Тарифы в энергосбережении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

Ключевым звеном в экономическом механизме стимулирования энергосбережения является система тарифов на энергоносители. Общий принцип тарифообразования в условиях регулируемой рыночной экономики заключается в соответствии тарифов на энергоносители и цен на топливо для всех категорий потребителей (промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) фактическим затратам на производство транспорт всех энергоносителей.

Файлы: 1 файл

ЦЕНЫ И ТАРИФЫ НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

    Введение

   

    Ключевым звеном в экономическом механизме стимулирования энергосбережения является система тарифов на энергоносители. Общий принцип тарифообразования  в условиях регулируемой рыночной экономики заключается  в соответствии тарифов на энергоносители и цен на топливо для всех категорий потребителей (промышленность, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) фактическим затратам на производство транспорт всех энергоносителей. С одной стороны, система тарифов служит важным элементом системы управления энергосбережением, с другой - средством государственного  регулирования взаимоотношений поставщиков и потребителей энергии для реализации энергетической политики. 

    Основная часть  

    1. Понятие тарифа. История тарифообразования на      энергоносители в РБ 

 

    Термин "тарифы" происходит от арабского "тариф", что переводится как "обозначение", "определение" и означает систему ставок, по которым взимается плата а услуги производственного и потребительского назначения как за продукцию , которая относится к особого рода потребительской стоимости, доставляемой трудом, оказывающим услугу не только в вещественной форме, но прежде всего в форме деятельности. Тарифы, в том числе на электрическую и тепловую энергию, воду, газ, являются разновидностью монопольной цены, отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью и более сложным дифференцированием ставок, в большей степени подвержены государственному регулированию. Тарифы как и цены, представляют собой денежное выражение стоимости и продукции и призваны возмещать сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль.

 

   Тарифы должны: 

    - отражать  все виды затрат, связанные с  производством, передачей и распределением  тепловой и электроэнергии, а  так же планируемые отчисления  и накопления; 

    - способствовать снижению народнохозяйственных затрат, связанных с производством и использованием энергии; 

    - учитывать качество тепло- и электроэнергии; 

    - по возможности обеспечить простоту измерений энергии и расчетов с потребителями.       

    В СССР  и доперестроечные времена, в  эпоху дешевых энергоресурсов  и безусловной монополии их  поставщиков, применялись весьма  примитивные тарифы, не отражавшие  фактических затрат на производство и доставку энергоресурсов, не стимулировавшие ни производителей, ни потребителей к эффективному использованию. Доля затрат на ТЭР в себестоимости продукции промышленного производства (энергетическая составляющая) составляла 5-7% и далеко не отражала их действительную стоимость. Низкая плата населения за коммунальные услуги  обеспечивалась значительными необоснованными дотациями из государственного бюджета. Таким образом, действовавшая система тарифов способствовала энергозатратному характеру экономики. Экономический кризис 90-х гг. в странах СНГ, вызванный разрывом производственных связей между бывшими республиками, изменением социально-экономических отношений в них, привел к энергетическому кризису, одним из признаков которого является отсутствие системы тарифов, отвечающей стабильному развитию и прогрессу экономики.

    В Беларуси  цены на энергозатраты резко  возросли. Сложилась прочная практика  перекрестного субсидирования на  оплату за энергоносители, которая  не стимулирует потребителей  к эффективному энергоиспользованию.  Суть её состоит в том, что  промышленные предприятия при  оплате за энергию вынуждены  покрывать льготы, предоставленные  населению и сельскому хозяйству.    

   Большинство  стран мира устанавливают соотношение тарифов на энергию для промышленности и населения в пределах 1 : (1,6 - 2,7), т.е. тариф для населения в 1.8-2.7 раза выше среднего тарифа промышленных потребителей. В нашей республике промышленность платит за 1 кВ∙ч электроэнергии примерно в 3.5 раза больше коммунально-бытового сектора. Такая практика  перекрестного субсидирования приводит к комплексу негативных последствий: 

       - увеличение себестоимости промышленной продукции на сумму скрытых дотаций населению обусловливает увеличение цены за товары, потребляемые населением; 

       - льготные тарифы не способствуют рациональному энергосбережению и приводят к расточительному потреблению электроэнергии; 

       - повышение себестоимости промышленных товаров  приводит к потере ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на внешнем рынке; 

       - увеличение тарифов для промышленных предприятий сокращает доходную часть бюджета, поскольку уменьшается основная часть налогообложения предприятий - прибыль. 

