Тарифы в энергосбережении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Ключевым звеном в экономическом механизме стимулирования энергосбережения является система тарифов на энергоносители. Общий принцип тарифообразования в условиях регулируемой рыночной экономики заключается в соответствии тарифов на энергоносители и цен на топливо для всех категорий потребителей (промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) фактическим затратам на производство транспорт всех энергоносителей.

Файлы: 1 файл

ЦЕНЫ И ТАРИФЫ НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

                   П = W1b1 + W2b2 + W3b3 = W1b1 + (W - W1 - W3)b2 - W3b3, 

где W1 - энергия, потребленная в часы ночного провала графика нагрузки ЭЭС; W2 - энергия, потребленная в часы полупиковой нагрузки; W3 - энергия, потребленная в часы максимума ЭЭС; W = W1 + W2 + W3 - общее потребление энергии.

    Рациональное  использование ТЭР стимулируется  установлением сезонных цен на  природный газ и сезонных тарифов  на электрическую и тепловую  энергию. Тарифы дифференцированы  в зависимости от времени суток  и дней недели. Например, с целью снижения пиковых нагрузок в дневное время устанавливаются более низкие нормы тарифа на электроэнергию. 
 
 
 

3. Дифференциация тарифов  на электроэнергию для городского и сельского населения 

 

    Так, тарифы на электрическую  энергию для городского населения,  проживающего в домах, оборудованных  электроплитами, ниже по сравнению  с тарифом для всего городского населения. Для сельского населения тариф дифференцирован в зависимости от места проживания: в городских населенных пунктах он несколько выше, чем в сельских населенных пунктах. Для всех других групп потребителей он одинаков. 

   

           4. Тарифы на природный газ и тепловую энергию 
 

    Тариф на природный газ, отпускаемый населению, проживающему в жилых домах, где имеются квартирные газовые счетчики, установлен за 1 куб. м потребляемого газа. При этом он ниже в отопительный сезон (при наличии газового отопления) и выше летний период. В жилых домах, где квартирные счетчики не установлены, тариф взимается с одного проживающего в месяц.

При этом дифференцирован  по наличию в квартире  газовой  плиты и: 

    - централизованного горячего водоснабжения; 

    - газового водонагревателя (при  отсутствии горячего водоснабжения); 

    - отсутствие централизованного  горячего водоснабжения и газового  водонагревателя. 

    Тариф на природный газ, отпускаемы населению, проживающему в жилых домах, где имеются квартирные газовые счетчики, установлен за 1 м3 потребляемого газа. При этом он ниже в отопительный сезон (при наличии газового отопления) и выше в летний период. При отсутствии газового отопления размер его такой же, как и в летний период. В жилых домах, где квартирные газовые счетчики не установлены, тариф взимается с одного проживающего в месяц. При этом он дифференцирован в зависимости от наличия в квартире газовой плиты и: 

    - централизованного горячего водоснабжения; 

    - газового водонагревателя (при  отсутствии централизованного горячего  водоснабжения); 

    - отсутствие централизованного  горячего водоснабжения и газового  водонагревателя. 

    Отпуск газа населению для  отопления нежилых помещений  (теплиц, мастерских по ремонту  техники, гаражей, для различного  рода производственных и сельскохозяйственных  работ, спортивных занятий и  т.п.) производится по ценам, установленным  для промышленных потребителей. При это при наличии отдельного  счетчика газа расчет проводится  по показаниям счетчика, при отсутствии  счетчика - по утвержденным нормам  расхода  газа на 1 кв. м отапливаемой  площади.

    Отпуск газа сжиженного для  бытовых нужд в баллонах весом  21 кг (50 л) сверх установленных  норм производится по ценам,  формируемым предприятиями газового  хозяйства, в соответствии с  действующими нормативными документами  по ценообразованию без начисления  прибыли.

