Тенденция развития инвестиционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении тенденций развития инвестиционных процессов. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие инвестиций, рассмотреть их сущность и виды, факторы;
проанализировать процессы инвестирования в России в настоящее время;
определить основные пути совершенствования инвестиционной деятельности в стране.

Файлы: 1 файл

Начало.docx

— 953.71 Кб (Скачать файл)

Для полноценного взаимодействия между финансовым и  нефинансовым секторами, обеспечивающего  расширенное воспроизводство, необходимо, чтобы финансовый сектор был как  минимум равен по активам двум третям нефинансовой части экономики. В России, даже с учетом активов небанковских кредитно-финансовых учреждений, общая доля финансового сектора не превышает 20%.

Таким образом, ресурсы российской банковской системы, включая ЦБ РФ, несопоставимы с  потребностями реального сектора  экономики (около 100 млрд. долл. в год) (Приложение 17).

Другим  источником финансовых ресурсов являются иностранные инвестиции в российскую экономику. При этом для крупных  западных инвесторов Россия привлекательна только как энергосырьевой придаток и как значительный и недостаточно освоенный рынок сбыта всего спектра потребительской продукции, никакого серьезного интереса Россия как производитель высокотехнологичной продукции не представляет.

В ведущих  странах основа инвестиционных ресурсов формируется национальными денежными  властями. Как показывают балансы  Банка Японии и ФРС США, в их портфелях государственных бумаг  большая часть приходится на «длинные»  инструменты. Так, в Банке Японии казначейские бумаги со сроком погашения  свыше 5 лет составляют более 40 трлн. иен, т. е. 60% его общего портфеля государственных  бумаг. В ФРС на такие бумаги приходится более 130 млрд. долл., или свыше 20% его  государственного портфеля, при том, что еще более 170 млрд. долл. (30% госпортфеля) приходится на инструменты со сроками от 1 до 5 лет. Таким образом, экономика изначально получает существенный инвестиционный потенциал, который мультиплицируется по мере подключения к работе с длинными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.).

Таким образом, возникает необходимость нового комплексного подхода к решению  задачи наращивания инвестиций. Без  некоторого уникального, нетрадиционного  решения этой задачи высоких темпов роста и диверсификации экономики  в стране добиться не удастся, и именно поэтому данная задача должна решаться на государственном уровне в рамках государственной инвестиционной политики. По примеру развитых стран формирование масштабной долгосрочной государственной  инвестиционной политики в России также  должно строиться на основе крупных  государственных источников денежных средств. Примеры осуществления  такой политики в России уже имеются. В частности, это реализация Федеральной  адресной инвестиционной программы (ФАИП).

Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата является ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетным направлениям экономической политики относится формирование законодательных  основ, обеспечивающих благоприятный  инвестиционный и предпринимательский  климат, что подразумевает: кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования; существенное снижение налогового бремени и повышение  эффективности налоговой и таможенной систем; достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение  эффективности ее функционирования; стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике; реструктуризацию естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности; создание условий для интеграции России в мировую экономику.

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути и меры активизации  инвестиционного процесса

Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Несмотря  на то, что потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год,  российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые  в России убеждены, что иностранные  инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Рассмотрев  с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, мы можем предложить несколько решений  этих наболевших проблем путем:

1) Привлечения  инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую  экономику является жизненно  важным  средством устранения  инвестиционного "голода" в  стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно  сыграть  страхование инвестиций  от  некоммерческих рисков.  Важным  шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.

2) Принятия  новой редакцией Закона об  инвестициях, Закона о концессиях  и Закона о свободных экономических  зонах с целью усовершенствования  законодательной базы функционирования  иностранных инвестиций.

3) Законодательного  определения прав собственности  на землю.

