Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:49, курсовая работа
Теневая экономика представляет интересс с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Существует стереотип о том, что теневая экономика наносит собой только вред для экономической системы, но при более глубоком анализе становится понятно, что так же темная экономика несет собой и пользу для некоторых слоёв населения. Поэтому я вижу необходимость разобраться в том, что собой представляет сегодня теневая экономика, насколько она мощна, что и кто ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса.
Введение
Сущность теневой экономики………………………………....6
1.1 Содержание понятия «теневая экономика»…………….6
1.2 Основные секторы………………………………………..6
1.3 Причины и последствия развития теневого сектора.......9
1.4 Роль теневой экономики в развитии экономических систем………………………………………………………………....12
Методы измерения теневой экономики…………………….14
2.1 Методы, используемые на микроуровне……………….....14
2.2 Методы, используемые на макроуровне………………..16
Особенности теневых отношений в российской экономике……………………………………………………………19
3.1 Изучение теневых отношений в российской транзитивной экономике…………………………………….19
3.2 Неоинституциональный подход: «десотианство» и
Россия…………………………………………………………20
3.3 Традиционно-институциональный подход: теневая экономика в контексте российской культуры……………...23
3.4 Итоги и перспективы изучения российской теневой экономики…………………………………………………….24
Заключение
Список литературы
3.1 Изучение
теневых отношений в
Главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции.
Собственно сама коррупция, трактуемая как использование служебного положения в личных целях (или экономика взяток), выступает одним из секторов теневой экономики. Главная отличительная черта экономики коррупции, как сектора теневой экономики, в отличие от нерегистрируемой экономической деятельности по производству обычных товаров и услуг, заключается в том, что ее функционирование не ведет к созданию никаких дополнительных благ. Деятельность пораженной коррупцией части государственного аппарата направлена на незаконное изъятие (перераспределение) созданного другими хозяйствующими субъектами общественного дохода в целях личного обогащения чиновничества. В этом нельзя не видеть особый вред для жизни общества и экономики, который она несет.
В настоящее время
РФ занимает по степени коррумпированности
126 место из 158 стран мира. Хотя в
общей структуре
При этом следует особо подчеркнуть, что
коррупция - это бедствие не одной только
России. В последние годы она все заметнее
выдвигается в качестве главной экономической
проблемы всего современного мира. По
данным экспертов Всемирного банка, более
40% предпринимателей во всем мире вынуждены
давать взятки. В развитых странах эта
цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в
странах СНГ - 60%.
Можно привести еще одну цифру, которая свидетельствует о первостепенной значимости борьбы с коррупцией в современной России. Речь идет об оценках масштаба "рынка коррупционных сделок". Различными исследовательскими центрами приводятся разные оценки масштаба коррупции. Его диапазон таков: от 37 млрд. долл. до 115 млрд. долл. (Движение "Против коррупции") и даже до 316 млрд. долл. (Фонд "ИНДЕМ").
Приведенные примеры подтверждают чрезвычайную
важность активизации борьбы с коррупцией
в РФ. Не случайно одним из заметных событий
последнего времени стала подготовка
Общественной палатой доклада "Уровень
коррупции в Российской Федерации и некоторые
антикоррупционные приоритеты", который
в 2007 г. был направлен в органы государственной
власти. В этом докладе выявлены основные
зоны поражения коррупцией, раскрыты причины
и последствия ее масштабного разрастания,
предложен комплекс антикоррупционных
мер.
Негативная роль коррупции в жизни общества
многообразна. Более подробно рассмотрим
только одну ее составляющую - взаимосвязь
с теневыми процессами в экономике.
3.2 Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия
В объяснении причин теневой экономики постсоветской России существуют разные толкования, которые в принципе могут разделяться на две школы: «десотианство» и «мюрдализм». «Десотианство», как понятие связано с именем известного перуанского экономиста Э. Де Сото, новаторские мышления которого о причинах теневой экономики открывают один из путей к её изучению. Сущность десотианства лежит во влиянии государственных институтов на возникновение теневой экономики. Оно объясняет причины теневой экономики институциональными факторами, лежащими в области политики и права. Иначе говоря, существование и развитие теневой экономики возникают из-за недостатков администрации, чрезвычайного вмешательства государства, и плохих законов. Таким образом, десотианство основано на правовом детерминизме, и более приближается к концепции неоинституционализма.
Масштабное развитие
теневой экономики тесно
- возникновение делового
тандема чиновников и
- чрезвычайно высокая роль государства в экономике
- сохранение прежних форм монополизма и появление новых
- репрессивный характер системы налогообложения и чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий
- рыночные реформы
в России приобретают
- российские рыночные
реформы в целом носят
Возвращаясь к исследованиям
Э. де Сото, следует обратить внимание
еще на одну проблему, рассмотренную
им в работе «Иной путь». Перуанский
экономист на примерах доказывает,
что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует
«сила права» (конечно, права специфического,
т.е нелегального). Мир теневого бизнеса
во многом копирует мир бизнеса легального,
заимствуя эффективные формы организации:
во всех видах нелегальной деятельности
существуют устойчивые организации, которые
координируют контакты теневиков друг
с другом и с законными государственными
институтами. Складывается впечатление,
что в «тени» живет параллельный мир со
своими профсоюзами, судами, правовыми
нормами, который во многом эффективнее
официального мира. Даже процесс подкупа
государственных чиновников трансформируется
здесь из эпизодического правонарушения
в устойчивый порядок, с которым согласны
все его участники.
