Для полноценного
взаимодействия между финансовым и
нефинансовым секторами, обеспечивающего
расширенное воспроизводство, необходимо,
чтобы финансовый сектор был как
минимум равен по активам двум
третям нефинансовой части экономики.
В России, даже с учетом активов небанковских
кредитно-финансовых учреждений, общая
доля финансового сектора не превышает
20%.
Таким образом,
ресурсы российской банковской системы,
включая ЦБ РФ, несопоставимы с
потребностями реального сектора
экономики (около 100 млрд. долл. в год)
(Приложение 17).
Другим
источником финансовых ресурсов являются
иностранные инвестиции в российскую
экономику. При этом для крупных
западных инвесторов Россия привлекательна
только как энергосырьевой придаток
и как значительный и недостаточно освоенный
рынок сбыта всего спектра потребительской
продукции, никакого серьезного интереса
Россия как производитель высокотехнологичной
продукции не представляет.
В ведущих
странах основа инвестиционных ресурсов
формируется национальными денежными
властями. Как показывают балансы
Банка Японии и ФРС США, в их
портфелях государственных бумаг
большая часть приходится на «длинные»
инструменты. Так, в Банке Японии
казначейские бумаги со сроком погашения
свыше 5 лет составляют более 40 трлн.
иен, т. е. 60% его общего портфеля государственных
бумаг. В ФРС на такие бумаги приходится
более 130 млрд. долл., или свыше 20% его
государственного портфеля, при том, что
еще более 170 млрд. долл. (30% госпортфеля)
приходится на инструменты со сроками
от 1 до 5 лет. Таким образом, экономика
изначально получает существенный инвестиционный
потенциал, который мультиплицируется
по мере подключения к работе с длинными
проектами частного сектора (субподрядчиков
и т. д.).
Таким образом,
возникает необходимость нового
комплексного подхода к решению
задачи наращивания инвестиций. Без
некоторого уникального, нетрадиционного
решения этой задачи высоких темпов
роста и диверсификации экономики
в стране добиться не удастся, и именно
поэтому данная задача должна решаться
на государственном уровне в рамках
государственной инвестиционной политики.
По примеру развитых стран формирование
масштабной долгосрочной государственной
инвестиционной политики в России также
должно строиться на основе крупных
государственных источников денежных
средств. Примеры осуществления
такой политики в России уже имеются.
В частности, это реализация Федеральной
адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Улучшение
инвестиционного и предпринимательского
климата является ключевым условием
развития экономики, поэтому к приоритетным
направлениям экономической политики
относится формирование законодательных
основ, обеспечивающих благоприятный
инвестиционный и предпринимательский
климат, что подразумевает: кардинальное
улучшение условий инвестирования
и хозяйствования; существенное снижение
налогового бремени и повышение
эффективности налоговой и таможенной
систем; достижение сбалансированности
бюджетной системы и повышение
эффективности ее функционирования;
стимулирование прогрессивных структурных
сдвигов в российской экономике; реструктуризацию
естественных монополий; создание условий
для развития финансовой инфраструктуры
и достижения среднесрочной финансовой
стабильности; создание условий для интеграции
России в мировую экономику.
3. Пути и меры активизации
инвестиционного процесса
Притоку
в инвестиционную сферу частного
национального и иностранного капитала
препятствуют политическая нестабильность,
инфляция, несовершенство законодательства,
неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное
обеспечение. Взаимосвязь этих проблем
усиливает их негативное влияние
на инвестиционную ситуацию. Слабый приток
прямых иностранных инвестиций в российскую
экономику объясняется разногласиями
между исполнительной и законодательной
властями, Центром и объектами Федерации,
наличием межнациональных конфликтов
в самой России и войн непосредственно
на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев
общества ходом реформ), разгулом преступности
и бессилием властей, неблагоприятным
для инвесторов законодательством, инфляцией,
спадом производства, непрерывным падением
курса рубля и его не конвертируемостью
и др.