    Розничные цены на твердое  топливо устанавливают исполкомы  областных и Минского городского  Советов депутатов. Так, решением  Минского горисполкома 20 ноября 2001 г. № 896 фиксированные розничные  цены на твердое топливо, реализуемое  населению, установлены в следующих  размерах, тыс. за руб. за 1 тонну  :

    - уголь каменный - 30;

    - брикеты торфяные - (БТ-7, БТ-6) - 13.5;

    - брикеты торфолигнинные и с  древесными опилками - 13.5;

    - брикеты торфоугольные (БТ-4) - 16.5;

    - торф кусковой - 2.7;

    - дрова - 1.5 тыс. руб. за 1 скл.  м3 

    Тепловая энергия в Республике Беларусь подается по одноставочному тарифу. Тариф дифференцируется по энергосистемам и параметрам отпускаемой тепловой энергии (отборный острый и редуцированный пар). При понижении параметров отпускаемой тепловой энергии уменьшается её потребительская ценность. Это ведёт к снижению тарифа.

    Стоимость тепловой в паре  и горячей воде определяется  тарифами за 1 Гкал согласно паспортным параметрам котлов или отборов турбин на коллекторе ТЭЦ (котельной). При этом количество тепловой энергии в паре, поступающем потребителю, определяется как произведение весового количества пара на его теплосодержание, обусловленное договором при установленных параметрах пара, и учитывая на границе раздела тепловых сетей энергоснабжающей организации и потребителя. Граница раздела определяется по балансовой принадлежности тепловых сетей.

    На тепловую энергию тарифы  устанавливаются с учетом возврата  конденсата. За невозвращенный конденсат  потребитель должен выплатить  дополнительно (на 10-20% больше). Стимулирование  потребителей к возврату конденсата  является одним из путей решения  задач энергосбережения.   
 

Заключение 
 

                      5. Регулирующая роль государства 

В Республике Беларусь взят стратегический курс на создание регулируемой рыночной экономики. Так как государство обладает естественной монополией на энергосбережение, то оно и усиливает тарифы на энергию. При этом основными принципами  являются следующие:

   

- соответствие  тарифов реальным затратам на  получение и доставку ТЭР; 

    - учет экономических интересов  производителей и потребителей  энергии; 

    - создание условий для конкуренции  энергоснабжающими организациями,  которая способствует снижению  тарифов. 

    В этой связи предстоит решить  три основных аспекта тарифной  проблемы Беларуси: 

    - построить систему тарифов на  энергоносители, соответствующую формирующимся рыночным отношениям в энергоснабжении, с механизмом адаптации её к их изменениям; 

    - осуществлять государственное  регулирование тарифов; 

    - устранить практику перекрёстного  субсидирования, и обеспечить в  сфере энергоснабжения социальную  защиту низкооплачиваемых слоёв  населения. 

    Тарифы на тепло- и электроэнергию  предполагается определять в  условиях свободы экономической  конкуренции между производителями  энергии на основе рыночного  механизма взаимодействия цены  и спроса на энергопродукцию.  В республике в качестве конкурентов энергосистемы выступают:

    - по производству тепловой энергии  - промышленные и отопительные  котельные и местные теплогенераторы, 

    - по производству электроэнергии - небольшие промышленные ТЭЦ,  создаваемые на предприятиях, на  которых используются экономичные  газотурбинные и паротурбинные  установки, работающие по теплофикационному  циклу; кроме того, импорт электроэнергии  из России, Литвы, Украины, Польши.

    Так что, существует вполне  определённый интервал, в котором  государственная энергосистема  может регулировать тарифы в  интересах своего развития и  наибольшей прибыли и обеспечивать  при этом сохранение лидирующего  положения на рынке энергии.  Верхняя граница этого интервала  определяется стоимостью производства энергии вышеназванными альтернативными источниками. Нижняя граница - рентабельность ЭС при обеспечении нормативных удельных расходов топлива, потерь энергии при её транспорте и затрат на эксплуатацию энергоисточников и энергосетей.