Рассмотренный в работе Э. де Сото довольно
сложный механизм самоорганизации теневого
бизнеса убедительно доказывает несостоятельность
упрощенных представлений о рынке, где
каждый «сам за себя». Высокие трансакционные
издержки легального бизнеса делают исключительно
индивидуалистическую деятельность заведомо
неэффективной, заставляя экономических
агентов сплачиваться в нелегальные организации,
существование которых приобретает устойчивый
характер, причем происходит постепенная
институционализация все большего числа
неформальных норм.
На основе анализа вышеизложенных особенностей, можно, согласно десотианству, объяснить разрастание теневой экономики в переходном периоде. Основная причина такой ситуации состоит в недостатке и несовершенстве взаимосвязанных институтов (даже отсутствии нужных), т.е. так называемый институционный вакуум4. Хотя и принимаются новые законы, но они остаются неопределенными либо неэффективными.
3.3 Традиционно-институциональный подход: теневая экономика в контексте российской культуры
«Десотианство», как очевидно, основано на правовом детерминизме. Этот подход принадлежит к тому направлению неоинституционализма, который уделяет основное внимание в развитии общества совершенствованию именно правовых институтов. Следует, однако, отметить, что правовой детерминизм в объяснении проблем хозяйственного развития отражает типичные особенности западной ментальности, для которой понятие «правовое общество» давно является не желаемой целью, а повседневной реальностью.
Самое основательное
исследование по проблемекультурных корней
отечественной теневой экономик
требований «чужих». Когда лишь 1/3 россиян считает, что людям можно доверять, то общество раскалывается на мозаику малых групп, члены которых доверяют только близким, хорошо знакомым людям и не доверяют всем остальным. Поскольку эти мафиозные нормы пронизывают деятельность буквально всех организационных структур — государственных, коммерческих и криминальных, — то их преодоление в ближайшей перспективе представляется А. Олейнику весьма маловероятным5.
3.4 Итоги и
перспективы изучения
Россия относится к группе постсоциалистических стран с высоким уровнем теневых экономических отношений (наравне, например, с Украиной). Оценки масштабов российской теневой экономики 2000-х гг. варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. Динамика теневой экономики России за последние 10 лет весьма неоднозначна. С одной стороны, в 2000-е гг. в целом уровень теневых экономических отношений стабилизировался или даже пошел на спад. Ощущение позитивных сдвигов обеспечивается, прежде
всего, ослаблением наиболее криминальной («черной») составляющей теневой экономики: время «бандитских крыш» ушло в прошлое, функции инфорсмента стали в основном выполнять «милицейские крыши» и легальные правоохранительные институты. Ранее едва ли не тотальное уклонение от налогов также начало сокращаться. С другой стороны,
отмечены тенденции усиления некоторых «обыденных» форм теневой экономической деятельности – коррупции, неформальной занятости, нелегальной миграции.
Поскольку масштабы теневой экономики, как правило, негативно коррелируются с экономическим ростом и развитием, для правильного понимания перспектив социально-экономического развития России на ближайшие десятилетия необходим прогноз эволюции
отечественной теневой экономики.
В научных исследованиях прогнозы развития теневой экономики делались не очень часто – обычно исследователи концентрировали свое внимание на оценке существующего уровня теневых экономических отношений. Поэтому выяснение того, есть ли «светлое будущее» у российской теневой экономики, является нетривиальной исследовательской задачей.
Прогноз развития в России
теневых экономических отношени
уровня развития теневой экономики и сдерживание ее масштабов на этом пороговом уровне.
Сейчас, на начальном этапе анализа перспектив институционального развития теневой экономики современной России, важно понять степень актуальности этого исследования. Для этого я предлагаю обратить пристальное внимание на осмысление такого понятия как "национальная экономическая безопасность".
Это понятие давно активно используется в правительственных декларациях, в публикациях СМИ и в публицистике. Однако его научный анализ пока делает лишь первые шаги. Между тем дискурс о теневой экономике в современной России должен опираться, на мой взгляд, именно на новую парадигму национальной экономической безопасности.
Активное обсуждение проблем экономической безопасности России идет более 10 лет. В 2000-е гг. появились даже учебные курсы "Экономическая безопасность", используемые для преподавания во многих вузах России6.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены "существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы". 7 Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход будущих выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой
экономики нужны два вида действий.
С одной стороны, предстоит с
ней “бороться”, а это функция
правоохранительных органов, которую
они должны выполнить как можно
лучше. С другой - вводить “тень”
в стандартные размеры
Cиcтемa мер пo бoрьбе и теневoй экoнoмикoй и aнтикриминaлизaции дoлжнa иметь неcкoлькo нaпрaвлений:
1. Меры coциaльнo-экoнoмичеcкoгo хaрaктерa.
Oни дoлжны быть нaпрaвлены нa кaрдинaльные перемены в cфере coциaльнo-экoнoмичеcких oтнoшений:
1). Уменьшение рaзличий в рaзмерaх денежных дoхoдoв рaзных групп нacеления
2. Cнижение темпoв рaзвития
безрaбoтицы и ее урoвня
3. Пoдъем нaциoнaльнoгo прoизвoдcтвa и cельcкoгo хoзяйcтвa, cтрoительcтвa жилых здaний и прoизвoдcтвенных территoрий
4. Рaзвитие oтрacлей и cектoрoв нaрoднoгo хoзяйcтвa
5. Увеличение преcтижa чеcтнoгo трудa нa гocудaрcтвеннoй ocнoве