Несмотря
на то, что потребность страны
в иностранных инвестициях составляет
10 - 12 млрд. долл. в год, российское
правительство в последние годы
проявляло в отношении зарубежных
компаний скорее двойственность, чем
радушие. Официальная политика предписывает
оказывать поддержку прямым зарубежным
инвестициям, но на практике зарубежные
фирмы испытывают невероятные трудности,
пытаясь вложить капитал в
российскую экономику. Российское законодательство
не имеет устоявшейся базы, коммерческая
деятельность наталкивается на множество
бюрократических преград, а кроме
того, складывается впечатление, что
многие российские политики просто боятся
прямых зарубежных инвестиций. Некоторые
в России убеждены, что иностранные
инвестиции - это не более чем
"надувательство", и зарубежные компании
откровенно эксплуатируют российскую
экономику.
Рассмотрев
с различных сторон факторы, сдерживающие
поток инвестиций в нашей стране,
мы можем предложить несколько решений
этих наболевших проблем путем:
1) Привлечения
инвестиций (как иностранных, так
и национальных) в российскую
экономику является жизненно
важным средством устранения
инвестиционного "голода" в
стране. Особую роль в активизации
инвестиционной деятельности должно
сыграть страхование инвестиций
от некоммерческих рисков. Важным
шагом в этой области стало
присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),
осуществляющему их страхование от политических
и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных
капиталовложений (как отечественных,
так и иностранных), - постоянный и общеизвестный
набор догм и правил, сформулированных
таким образом, чтобы потенциальные инвесторы
могли понимать и предвидеть, что эти правила
будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен.
2) Принятия
новой редакцией Закона об
инвестициях, Закона о концессиях
и Закона о свободных экономических
зонах с целью усовершенствования
законодательной базы функционирования
иностранных инвестиций.
3) Законодательного
определения прав собственности
на землю.
4) Образования
Государственного информационного
центра содействия инвестициям
для облегчения доступа иностранных
инвесторов к информации о
положении на российском рынке
инвестиций.
Для стабилизации
экономики и активизации инвестиционного
климата требуется принятие ряда
кардинальных мер, направленных на
формирование в стране как общих условий
развития цивилизованных рыночных отношений,
так и специфических, относящихся непосредственно
к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер
общего характера в качестве первоочередных
следует назвать:
- достижение
национального согласия между
различными властными структурами,
социальными группами, политическими
партиями и прочими общественными
организациями;
- радикализация
борьбы с преступностью;
- торможение
инфляции всеми известными в
мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся
зарплаты;
- пересмотр
налогового законодательства в
сторону его упрощения и стимулирования
производства;
- мобилизация
свободных средств предприятий и населения
на инвестиционные нужды путем повышения
процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение
в строительство системы
оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
- запуск
предусмотренного законодательством
механизма банкротства;
- предоставление
налоговых льгот банкам, отечественным
и иностранным инвесторам, идущим
на долгосрочные инвестиции
с тем, чтобы полностью компенсировать
им убытки от замедленного
оборота капитала по сравнению
с другими направлениями их
деятельности;
- формирование
общего рынка республик бывшего
СССР со свободным перемещением товаров,
капитала и рабочей силы.
В числе
мер по активизации инвестиционного
климата необходимо отметить:
- принятие
законов о концессиях и
свободных экономических зонах;
- создание
системы приема иностранного
капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных
институтов, коммерческих банков
и страховых компаний, страхующих
иностранный капитал от политических
и коммерческих рисков, а также
информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов,
поиском заинтересованных в
их реализации инвесторов и
оперативном оформлении сделок
"под ключ";
- создание
в кратчайшие сроки Национальной
системы мониторинга инвестиционного
климата в России;
- разработка
и принятие программы укрепления
курса рубля и перехода к
его полной конвертируемости.
Будем надеяться,
что вышеперечисленные меры будут приняты
правительством в ближайшее время и помогут
притоку национальных и иностранных инвестиций.
