждением  этого стало формирование Таможенного  союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. 6 января 1995 г. подписано соглашение о ТС между РФ и Белоруссией, 20 января 1995 г. к нему присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Развернулась работа по созданию ТС, предусматривающего полное снятие ограничений во взаимной торговле, единые торговый режим и таможенный тариф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Ведущую роль в этом региональном интеграционном объединении играет Россия, обладающая наибольшим потенциалом и влиянием. Однако вопрос о значении ТС с позиции  интересов России до сих пор является дискуссионным. Хотя официальный курс руководства РФ на формирование такого союза остается неизменным, в экономической  литературе и публицистике высказываются по этому поводу различные (нередко взаимоисключающие) точки зрения.

Плюсы и минусы

Различия  в оценках во многом связаны с  тем, что формирование ТС с партнерами по СНГ имеет для российской экономики  неоднозначные последствия.

С одной стороны, Россия (особенно в долговременном плане) может получить от создания ТС весомые выгоды.

Так, полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит ей обеспечить для  своих товаров (прежде всего машинно-технической  продукции, пока еще не конкурентоспособной  на рынках дальнего зарубежья) свободный  доступ на рынки стран-партнеров. Это  будет способствовать преодолению  спада производства и улучшению  финансово-экономического положения  сотен российских предприятий и  целых отраслей, поддерживающих тесные исторически сложившиеся связи  с контрагентами из этих бывших союзных  республик.

Устранение  ограничений в торговле дает также  России возможность увеличить закупки  в государствах-партнерах необходимой  продукции (энергетических и коксующихся  углей, продукции черной и цветной  металлургии - в Казахстане, бытовой техники, транспортных средств, мясных и молочных продуктов - в Белоруссии, хлопка, табачного сырья и продукции цветной металлургии - в Киргизии).

Единый  таможенный тариф участников ТС в  отношении третьих стран позволит России обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции по сравнению  с предыдущим этапом интеграции - зоной свободной торговли (когда товары третьих стран могут проникать на российский рынок через государства СНГ с более низкими тарифами). Предполагаемый в рамках ТС единый таможенный контроль будет препятствовать получившему в последнее время широкое распространение бесконтрольному вывозу из РФ стратегического сырья и незаконному ввозу товаров через территории стран-партнеров.

С образованием ТС Россия как экономически самая сильная участница получает возможность фактически возглавить его, что усилит ее позиции в отношениях с третьими странами и международными экономическими организациями. Предполагаемые в рамках ТС унификация хозяйственных  законодательств и выравнивание условий хозяйственной деятельности могут в перспективе значительно  облегчить работу российских предпринимательских  структур на территориях стран-участниц.

Немаловажное  значение для РФ имеет предусматривающийся  в рамках ТС бесплатный транзит внешнеторговых грузов через территории государств-партнеров. Особенно важна возможность свободного транзита энергоносителей на Запад  через Белоруссию (известно, например, что два из пяти основных нефтепроводов  из России на Запад проходят через  белорусскую территорию). Кроме того, формирование ТС избавляет от немалых  затрат по обустройству внутренних границ (по данным Таможенного комитета РФ, обустройство 1 км границы обходится в 3 млрд руб., а общая стоимость обустройства границ России с Белоруссией и Казахстаном составила бы 21 трлн руб.).

С другой стороны, наряду с несомненными выгодами для России реализация ТС первоначально может привести к определенным трудностям и потерям.

Так, полная отмена пошлин, налогов и  сборов фактически перекрывает один из важных источников бюджета РФ. Еще  более серьезной проблемой является предполагаемое в рамках ТС осуществление  взаимопоставок всех товаров (включая  энергоносители) по внутренним ценам  страны-производителя. На практике это  означает, что Россия должна будет  поставлять своим партнерам энергоресурсы  по льготным ценам и тем самым  в течение определенного времени  субсидировать эти республики.

Информация о работе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана