Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении тенденций развития инвестиционных процессов. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций, рассмотреть их сущность и виды, факторы;
проанализировать процессы инвестирования в России в настоящее время;
определить основные пути совершенствования инвестиционной деятельности в стране.
В период с 2005 по 2008 гг. была сформирована законодательная и нормативная правовая база функционирования особых экономических зон, включающая более 100 правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2008 г. в ОЭЗ зарегистрировано 143 резидента, инвестиции которых составили 16,6 млрд. рублей. При этом объем произведенной продукции и услуг составил свыше 11 млрд. рублей. На территории ОЭЗ создано 5800 тысяч новых рабочих мест[14]. Однако приходится констатировать, что попытка содействовать решению проблемы инвестиционного дефицита путем создания особых экономических зон представляет собой точечное и маломасштабное воздействие на ситуацию. В области создания и функционирования ОЭЗ можно выделить проблемы, связанные, в первую очередь, с наличием законодательных и нормативных ограничений, с привлечением в ОЭЗ высококвалифицированных кадров, а также с воздействием неблагоприятной экономической ситуации на деятельность резидентов ОЭЗ.
25 декабря
2009 г. принят Федеральный закон
№ 340-ФЗ «О внесении
Таким образом, в настоящее время приходится констатировать дефицит инвестиций в Российской Федерации, что выступает существенным фактором, сдерживающим ее социально-экономическое развитие и становится непреодолимым препятствием на пути модернизации отечественной экономики и перевода на инновационный путь развития.
2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в экономике России
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Следует
отметить, что современная российская
деловая среда не является благоприятной
для привлечения инвестиций в
реальную экономику. Инвестиционные ресурсы
распределяются между регионами
крайне неравномерно, в основном концентрируясь
в крупных мегаполисах и
Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
Принципы
регулирования инвестиционной сферы
в России определяются федеральными
законами «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений»
от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»
от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ. Формы государственного
регулирования инвестиционной деятельности
предприятий в форме
В современных
условиях российское государство обладает
значительными финансовыми
Необходимость активной государственной инвестиционной деятельности в настоящее время подтверждается также некоторыми системными проблемами российской денежно-кредитной политики, к которым относятся нехватка денежной массы, вызванная во многом ее искусственной стерилизацией, и, как следствие, недостаток ресурсов для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.
При решении задачи активизации государственной инвестиционной политики должны быть достигнуты следующие основные ценностные цели:
1) обеспечение экономического роста;
2) устранение
накопленных структурных
3)доведение монетизации экономики до уровня, отвечающего долгосрочным потребностям инвестиционного развития;
4) управление
пропорциями развития в
5) уход
от привязки национальной
6) создание
системы некоммерческого (
Поставленные
цели предполагают системность осуществления
государственных инвестиций, их полную
интеграцию в государственную
Государственные
инвестиции не могут подменять или
отменять частные инвестиции. Методами
инвестиционной политики государство
лишь устраняет недостатки экономического
развития страны и стимулирует приоритетное
развитие отраслей, стратегически важных
для национальной экономики, обеспечения
экономической безопасности и социальной
устойчивости. Сам факт формирования
государственной инвестиционной политики
должен стать сигналом частному бизнесу
о том, какие сферы государство
считает приоритетными для
Экономический
эффект от государственной инвестиционной
политики не заставит себя ждать. Согласно
прогнозам, полученным на основе математической
модели, построенной в ЦЭМИ РАН, результаты
масштабных инвестиций в экономику
отразятся как на приросте ВВП, росте
доходов населения и
В настоящее
время задействованы такие
Концессии
дают возможность привлечь частный
капитал в строительство таких
важных объектов инфраструктуры, как
дороги, аэропорты, порты. Концессионные
соглашения в отношении конкретных
объектов заключаются в соответствии
с типовым соглашением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Большинство типовых
В жилье нуждаются около 42 млн. человек. В федеральной целевой программе «Свой дом» в качестве нормы приводится показатель в 17, 7 кв. м. на одного человека, на полугодие 2007 г. среднеросийская цена квадратного метра жилья составила 22000 руб[16]. Умножив эти показатели мы получим общий объем требуемых средств, и это составляет более 600 миллиардов долларов. Сравним это с тем, что в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2006-2010 гг. предусматривается выделение государственных инвестиций (за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) в размере 333 млрд. рублей (12,2 млрд. долл.)[17].