4) Образования  Государственного информационного  центра содействия инвестициям  для облегчения доступа иностранных  инвесторов к информации о  положении на российском рынке  инвестиций.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер  общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение  национального согласия между  различными властными структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение  инфляции всеми известными в   мировой  практике мерами за  исключением невыплаты трудящимся  зарплаты;

- пересмотр  налогового законодательства в  сторону его упрощения и стимулирования  производства;

- мобилизация  свободных средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение   в  строительство  системы   оплаты  объектов  за  конечную  строительную продукцию;

- запуск  предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

- предоставление  налоговых льгот банкам, отечественным  и иностранным инвесторам,  идущим  на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать  им убытки от замедленного  оборота капитала по сравнению  с другими направлениями  их  деятельности;

- формирование  общего рынка республик бывшего  СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе  мер по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:

- принятие  законов  о концессиях и  свободных экономических зонах;

- создание  системы приема иностранного  капитала, включающей широкую и  конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков  и страховых компаний, страхующих  иностранный капитал от политических  и коммерческих рисков, а также  информационно-посреднических центров,  занимающихся подбором и заказом  актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в   их реализации инвесторов  и   оперативном  оформлении  сделок  "под ключ";

- создание  в кратчайшие сроки Национальной  системы мониторинга инвестиционного  климата в России;

- разработка  и принятие программы укрепления  курса рубля и перехода к  его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

 

 

Заключение

В своей  курсовой работе я попыталась дать основные теоретические аспекты  такого важного и сложного процесса как инвестиции; проанализировать инвестиционную ситуацию в России на данный момент с разных позиций: по России в целом, а также в сотрудничестве с другими странами; предоставить основные рекомендации по развитию инвестиционной сферы, основываясь на законодательстве РФ.

Структурно  работа состоит из введения, содержания, трех частей, заключения, списка использованных источников и приложения.

Инвестиции  являются важной экономической категорией и играют большую роль в экономике  страны. В первом разделе это было точно отражено. Также инвестиции являются звеном в цепочке практически  всех экономических процессов. Отмечу, что инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы в целом.

Второй раздел был посвящен особенностям инвестиций. Инвестиционная деятельность, направленная на изменение структуры российской экономики, обязательно должна прогнозироваться и планироваться не только в кратко - и среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, в противном случае инвестиции могут не дать нужного эффекта. Одной из проблем отсутствия долгосрочных инвестиций в частном секторе, а также низкого инвестиционного рейтинга России в целом является отсутствие долгосрочной государственной инвестиционной политики.

Третий  раздел говорится о том, какие  меры активизации нужно для инвестиционного  процесса, например: восстановление Бюджета, формирование государственной инвестиционной программы. В силу комплекса объективных и субъективных причин сегодня затруднены прямые инвестиционные проекты. Поэтому западные инвесторы, с целью закрепиться на отечественном рынке, разрабатывают иные формы инвестиционной деятельности, которые по содержанию можно отнести к косвенным или опосредованным инвестициям. В настоящее время это один из оптимальных направлений активизации инвестиционной деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени  увеличить экономический потенциал  государства. Поэтому успех, достигнутый  в данной сфере, во многом предопределит  успешную реализацию социально-экономических  реформ и экономическое развитие страны в целом.

 

 

Список литературы:

  1. Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.– М.: «Дело и сервис», 2005.
  2. Абрамов С.И.  «Инвестирование»,  Москва, 2000 г.
  3. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы / Отв. ред. Астапович. - М.: Агентство «Инфомарт», Известия, 2004.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Вопросы-ответы: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТАКТ»: ИНФРА-М, 2008.
  5. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.
  6. Варнавский, В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства [Текст] / В. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №5.
  7. Экономическая теория [Текст]: учебник; под общ. ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  9. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России//  Экономический анализ: теория и практика.-2005.-№7.
  10. Дегтярева И.В. ЭКОНОМИКА.Макроэкономика, 2004.
  11.   Журнал «Инвестиции в России», №8,9 2004г.
  12. Инвестиции в экономику России в 2000 г. (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. – 2001. - №8.
  13.   Лисин, В. Инвестиционные процессы в российской экономике [Текст] / В. Лисин // Вопросы экономики. – 2004. – №6. – С. 4–27.
  14. Маренков Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
  15.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть1.
  16.   Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. – 1999.– № 31.
  17. Подшиваленко Г.П, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. «Инвестиции» учебное пособие / — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006.
  18. Сергеенко А.М. Анализ тенденций развития регионов России в 2000-2005 годах // Вопросы экономики. – 2006. – № 2.
  19. Френкель А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. - 2008 - №9.
  20. Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  21. Шахназаров. “Инвестиции: ситуация и перспективы”. Журнал “Экономист”, № 1, 2001.
  22. http://www.economy.gov.ru
  23. http://www. regnum. ru/news/novgorod/645458.html
  24. http://vip.1-du.ru/news/598943/ Госкомстат.

Информация о работе Тенденция развития инвестиционных процессов