    Необходимость  полной оплаты населением за  потребленные коммунальные услуги  обусловливает и тот факт, что  многие котельные, принадлежащие крупным промышленным предприятиям, не смогут своевременно получить от потребителей вырабатываемой ими электрической и тепловой энергии деньги, и это сильно сказывается на результатах их производственной деятельности . Поэтому первым шагом на пути выхода из создавшегося негативного положения является уход от перекрёстного субсидирования и постепенный переход льготируемых потребителей на обоснованные тарифы.

    На территории  Республики Беларусь тепловая  энергия отпускается по тарифам,  регулируемым облисполкомами и  Минским горисполкомом в соответствии  с действующим законодательством, целью которого является однообразное решение следующих задач: 

    - устойчивое  снабжение юридических лиц и  населения тепловой энергией; 

    - защита  потребителей тепловой энергии  от естественной монополии энергоснабжающих  организаций; 

    - создание  нормальных экономических условий  для функционирования энергосберегающих  организаций.

                               

            2. Виды системы тарифов на электроэнергию 

Основными видами системы  тарифов на электроэнергию являются: 

    - одноставочный тариф по счётчику электроэнергии; 

    - двухставочный тариф с оплатой максимальной нагрузки; 

    - двухставочный тариф с основной ставкой за мощность присоединенных электроприёмников; 

    - двухставочный тариф с основной ставкой за мощность потребителя, участвующую в максимуме энергосистемы; 

    - одноставочный  тариф, дифференцированый по времени суток, дням недели, сезонам года. 

   Одноставочный тариф по счётчику электроэнергии предусматривает плату только за электроэнергию в киловатт-часах, учтенную счётчиком. Этот вид тарифа широко используется при расчётах с населением и другими непромышленными потребителями. Потребитель, не использующий энергию в рассматриваемый расчётный период, не несёт расходов, связаны с издержками энергоснабжающих организаций, которые обеспечивают подачу энергии в любой момент времени. По этому тарифу стоимость 1 кВ∙ч при любом количестве потреблённой энергии остаётся постоянной. Однако затраты на 1 кВ∙ч при увеличении производства (потребления) энергии уменьшается и, следовательно, должна снижаться тарифная ставка на потребляемый киловатт-час. Это учитывается введением ступенчатого тарифа по счётчику.

    По одноставочному  тарифу на электроэнергию с  оплатой за отпущенное количество  энергии с потребителя взимается  плата за потребленную электроэнергию, учтенную счетчиками, по некоторой усредненной стоимости для электроэнергетической системы (ЭЭС). Поскольку перспективные годовые потребления электроэнергии прогнозируются достаточно точно, то суммарная плата за пользование электроэнергией покрывает все расходы ЭЭС и обеспечивает плановые накопления.

    Одноставочный  тариф стимулирует потребителя  сокращать непроизводительный расход  электроэнергии, создавать наиболее  рациональные системы электроснабжения  и режимы работы энергоприёмников, так как это позволяет снизить  издержки данного предприятия.  однако отсутствие дифференциации  стоимости  электроэнергии по  времени суток не стимулирует  потребителя снижать нагрузку  в часы максимума и повышать в часы ночных провалов, т.е. не способствует выравниванию графика нагрузки ЭЭС, а следовательно, и снижению затрат на производство электроэнергии.

 

    Двухставочный тариф с основной ставкой за мощность присоединённых электроприёмников предусматривает плату (П) за суммарную мощность присоединённых электроприёмников (Рn) и оплату за потреблённую электроэнергию(W), кВт ∙ч, учтённую счётчиками: 

                                                             П=aPn+bW, 

 

где a - плата за 1 кВт (кВ∙А) присоединённой мощности;  b - плата за 1 кВт∙ч потреблённой электроэнергии.