Заключение
В своей
курсовой работе я попыталась дать
основные теоретические аспекты
такого важного и сложного процесса
как инвестиции; проанализировать инвестиционную
ситуацию в России на данный момент
с разных позиций: по России в целом,
а также в сотрудничестве с другими странами;
предоставить основные рекомендации по
развитию инвестиционной сферы, основываясь
на законодательстве РФ.
Структурно
работа состоит из введения, содержания,
трех частей, заключения, списка использованных
источников и приложения.
Инвестиции
являются важной экономической категорией
и играют большую роль в экономике
страны. В первом разделе это было
точно отражено. Также инвестиции
являются звеном в цепочке практически
всех экономических процессов. Отмечу, что
инвестиции внутренние и внешние представляют
собой сложный многоступенчатый механизм,
способный в громадной степени увеличить
экономический потенциал государства,
поэтому успех, достигнутый в данной сфере,
во многом предопределит реализацию всей
реформы в целом.
Второй
раздел был посвящен особенностям инвестиций.
Инвестиционная деятельность, направленная
на изменение структуры российской экономики,
обязательно должна прогнозироваться
и планироваться не только в кратко - и
среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе,
в противном случае инвестиции могут не
дать нужного эффекта. Одной из проблем
отсутствия долгосрочных инвестиций в
частном секторе, а также низкого инвестиционного
рейтинга России в целом является отсутствие
долгосрочной государственной инвестиционной
политики.
Третий
раздел говорится о том, какие
меры активизации нужно для инвестиционного
процесса, например: восстановление Бюджета,
формирование государственной инвестиционной
программы. В силу комплекса объективных
и субъективных причин сегодня затруднены
прямые инвестиционные проекты. Поэтому
западные инвесторы, с целью закрепиться
на отечественном рынке, разрабатывают
иные формы инвестиционной деятельности,
которые по содержанию можно отнести к
косвенным или опосредованным инвестициям.
В настоящее время это один из оптимальных
направлений активизации инвестиционной
деятельности. Из всего вышесказанного
можно сделать выводы о том, что привлечение
в широких масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания
в России цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким
качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика.
В заключение
хочется отметить, что инвестиции
представляют собой сложный механизм,
способный в значительной степени
увеличить экономический потенциал
государства. Поэтому успех, достигнутый
в данной сфере, во многом предопределит
успешную реализацию социально-экономических
реформ и экономическое развитие
страны в целом.
Список литературы:
- Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.– М.: «Дело и сервис», 2005.
- Абрамов С.И. «Инвестирование», Москва, 2000 г.
- Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы / Отв. ред. Астапович. - М.: Агентство «Инфомарт», Известия, 2004.
- Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Вопросы-ответы: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТАКТ»: ИНФРА-М, 2008.
- Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.
- Варнавский, В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства [Текст] / В. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №5.
- Экономическая теория [Текст]: учебник; под общ. ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России// Экономический анализ: теория и практика.-2005.-№7.
- Дегтярева И.В. ЭКОНОМИКА.Макроэкономика, 2004.
- Журнал «Инвестиции в России», №8,9 2004г.
- Инвестиции в экономику России в 2000 г. (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. – 2001. - №8.
- Лисин, В. Инвестиционные процессы в российской экономике [Текст] / В. Лисин // Вопросы экономики. – 2004. – №6. – С. 4–27.
- Маренков Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть1.
- Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. – 1999.– № 31.
- Подшиваленко Г.П, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. «Инвестиции» учебное пособие / — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006.
- Сергеенко А.М. Анализ тенденций развития регионов России в 2000-2005 годах // Вопросы экономики. – 2006. – № 2.
- Френкель А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. - 2008 - №9.
- Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Шахназаров. “Инвестиции: ситуация и перспективы”. Журнал “Экономист”, № 1, 2001.
- http://www.economy.gov.ru
- http://www. regnum. ru/news/novgorod/645458.html
- http://vip.1-du.ru/news/598943/ Госкомстат.