    В чем же может проявляться государственное  регулирование тарифов? Регулирующая роль государства заключается в создании конкурентной среды межу производителями энергии и стимулировании как производителей, так и потребителей энергии на энергосбережение.

   Государство, регулируя тарифы, управляет процессами централизации и децентрализации энергоснобжения путём выбора и допуска на рынок энергии альтернативных энергоисточников - конкурентов энергосистеме. Например, стоимость производства тепловой энергии  на действующих котельных, новых котельных, построенных за счёт средств потребителя, построенных на заёмных средствах, различна и возрастает в порядке перечисления. Устанавливая ограничения тарифов на тепловую энергию для той или иной категории котельных, можно регулировать масштабы строительства новых котельных, скрытие существующих, рост централизации теплоснабжения от ЭС. Регулирование тарифов позволяет также предупредить массовое использование электроэнергии для целей теплоснабжения.

    Существует критическое соотношение  тарифов на тепловую и электрическую  энергию, которое не должно  превышаться, так как потребителю  становится выгодно использовать  электроэнергию для отопления.  Это недопустимо: КПД преобразования  топлива в тепловую и энергию  соответственно равен 85-93% и 30-39%,следовательно, будет происходить перерасход ПЭР в 2.5-3 раза при больших выбросах вредных веществ в атмосферу.

    Государство может устанавливать  льготные энергетические тарифы для отдельных предприятий, продукция которых пользуется спросом на внешнем рынке, тем самым повысить её конкурентоспособность за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции.

    Устанавливая энергетические тарифы, государство может использовать  их как мощный экономический  инструмент для реализации своей  энерго политики. В зависимости  от соотношения тарифов и стоимости  производимой энергии энергоисточники  оказываются конкуренто- или неконкурентоспособными  на энергетическом рынке.

    Дифференциация тарифов на электроэнергию  по зонам графика электрической  нагрузки стимулирует потребителей  к снижению потребления  в  период максимума нагрузки ЭС, т.е. выравниванию графика. При  этом обеспечивается экономический  эффект благодаря снижению затрат , которые были необходимы на  прирост установленной мощности  в ЭС за счет снижения расхода  топлива и использовании более  экономных энергоустановок для  покрытия нагрузок.

    В статье 20 Закона "Об энергосбережении" записано: "В целях стимулирования  рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток, дням недели на эти виды энергии…". В качестве неотложной меры в Программе "энергосбережение" ставится задача; "Привести в соответствие системы цен и тарифов на энергоносители фактическим затратам на производство и транспорт всех категорий потребителей ". Эта задача решается постепенно посредством государственного регулирования параллельно со стабилизацией экономической ситуации в республике при социальной защите малообеспеченных слоёв населения.

    В разделе Программы "Основные  механизмы и меры энергосбережения  для отрасли" (энергетика) определены "переход на тарифы на электроэнергию  для населения, возмещающие затраты  на производство и распределения  электроэнергии, стабилизация тарифов  на электроэнергию для промышленных  предприятий, снижение для них  тарифов на тепловую энергию  и перевод на первом этапе  крупных потребителей, на втором - более мелких и на третьем  - населения на дифференцированные  по времени суток тарифы".

    В числе первоочерёдных мер  программа называет разработку  гибких тарифов, обеспечивающих  максимальную нагрузку наиболее экономичных источников - ТЭЦ, районных котельных, крупных промышленных котельных, пересмотр тарифов на тепловую энергию для жилищно-бытового сектора. Предусматривается поэтапное повышение тарифов для населения на потребляемые ТЭР. Для общественных, бюджетных организаций, для населения города и села рекомендуется при использовании ТЭР в объемах, не превышающих  установленные нормативы, оплата по льготному тарифу, а при повышении расходов - по повышенному. В промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве при снижении норматива потребления всех видов энергоносители более чем на 4% тариф на потребленному электро- и теплоэнергию уменьшается пропорционально снижению суммарного приведенного норматива.

Информация о работе Тарифы в энергосбережении