   Необходимость  действия такого тарифа обусловлена  тем, что установленная мощность  современных крупных промышленных  предприятий составляет сотни и тысячи мегавольт-ампер. Затраты на электрооборудование и на систему электроснабжения в ряде случаев превышает 50% стоимости предприятия. На сооружение систем электроснабжения расходуется значительное количество кабельной продукции и оборудования.               

    Общая установленная мощность электрооборудования в отраслях промышленности превышает  установленную мощность электростанций и с каждым годом возрастает. Это определяется широкой электрификацией технологических процессов, использованием индивидуальных электроприводов и электроаппаратов. Для рационализации систем электроснабжения и снижения потерь энергии в них принимается децентрализация  распределения, трансформации, преобразования и коммутации электроэнергии, которая осуществляется применением глубоким вводом питающих линий, позволяющих трансформировать и преобразовывать энергию на рабочее напряжение непосредственно у электроприемника. При этом сохраняются ступени трансформации. Разукрупнение подстанций уменьшает токи, что, в свою очередь приводит  к снижению потерь энергии. Однако децентрализация трансформации, как правило, приводит к возрастанию суммарной мощности трансформаторов, установленных на подстанциях глубоких вводов, по сравнению с мощностью трансформаторов, необходимой для централизованной трансформации.

    Целесообразность  принятия варианта электроснабжения  с централизованным и децентрализованным  распределениями определяется разностью  приведённых затрат: 

                         ΔЗ = рнормц - Кд + (Иц - Ид) + (Сц - Сд), 

где рнорм - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений; К - капитальные затраты; И - ежегодные издержки без учета затрат на электроэнергию; С - годовая плата за электроэнергию;

    Индексы  "ц","д" соответствует вариантам  централизованного и децентрализованного  электроснабжения. 

    Двухставочный тариф  с оплатой максимальной  нагрузки предусматривает плату как за максимальную нагрузку (Рmax, кВт)

потребителя (основная ставка), так и за потреблённую электроэнергию (W, кВт∙ч),учтенную счётчиками:

  

                                   П = a Pmax + bW, 

где  а - плата за 1 кВт максимальной мощности, b - плата за 1 кВт∙ч электроэнергии.

   

    Двухставочный тариф с основной ставкой за мощность потребителя, участвующую в максимуме энергосистемы, учитывает не вообще максимальную мощность потребителя, а заявленную им единовременную мощность, участвующую в максимуме ЭЭС - Рmax.

Рассмротренный тариф  может предусматривать дифференцирование  дополнительной платы со сниженной  ставкой за энергию, потреблённую в  часы минимальных нагрузок ЭЭС (обычно в часы ночного провала графика). В этом случае плата за электроэнергию:

          

                    П = а Рmax + (W - Wmin)b2 + Wminb1, 

где W - общее потребление энергии; Wmin - энергия, потребленная в часы минимальных нагрузок ЭЭС; b1 - дополнительная плата за энергию, потребленную в часы минимальных нагрузок; b2˃b1, - дополнительная плата за энергию, потреблённую в течение других часов суток. 

    При таком  тарифе потребитель свободен  выборе наиболее рациональной  схемы электроснабжения предприятия,  заинтересован снижать мощность, участвующую в максимуме ЭЭС  (поскольку соответственно снижаются  его затраты), и стремится сокращать  непроизводительный расход электроэнергии.

Уменьшение максимума  нагрузки и снижает стоимость  вырабатываемой электроэнергии. 

    Одноставочный тариф, дифференцированный по времени суток, дням недели, сезонам года, предусматривает ставку только на энергию, учтенную счетчиками, но при разных дифференцированных ставках. Обычно предусматривается три ставки за энергию, потреблённого в часы утреннего и вечернего максимума (b3), в часы полупиковой нагрузки (b2) и часы ночного провала нагрузки(b1), причем b3 ˃b2˃b1.

    Плата  за электроэнергию при применению  этого вида тарифа : 

Информация о работе Тарифы в энергосбережении