В инвестиционных ресурсах нуждаются и регионы (приложение 15). На начало 2008 г. инвестиционная потребность регионов в виде оформленных бизнес-планов составила сумму в 40 млрд. долл[18].
Можно оценить отраслевую структуру инвестиционных потребностей. Здесь особенно выделяются транспорт и связь.
К примеру, годовая инвестиционная потребность ОАО «РЖД» оценивается в 150 млрд. рублей (5,5 млрд. долл.), при этом Сберегательный банк России одному заемщику может предоставить средства в размере не более 45 млрд. рублей (1,6 млрд. долл.)[19].
Среди отраслей, нуждающихся в инвестировании, выделяется также топливно-энергетический комплекс: его потребность в инвестициях на период до 2010 года составляет порядка 400-440 млрд. долл. В частности, потребности газовой отрасли составляют 170-200 млрд. долл., нефтяной - 230-240 млрд. долл.
Инвестиционные
потребности цементной
Если говорить о дорожном строительстве, то дефицит средств, по сравнению с европейскими нормативами расходов, составляет до 14 млрд. долл. в год.
Значительную
часть высокотехнологичной
Малому бизнесу необходимы для развития стартовые и поддерживающие кредитные ресурсы. По данным Всемирного банка на 1 января 2006 года, 752 российских банка предоставили кредиты малому бизнесу на 123 млрд. рублей (4,5 млрд. долл.). При этом потребности малого бизнеса оцениваются в 750 млрд. – 1 трлн. рублей (27,4 - 36,6 млрд. долл.)[22].
Таким образом, средневзвешенная оценка российских потребностей в инвестициях, необходимых для развития и роста национальной экономики (без учета аграрного сектора), составляет дополнительно более 100 млрд. долл. в год. Таким образом, средств, которые могут быть предоставлены ныне действующим Инвестиционным фондом, явно недостаточно.
Возможными источниками ресурсного обеспечения инвестиций в промышленности являются средства федерального бюджета; средства регионального и муниципального бюджетов; внебюджетные фонды региона; собственные средства предприятий; средства населения; иностранные инвестиции.
Если
оценить реальную ситуацию инвестирования
в российскую экономику, то основное
бремя несут, как и раньше, предприятия.
В 2006 году удельный вес собственных
средств организаций в
Ни государственные, ни банковские инвестиции значимой роли не играют: в структуре привлеченных на инвестиционные цели средств доля кредитов банков составила 9,3%, доля бюджетного финансирования – 15,2%[25].
Что касается российской банковской системы, то, несмотря на некоторый рост в последние годы, ее возможности не отвечают потребностям развивающейся экономики. По таким показателям, как капитал/ВВП, активы/ВВП, кредиты/ВВП, российские банки существенно уступают кредитным учреждениям не только развитых стран, но и многих стран с переходной экономикой.
Из-за низкой капитализации и привязанных к этому показателю нормативов банки не способны в достаточной мере обеспечивать спрос нефинансового сектора на кредитные ресурсы. В подтверждение этому сопоставим активы предприятий с активами коммерческих банков и российскими депозитами в зарубежных банках (Приложение 16).
(Приложение 12) свидетельствует, что соотношение между промышленным и банковским капиталом в России складывается явно не в пользу последнего. Для сравнения: в США активы банков достигают 47% от активов всех нефинансовых корпораций. Вместе с активами страховых обществ, также выполняющих роль кредитных учреждений, их доля достигает 65%, а удельный вес активов всех финансовых корпораций США составляет 97%. Таким образом, банковско-кредитный и финансовый сектор США приблизительно равен ее нефинансовому сектору, включающему промышленность, торговлю, транспорт, строительство, нефинансовые услуги.
Информация о работе Тенденция развития инвестиционных процессов